John Deere 1270 Harvester

Лесоповал — дело непростое. Мы отложили двуручную пилу и попытали счастья с этим монстром

Представили себе толпу зеков с пилами “Дружба” под надзором ВОХРы? Нетушки, это John Deer 1270E Harvester — самая чудовищная лесоповальная машина, по эффективности сравнимая только с Тунгусским метеоритом.

Серьезно, он ужасен. Стоит перед плотной стеной деревьев, весом под 4 тонны каждое, как газонокосилка перед клумбой. И напоминает машину для изощренных пыток, придуманную каким-нибудь садистом из Бондианы. Злодеем по прозвищу Лесник...

Оглядываюсь назад и вижу опустошенную, как после Апокалипсиса, равнину, покрытую сломанными ветками. По ним топчется братец нашего монстра — 1210Е Forwarder, собирает спиленные стволы. Пора принять участие в этом избиении древовидных.

Водитель Аллан Картнер с упоением рассказывает мне о ножах, которые рубят ветви, о захватах для стволов и автоматических пилах, висящих на гидравлической “руке”, которая развивает усилие в 197 000 Нм.

Посреди нашего разговора неподвижная вроде машина вдруг слегка вздрагивает, как оживший робот, готовый к атаке. Ножи так близко, что я невольно отскакиваю. Потом залезаю в “плавающую” кабину — самовыравнивающийся и вращающийся стеклянный ящик — и захлопываю дверь. И вдруг наступает тишина. Девятилитровый дизель с крутящим моментом 1130 Нм на холостом ходу едва слышен, радио тихо мурлычет какую-то рекламную фигню.

1270Е ЗАМЕНЯЕТ 20 МУЖИКОВ. КАК РАЗ ДЛЯ КРИЗИСА

Это рабочее место Аллана. Тут очень уютно. Картнер настраивает системы на уровень новичка (снижает быстроту реакции органов управления), и в каждую руку я беру по джойстику. Левый рычаг управляет огромным краном: двигает его слева направо, а режущий захват — вперед или назад параллельно земле. Правый вращает захват, поднимает и опускает его. Слава Богу, для того, чтобы сдвинуть с места эти 18 тонн, надо нажать на совершенно обычную педаль газа. Есть и автоматический тормоз, который держит машину на склоне, а умная кабина всегда стоит горизонтально, так что уклона я не чувствую.

Опускаю кран и захватываю ствол 25-метрового дерева. А мог бы и 250-метрового — жуть какая! Теперь нужно чуть поднять захват, чтобы дернуть корни, а потом нажать маленькую кнопочку и включить пилу, срезающую ствол. Дерево начинает валиться и укладывается на землю. Надо суметь не уронить его на кабину.

Тычешь в кнопки, как на PlayStation, и машина протягивает срубленное дерево через захват, срезая все ветки. Всего за несколько секунд. Потом она протягивает ствол обратно и снимает пару дюймов с торца, обнуляя измерительное устройство.

Перед началом работы мы занесли в компьютер машины нужную длину: теперь она сама обрезает бревна и метит их разными цветами. Мой подручный в Forwarder (машина, которая собирает бревна, помните?) их сортирует. Если бревно слишком кривое, звучит зуммер — его надо отложить в сторону. Самые тонкие ветки сбрасывают на землю, чтобы на вязком грунте машинам было легче. Но потом все собирают — каждый сучок идет в дело. Крупные бревна — на стропила, средние — на палеты и заборы, обрезки и ветки — на бумагу, писчую и туалетную.

Аллан говорит, что эта машина заменяет 20 человек с бензопилами. В его опытных руках она валит около 200 деревьев в день. Две сотни. В день. Я честно обалдеваю, пока Аллан не напоминает мне, что это фермерское хозяйство. Самое обычное, только урожай здесь растет 30 лет. И действительно, ковыляя обратно в цивилизацию, я прохожу мимо группы рабочих, ухаживающих за посадками для нового урожая...

ТЕКСТ: ПОЛ РЕГАН / ФОТО: ЛИ БРИМБЛ

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика