31 декабря 2021 13:35

Тест-драйв: Land Rover Defender 110 в Карелии

Приключение, которое могло бы и не случиться, если бы не стечение обстоятельств

На самом деле поездка в Карелию возникла совершенно спонтанно. Республика на границе с Финляндией давно привлекала меня своей прекрасной природой и необычной атмосферой, которой славятся бывшие иностранные территории, волею судеб попавшие в состав России и чудом сохранившие в некоторых местах исторический колорит. В прошлом я был здесь два раза. Правда, точечно. Сначала на Ладожском озере вместе с Vasin Driving School, а потом на новопостроенной гоночной трассе Игора Драйв на этапе РСКГ.

Но по-настоящему Карелию увидеть можно только «с колес». Так что оставалось только две мелочи – найти время в плотном графике на поездку хотя бы на три дня, а также найти автомобиль, который подойдет для этого путешествия. Конечно, если вы не отбитый «внедорожник», то можно ехать хоть на компактном городском кроссовере. Но мы же не ищем легких путей. В итоге все срослось – лучше не придумаешь. Даты были утверждены, автомобиль тоже, так что в путь!

На чем едем.

Собственно, тизер уже в заголовке. Для путешествия удалось достать новый Land Rover Defender 110. Честно говоря, в прошлых наших тестах мы уже делали комплименты внедорожнику в этом плане – мол, в городе он хорош, но и в дальнюю дорогу самое то. Естественно, когда образовалось путешествие, было бы преступлением не проверить собственные же слова.

Что самое замечательное – под капотом 3.0-литровый турбодизель мощностью 249 лошадиных сил – мало кто будет отрицать, что для длительных забегов недалеко от цивилизации лучше дизеля мало что придумаешь.

Правда, не без нюансов. В нагрузку к самому Defender шли фирменные аксессуары. Стоит сказать, что они все сертифицированы согласно нашему Техрегламенту, так что смело можно ставить автомобиль на учет в уже оборудованном виде. Спереди жесткий «кенгурятник» (ориентировочная цена у дилера 111 068 рублей), под ней интегрированная лебедка WARN (ориентировочная цена у дилера 268 233 рубля плюс монтажный комплект с установкой 254 757 рублей), в багажнике наличествовала фирменная сумка с аксессуарами для лебедки (шаклы, перчатки, корозащитная стропа, обводной блок – за 32 443 рубля у дилера), на крыше – решетка для груза (типа экспедиционный багажник – за 114 714 рублей), на задних стойках с одной стороны – бокс для всяких мелочей (64 310 рублей), а с другой стороны – раскладная лестница для доступа на крышу (за 64 580 рублей). Так что одних аксессуаров почти на миллион рублей.

В общем, упаковали нас в путешествие по полной программе. Правда, это скорее обзорная поездка, чем экспедиция, так что обычного багажника хватило за глаза.

Трасса.

Откровенно говоря, в способностях нового Defender на трассе сомнений не было никаких. Трасса М11 уже изъезжена вдоль и поперек, все лайфхаки освоены и никаких проблем не ожидалось. Кстати, если интересно, то заправиться «под пробку» лучше еще в Москве, на МКАДе, дозаправиться (снова «до полного»)можно будет в Тверской области на небольшом «городском» участке в Эммаусе, а потом уже можно лететь до самого Питера без остановок на дозаправку. Конечно, развлечений по пути немного, но у нас была задача максимально быстро доехать до Приозерска (это еще Ленинградская область, но почти уже Карелия). Это 860 километров, которые особенно ничем не примечательны за исключением регулярной оплаты проезда. Преодолели мы их за 8 часов со средней скоростью 110-130 км/ч.

На самом деле основное удивление было в том, что, проведя в водительском кресле 8 часов с парой перерывов на разминку минут на 20, я совершенно не устал. Нигде ничего не затекло и не заломило, хотя могло. Такие нюансы в дальней дороге более чем важны.

Другое дело, что весь этот экспедиционный обвес, вопреки заверениям Land Rover на официальном сайте начинал отчетливо петь на скорости в районе 120 километров в час. Мы же тестировали 110-й без этих дивайсов на таких скоростях – и было все прекрасно. Конечно, я не питал иллюзий насчет того, что будет именно так (потому что с экспедиционными багажниками, да даже с обычными багажниками на крыше всегда присутствуют дополнительные звуки), но справедливости ради, на сайте написано, что не шумит.

И скорее всего, в трассовом расходе в 11 литров литра полтора добавлялось за счет этих аксессуаров. Не поручусь, но очень похоже на то.

Карелия.

Переночевав в Приозерске, мы отправились дальше в направлении Сортавалы. Стоит отдать должное местной администрации, но трассу А121 «Сортавала» сделали на загляденье. Раньше ее не то, что трассой – дорогой назвать было сложно. Международные автобусы за несколько рейсов теряли на ней пневмоподвеску, а дорога занимала раза в три больше времени. В этот раз 120 километров до Сортавалы мы одолели за полтора часа. Это к вопросу о городских кроссоверах, которых, кстати, по дорогам Карелии ездит немало. На оборудованных внедорожниках в основном катают туристов по особенным местам, куда дороги тянуть либо дорого (да и природоохранное законодательство запрещает), либо начальство туда не ездит, так что и надобности особой нет.

Другое дело, что, благодаря карельским ландшафтам, дорога временами похожа на горизонтальный серпантин с небольшими перепадами и довольно резкими поворотами. Вот здесь как раз и удалось проверить пневматическую подвеску Defender, которая умеет адаптироваться под дорожные условия, учитывая скорость и прочие параметры. Это уже не тот рамный вездеход, как был раньше, так что крены хоть и ощущаются, но совершенно не пугают и позволяют сохранять траекторию даже в самых экстремальных ситуациях.

Есть в районе Сортавалы один веселый поворот… Перед ним даже знак стоит «подъем с поворотом» (прокатившись по нему несколько раз, последнее слово хочется заменить на «переворотом»). Этот знак главное заметить вовремя, потому что двухполосная дорога уходит вверх между скалы с одной стороны и огромным валуном с другой. А сразу за ними – поворот градусов так в 90. При этом с той стороны, уже сверху вниз, тоже едут машины. И вот ты влетаешь примерно на 80-ти км/ч между этих камней, мозг вдруг вспоминает текст знака, тут же видишь резкий поворот, а за отбойником – крутой склон в Ладожское озеро. И тут все зависит от реакции и автомобиля. Резко оттормаживаешь, не дожидаясь срабатывания ABS, приотпускаешь педаль тормоза и поворачиваешь. Мозг ожидает визга шин и потери контакта руля с реальностью, но Defender поворачивает, колеса остаются на асфальте и набежавшие мурашки уже зря тратят энергию – впереди прямая, опасаться нечего, можно сделать вид, что так и надо было. Дальнейшие эксперименты показали, что для подвески Defender это вообще не проблема – главное не перебарщивать с надеждами. При этом на руле отчетливо чувствуется необходимое усилие, которое помогает лучше осознать ситуацию на каждый конкретный момент.

Рускеала, Белые мосты и Кинерма.

Что касается достопримечательностей, то в Карелии их есть на любой вкус. Особенно для любителей природы, чистого воздуха, отдыха на воде и прогулок по лесу. В целом это все как раз про Карелию и есть. До большинства интересных мест можно легко добраться на обычной машине, без специальной подготовки.

Например, одна из главных достопримечательностей Карелии – горный парк Рускеала. Мраморный карьер, в котором добывали мрамор для строительства Петербурга, давно не действует и его превратили в отличный природный парк с большим озером в центре. Добраться до него можно из Сортавалы на историческом «Рускеальском экспрессе» (тянет вагоны настоящий паровоз, так что это очень атмосферная поездка), но и с дорогами здесь все в порядке – отличный асфальт, бесплатные парковки. Здесь стоит закупиться сувенирами и местной косметикой (шунгит – основная составляющая их часть. Рекомендую мазь от боли в суставах – космическая штука).

Белые мосты – это два водопада в часе езды от Сортавалы. Конечно, есть и более доступные водопады, но это места совсем туристические, так что придется там постоять в очереди в компании автобусных туристов. А вот Белые мосты за счет своей отдаленности от цивилизации менее массовое место, соответственно, более симпатичное. Кстати, несмотря на отдаленность, все необходимое есть и там – беседки, лестницы, мостики, место для парковки. При этом проехать туда можно только летом – дорога грунтовая и от дождей развозит ее знатно.

По пути к водопадам дорога идет через насыпь из красной мраморной крошки. Ухаживают за ней время от времени, так что гребенка тут знатная, плюс часто встречаются немаленькие промоины, в которые можно жестко ухнуть всем колесом и оставить всю подвеску навсегда. Так что раллийный доп получается очень интересный. Здесь пневматическая подвеска Defender также не подвела – на каком-нибудь кроссовере гребенка вытряхнула бы из нас все внутренности вместе с позвоночником, а тут вполне комфортно с легкой вибрацией добрались до внедорожного участка. Местные советовали нам туда не соваться – они парковались в кустах километра за 2 до водопадов, переобувались в резиновые сапоги и шли туда пешком.

Издалека было видно, что бездорожье тут взаправдашнее. Но у нас был опыт преодоления препятствий в Land Rover Experience Center в Подмосковье, так что требовалось проверить внедорожник в деле на неподготовленных специалистами JLR участках. Тем более, в наличии лебедка и шины Goodyear Wrangler AT. Конечно, шины для бездорожья так себе, но лучше уж так, чем на шоссейных «лыжах». Плюс система Terrain Response, которая должна помочь выбраться из любой ситуации. Другое дело, что на много километров вокруг не было трактора. Даже подготовленного внедорожника. Так что надежда только на свои силы, Dendender и удачу.

Включив все, что только можно было и попросив карельских богов о помощи, мы поползли вперед. Конечно, будь там совсем глина, сидеть нам у этих водопадов непонятно сколько до прибытия местных лесорубов (у них около водопадов оказался лагерь) на Урале, но где-то ползком, где-то ходом, пробраться через низину на более твердый грунт удалось. Я так думаю, все встреченные нами пешеходы (да что там, кроме нас и лесорубов тогда по этой дороге и не ездил никто), всерьез уверовали в то, что Defender и в новом поколении остался всепроходимым внедорожником. Я был горд, скажу честно. Но, как и в случае с поворотами, здесь лучше не перебарщивать и подстраховаться.

Следующим важным пунктом нашей поездки была деревня Кинерма – историческое поселение, первое упоминание о котором в летописях датируется аж 1496 годом. Конечно, живет здесь людей немного – все же привычнее жить не в деревянной избе возрастом более 100 лет, а в более современном помещении, но несколько семей поддерживают деревню в жилом состоянии. Проводят экскурсии, рассказывают об истории поселения, традициях. Причем в процессе участвуют не только взрослые, но и молодежь. Нам экскурсию проводил сын хозяйки одного из домов, Игорь. 17-летний парень настолько увлечен историей родного края, что планирует ехать в Петрозаводск, изучать карельский язык.

Возвращение.

Нельзя сказать, что Карелия состоит из одних красот и плюсов. Найти хорошую гостиницу все еще не так и просто – хотя имеются и очень хорошие комплексы – Точка на карте, Ладожская усадьба, Дача Винтера. Города и поселки вдоль дороги также пока далеки от эстетики финских населенных пунктов, которые находятся меньше, чем в сотне километров от Сортавалы. Развитием туризма занимаются, как обычно, частники, возможности которых бывают довольно сильно ограничены. Но тем не менее, если не ждать от поездки в Карелию комфорта Лазурного побережья, а сконцентрироваться на природе, впечатлениях и непосредственно отдыхе, время здесь идет совершенно в другой плоскости. Возвращаясь в цивилизацию с высокими домами, широкими дорогами, гипермаркетами, суетой и тысячами машин вокруг, как будто возвращаешься с другой планеты.

И мой вердикт однозначен – у Land Rover получилось сделать новый Defender максимально универсальным. Он безумно хорош на трассе, комфортен и предсказуем на грунтовках, и все еще остается внедорожником при наличии дополнительных средств поддержки (внедорожные шины, лебедка, знания и опыт в преодолении бездорожья). За 2 500 километров путешествия по самым разным дорогам ни разу не возникло желания обсудить вариант поездки в следующий раз на самолете или поезде. Если хотите, это то, чего нам так долго не хватало – большого автомобиля, в котором хорошо везде и всегда. И да, он привлекает к себе внимание – дизайнеры Jaguar Land Rover не зря едят свой хлеб с маслом.

И отдельный респект хочу выписать Land Rover за довольно богатый список аксессуаров для Defender. Фактически, не отходя от кассы, можно оборудовать внедорожник абсолютно всем необходимым для бездорожья или экспедиций. Все компоненты отличного качества и, несомненно, стоят своих денег (немалых, надо сказать). Да, багажник на крыше, лестница и бокс мне, по большому счету, не нужны в принципе. А вот о наличии лебедки я не пожалел, хоть она и не пригодилась в этот раз.

А в Карелию я еще вернусь. Обязательно. И не раз. Отвлекает от суеты, знаете ли.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика