30 ноября 2021 12:03

Памяти сэра Фрэнка Уильямса: 1942-2021

TG вспоминает невероятную жизнь настоящего пионера и легенды Формулы-1

Когда в воскресенье днем ​​стало известно о кончине сэра Фрэнка Уильямса, мир Формулы-1 погрузился в траур. Когда кто-то перечисляет легенд этого вида спорта, обычно это пилоты - Фанхио, Мосс, Кларк, Стюарт, Шумахер, Сенна, Хэмилтон и другие. Но есть небольшое количество владельцев команд и конструкторов, которые также заслуживают места в этом списке, и, как и Энцо Феррари, Фрэнк Уильямс является одним из них.

Хотя сэр Фрэнк и его семья наконец продали свою команду компании Dorilton Capital в 2020 году, фамилия Уильямс постоянно присутствует в F1 в течение 53 лет. Первые годы были тяжелыми, и Уильямс, как известно, какое-то время управлял командой из местной телефонной будки, будучи не в состоянии оплачивать счета завода, но, несмотря на это, команда была очень успешной. Только Ferrari выиграла больше Кубков конструкторов, и только Ferrari и McLaren выиграли больше Гран-при. Ни один другой человек, включая Энцо Феррари, не руководил командой высшей лиги автоспорта столько лет, как Фрэнк Уильямс.

Уильямс родился в Южном Тайнсайде в 1942 году, попробовал себя в качестве пилота. В 1966 году Уильямс основал компанию Frank Williams Racing Cars Ltd. На сезон 1969 года он купил шасси Brabham и заявился в Формулу-1, пригласив своего друга, Пирса Кариджа в качестве пилота. Успех пришел почти сразу: Каридж занял второе место в Монако и США в том году, но после его гибели на Гран-при Нидерландов в следующем сезоне, удача покинула команду остановился. За исключением слегка случайного второго места Жака Лаффита на Нюрбургринге в 1975 году, команде больше не суждено было занять подиум.

В 1976 году Уильямс продал контрольный пакет акций команды Уолтеру Вольфу, но остался в качестве сотрудника. Это явно не устраивало его, потому что в следующем году он и его коллега Патрик Хед покинули компанию, чтобы основать новую команду - Williams Grand Prix Engineering. К середине 1979 года их шасси FW07 показало свои лучшие стороны, выиграв пять из последних семи гонок того года, а в 1980 году Алан Джонс выиграл чемпионат мира, что принесло команде невероятный успех. В 1981 году Карлос Ройтеманн недобрал два очка, выступая за Williams, но в следующем году отец Нико - Кеке Росберг исправил ситуацию, выиграв чемпионат в одном из самых причудливых сезонов. Это уже была турбоэра, и Ferrari полным ходом шла к чемпионскому титулу среди пилотов. Они выиграли Кубок конструкторов, но фатальная авария Жиля Вильнева в Бельгии и авария Дидье Пирони в Германии, завершившая карьеру пилота, оставили не дали итальянцам взять титул в личном зачете. Одной победы, трех вторых мест и пары треттих было достаточно для Росберга, чтобы обеспечить себе титул в финальном раунде сезона, в котором в шестнадцати гонках было не менее одиннадцати разных победителей.

К концу 1983 года у Williams был турбодвигатель Honda, и к концу 1985 года они снова были командой, которую нужно было догонять. С пилотами Найджелом Мэнселлом и Нельсоном Пике в 1986 году все выглядело неплохо, но после предсезонных тестов в Поль Рикаре Уильямс мчался в аэропорт Ниццы на своем арендованном автомобиле Ford Sierra, не справился с управлением и вылетел с дороги, получив тяжелые повреждения. В течение некоторого времени врачи не ручались, что он вернется к жизни из-за серьезной травмы спинного мозга. Но он пришел в себя, хоть и оказался привязан к инвалидному креслу с будучи парализован на всю оставшуюся жизнь. Сэр Франк выжил вопреки всему, и его величайшие успехи были еще впереди. Всего через четыре месяца после аварии ему удалось побывать на Гран-при Великобритании, и вместо того, чтобы отойти на второй план, он в конечном итоге вернулся, чтобы снова взять под свой контроль свою команду и поднять ее на еще большие высоты.

Мэнселл упустил титул только в том году, когда шина неожиданно взорвалась во время финальной гонки в Австралии, но Пике забрал его в следующем году. После того как в 1988 году Williams проиграла сделку по продаже двигателей Honda и их получил McLaren, следующие несколько лет были весьма скромными, но шасси FW14B 1992 года полностью доминировало: Мэнселл одержал девять побед и занял три вторых места в двенадцати гонках, в которых финишировал в том же году. В 1993 году Ален Прост присоединился к гоночной команде на один сезон с тест-пилотом Дэймоном Хиллом. Прост выиграл еще один титул для Уильямса, прежде чем уйти, чтобы уступить место Айртону Сенне в следующем году. К сожалению, карьера Сенны в Уильямсе продлилась всего три гонки, так как он погиб на Гран-при Сан-Марино 1994 года. Хилл героически оказался на высоте, возглавив команду до конца года. Интрига Чемпионата снова сохранялась до финальной гонке в Австралии, но Михаэль Шумахер выбил Дэймона из гонки и положил конец его чемпионским амбициям. Тем не менее, он выиграл Чемпионат в 1996 году, а Жак Вильнев повторил этот успех в 1997 году, став последним чемпионом команды на сегодняшний день. В течение следующих сезонов Уильямс терял свою конкурентоспособность, но после победы Хуана Пабло Монтойи в сезоне, завершившемся Гран-при Бразилии в 2004 году, статус команды как постоянных лидеров был окончательно утерян. С тех пор были отмечены важные моменты - в частности, неожиданная, но крутая победа Пастора Мальдонадо на Гран-при Испании 2012 года, - но помимо этого, команда больше не побеждала в гонках.

Руководя командами, носящими свое имя более полувека, сэр Фрэнк оставил после себя немалое наследие, не в последнюю очередь тот факт, что в золотой период 1986-1997 годов - и помните, это было после его судьбоносного несчастного случая - Уильямс обеспечил присутствие Формулы-1 на первых полосах большинства изданий во всем мире во многом благодаря успехам, которых они разделили с Найджелом Мэнселлом и Дэймоном Хиллом. Популярностью и страстью к Формуле-1 в Великобритании сегодня серия в немалой степени обязана Фрэнку Уильямсу.

Сэр Франк был олицетворением триумфа стойкости над невзгодами. Гонки были его жизнью, и он обладал невероятным драйвом и целеустремленностью - действительно, несколько лет он буквально жил на заводе Williams. Но когда в воскресенье днем пришли страшные новости, стало ясно, что он был вполне порядочным парнем.

Теплота и уважение, с которыми к нему относились окружающие, были общей темой в высказываниях многих известных людей. Вот некоторые из них:

Льюис Хэмилтон: «Сэр Фрэнк Уильямс был одним из самых добрых людей, которых я имел удовольствие встретить в этом виде спорта. Он добился чего-то действительно особенного. Его наследие будет жить вечно».

Джордж Рассел: «Сэр Фрэнк был поистине замечательным человеком, и я всегда буду помнить его шутки».

Зак Браун: «Мы потеряли настоящего героя нашего спорта и вдохновение для многих. Сэр Фрэнк не только создал особенное наследие F1, но и продемонстрировал силу человеческой решимости преодолеть огромные невзгоды».

Жан Тодт: «Он был пионером, исключительной личностью и образцовым человеком».

Берни Экклстоун: «Фрэнк никогда не жаловался. Он никогда не скулил и не седел. Он делал все, что мог. Он был борцом. Фрэнк был просто Фрэнком. Он со всеми находил общий язык, и всем он нравился».

Сэр Джеки Стюарт: «Нам всегда будет его не хватать. Он был великим человеком в британском автоспорте и всегда поступал правильно».

Дэймон Хилл: «Он был просто замечательным во всех отношениях».

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика