09 апреля 2021 12:03

Мнение: подход Extreme E уникален в мировом автоспорте

Джейсон Барлоу предполагает, что среди недостатков Extreme E есть и достоинства

Нет никаких сомнений в том, что а) старт вашей новой гоночной серии в Саудовской Аравии и б) энергичное продвижение сохранения экологии в автоспортивной серии, которая путешествует по миру на дизельном корабле, создает не лучшую атмосферу для обсуждения.

Я не буду защищать достижения Саудовской Аравии в области прав человека и других ее «проблем». Любая страна, в которой гомосексуализм по-прежнему незаконен, а свобода слова подавляется, - это не та страна, с которой я бы хотел столкнуться.

Тем не менее, с моей стороны было бы упущением не отметить, что люди, которых я встретил за девять дней в стране, были гостеприимными, вежливыми и часто очаровательными. Несмотря на реформы наследного принца Мохаммеда бен Салмана, отношение Саудовской Аравии к женщинам остается под вопросом. Однако ни у одной из женщин-пилотов, с которыми я разговаривал - а я спрашивал многих из них - похоже, не было большой проблемы, находясь в стране, где женщинам разрешили управлять автомобилем только три года назад, и где они должны были получить разрешение мужчины перед этим.

Основатель Extreme E Алехандро Агаг и другие известные люди, с которыми я разговаривал, либо сказали, что «мы не занимаемся политикой», либо указали на то, что режим активно пытается изменить свою жесткую позицию по ряду вопросов.

Ни один из ответов не является удовлетворительным, но вряд ли в месте проведения гонок резко изменились законы и привычки. (Верно и то, что вещи в королевстве меняются: очевидно, существует процветающая субкультура ЛГБТК в крупных городах Саудовской Аравии, о которой просто не особо много говорят по очевидным причинам). В частности, пилоты-женщины были там, чтобы участвовать в гонках, и для меня они были первыми звездами уик-энда. Я сомневаюсь, что многие из нас слышали о Кэти Маннингс, Саре Прайс, Кристине Гутьеррес или Молли Тейлор до этих выходных. Что лучше - оплакивать достижения Саудовской Аравии в расширении прав и возможностей женщин или пойти туда и на самом деле продемонстрировать, на что вы способны?

Любой, кто встречал Агага, знает, что он отлит по той же схеме, что и Берни Экклстоун, Флавио Бриаторе или, возможно, даже Саймон Коуэлл, и, таким образом, действительно очень далек от Греты Тунберг. Он импресарио шоу-бизнеса и сообразительный оппортунист, но он также обладает удивительной способностью убеждать влиятельных людей что-то делать.

Как вы думаете, подписались бы такие люди, как Льюис Хэмилтон, если бы он не провел необходимую экспертизу (хотя, к сожалению, его там не было - видимо, оптика была неправильной). Агаг наверняка воспользовался желанием Саудовской Аравии продвигать себя, и когда я спросил его напрямую о спортивном пиаре, он ответил, как политик, которым он, конечно же, в какой-то степени должен быть. F1 будет в Джидде в декабре, должен ли Льюис бойкотировать этот Гран-При? Или он должен пойти туда и использовать свою платформу, чтобы что-то сказать? Это будет интересным испытанием для его растущей и широко освещаемой активности.

Затем следует краткое описание сохранения природы. У меня был долгий разговор с главным научным консультантом XE профессором Ричардом Вашингтоном. Этот человек настолько далек по характеру от Агага, насколько это возможно: говорит тихо, тщательно взвешивает свои слова и довольно застенчив. Он делает много замечательных пометок и отмечает, что когда ученый пишет отчет, это достижение, если его рецензируют, и чудо, если его читают 1000 человек. За один уик-энд он поговорил с большим количеством журналистов, чем за всю свою карьеру, и все они будут цитировать его открытия миллионам читателей по всему миру через некоторые престижные платформы. Это уровень воздействия на профессора и те причины, которые он поддерживает, чем он раньше считал возможным.

Перейдем к аспекту наследия XE. Мы бродили по пляжу, где черепахи, находящиеся под угрозой исчезновения, живут в тени огромного цементного завода. Разношерстная группа СМИ, VIP-персон и автогонщиков, это было сюрреалистическое зрелище, вплоть до офисного стола, который был установлен рядом с горным хребтом. Экологический активизм, дружественный к Instagram, или слова о крупнейшей чрезвычайной ситуации на планете? Кто знает. Я все время слышал фразу: «Чтобы приготовить омлет, нужно разбить яйца». Это и тот факт, что делать что-то лучше, чем сидеть дома и ничего не делать. Дело в том, что XE означает, что о продолжающейся климатической катастрофе говорят в контексте спорта, где такие разговоры случаются нечасто.

Поверьте, у меня были сомнения, когда я следовал за великим Карлосом Сайнсом по пляжу с мешком для мусора, свисающим с его плеча, и элемент пиар-трюка в этом был явно очевиден. Но я полагаю, что в этом и заключается смысл пиар-трюков. Они заставляют людей говорить. Никто не думает, что группа гонщиков, убирающих пластик с пляжа, изменит мир, но это заставляет людей говорить. XE должен доказать, что он углеродно-нейтральный в процессе разработки, и все участники знают, что каждый их шаг будет тщательно изучен. Наша цель - оставить разные места проведения в лучшем состоянии, чем они были раньше, буквально или с точки зрения осведомленности. Возможно, некоторые яйца будут разбиты по пути, но получившиеся омлеты окупятся.

Теперь давайте удалим политическую и климатическую повестку дня: работает ли XE как автоспорт? Если вы смотрели это, вам понравилось? Лично мне - понравилось. На протяжении всей гонки было несколько замечательных моментов, возможно, столько же, сколько вы найдете в среднем уик-энде Формулы 1. И многие из них были любезно предоставлены женщинами-пилотами, о которых я раньше почти ничего не знал. Я нашел это очень освежающим. Я ездил по трассе несколько раз, и вы могли видеть, насколько это сложно. Кроме того, она постоянно менялась таким образом, каким никакая традиционная гоночная трасса «не меняется», требуя от пилотов огромного мастерства. Дженсон Баттон явно нервничал по этому поводу, и он был прав, узнав, что случилось со Стефаном Саррацином, Кайлом ЛеДуком и Клаудией Хюртген.

В конечном счете, пыль свела все соревнование к первому повороту на трех машинах в полуфинале и финале, и Леб отказался от большого стиля, когда Кристофферсон обыграл его. Но пыль не будет проблемой на других площадках, и в настоящее время довольно примитивная подвеска автомобиля будет улучшена. Аккумуляторы тоже перегревались, и были проблемы с гидроусилителем руля. Эти проблемы также будут решены. Но первый кадр новой серии, которая стартовала посреди Аравийской пустыни и транслировалась в прямом эфире в 70 странах мира, не впечатлил бы только настоящего циника. Усилия, которые были вложены в это, были поразительны, а дух товарищества между командами был подлинным.

Я смотрел ралли-кросс на ITV в конце 1970-х (когда комментировал его Мюррей Уокер и в нем участвовал отец Дженсона), и мне это всегда нравилось. Но сегодня никто не стал бы транслировать гонку из Лидден-Хилл по телевидению в прайм-тайм. У Льюиса Хэмилтона и его коллег не будет команды RX через миллион лет. Но они все же хотят играть в песочнице Агага, потому что понимают, что этот парень знает, как продавать развлечения, и в этом вся суть. XE разработан для работы на мобильных телефонах, при относительно быстром интернете. На мой взгляд, проведение первого раунда в Саудовской Аравии было ошибкой, но я подозреваю, что здесь была замешана реальная политика - и деньги. Как есть и будет во всем мировом спорте.

Как мы будем реагировать на это индивидуально, зависит от нас. То, что мы делаем для решения проблемы изменения климата, также остается личным выбором. Что бы вы ни думали о XE, это то, что занимает центральное место в этой серии. И это делает ее уникальной в мировом автоспорте.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика