12 октября 2021 09:03

Как Харли Эрл и General Motors сформировали автомобильную промышленность

Харли Эрл подарил нам концепты, гигантские плавники и Corvette

Харли Эрл - не просто претендент на звание самого влиятельного дизайнера 20 века; есть весомый аргумент в пользу того, что он чуть ли не самый знаковый персонаж этой сферы за всю историю. Его проекты и инновации сформировали автомобильную промышленность 20-го века и до сих пор применяются автомобильными компаниями. Он родился в Голливуде, штат Калифорния, в семье мастера по созданию автомобильных кузовов. Когда дилер Cadillac выкупил бизнес его отца, Харли Эрл остался в штате, а позже его увидел на работе генеральный менеджер подразделения Cadillac Лоуренс П. Фишер. Сам Фишер начинал как конструктор кузовов и обратил внимание на методы дизайна Эрла, особенно на то, как он использовал пластилин для отображения своего видения.

Фишер поручил Эрлу спроектировать LaSalle 1927 года, и его успех побудил General Motors (GM) сделать важный шаг вперед. В то время окраске автомобилей уделялось мало внимания, но президент GM был убежден создать «Отдел искусства и цвета» и назначить Эрла его директором. Позже Эрл был назначен вице-президентом, и его влияние начало расти. Эрл сохранял контроль над отделом дизайна GM до выхода на пенсию в 1958 году. Он начал свою карьеру с внедрения лепки из глины в качестве инструмента проектирования автомобилей и заявил в 1954 году, что «Моей основной целью на протяжении двадцати восьми лет было удлинить и занизить американские автомобили, иногда технически и всегда внешне». Он добился этого и многого другого.

Концепт-кар

Концепт-кар по-прежнему является основным продуктом автомобильной промышленности, поскольку он привлекает внимание прессы и проверяет на жизнеспособность разные направления дизайна. Концепты и раньше имели практическое применение внутри компаний, но концептуальный автомобиль также является чрезвычайно эффективным инструментом маркетинга и мерчандайзинга. Автопроизводители и раньше выпускали концепты, но когда Эрл представил Buick Y-Job 1939 года, он стал первым, созданным крупным автопроизводителем, чтобы оценить реакцию публики на новые дизайнерские идеи. Концепт-кар был тем, что давало компании преимущество, пока остальная индустрия не подхватила эту идею.

Ежегодные обновления моделей

Сейчас мы обозначаем старые автомобили модельными годами, но они не были частью автомобильного жизненного цикла, пока председатель General Motors Альфред П. Слоун не высказал идею «запланированного устаревания». Задача Эрла заключалась в том, чтобы вызвать у клиентов желание обновлять свои автомобили при помощи стиля, чего он добился, инициировав ежегодную смену модели и более агрессивное «обновление». Это практика, которая стала обычным явлением практически во всех отраслях, связанных с продажами. В автомобильной промышленности она поощряет инновации и улучшения в таких аспектах, как стиль, комфорт, технологии и безопасность.

Хвостовые плавники

Первым и наиболее очевидным результатом стратегии GM по «запланированному устареванию» стало появление хвостовых плавников на автомобилях, которые в прямом и переносном смысле стали большим событием в 1950-х годах. Идея возникла у протеже и ученика Эрла, Фрэнка Херши, который предложил Эрлу поставить плавник, похожий на хвостовой стабилизатор самолета на Cadillac. Вторая мировая война закончилась несколько лет назад, но американская общественность все еще была очарована эволюцией самолетов, ракет и космических полетов. Часто думают, что Эрл думал о Lockheed P-38 Lightning и его двойном хвостовом оперении, когда изложил эту идею на бумаге и в глине, но альтернативная версия заключается в том, что именно Херши придумал идею двойных плавников. Многообещающему дизайнеру Вирджилу Экснеру идея понравилась, и он реализовал ее в аэродинамической трубе, но победила именно концепция внешнего вида. Это стало модным во всем мире в автомобильном дизайне и побудило автопроизводителей ставить на свои автомобили все больше и больше плавников.

Существуют противоречивые мнения о том, кто на самом деле придумал идею и первые проекты, но последнее слово определенно осталось за Эрлом. Войны за хвостовые плавники 1950-х годов закончились в 1959 году разработанным Эрлом Cadillac El Dorado Biarritz с его массивными острыми хвостовыми плавниками со встроенными двойными задними фонарями в форме пуль. Это уже был перебор, который обозначил конец хвостового плавника как конструктивной особенности.

Появление в автомобильном дизайне женщин.

Это история, заслуживающая отдельной статьи, но пока мы дадим вам краткую версию. После Второй мировой войны и массового привлечения женщин на рабочие места отдел по связям с общественностью GM осознал перспективность выделения группы из десяти промышленных дизайнеров, которых они назвали «девицами дизайна». Ужасное название, но Эрл раньше всех понял, что после войны у женщин была гораздо больше покупательной способности, и они принимали решения о крупных покупках. Он взял шесть человек из группы GM Frigidaire для своего отдела дизайна интерьера (Марджори Форд Полман, Пегги Зауэр, Сандра Лонгиер, Сюзанна Вандербильт, Жанетт Линдер, Рут Гленни).

GM продвигала женщин-дизайнеров в качестве декораторов, но на самом деле женская группа занималась дизайном интерьеров с нуля. К числу знаковых моментов в истории команды относятся, помимо прочего, первый втягивающийся ремень безопасности, подсветка зеркал и перчаточный ящик.

К сожалению, в этом раунде победил сексизм. Эрл однажды сказал: «Я считаю, что будущее квалифицированных женщин в автомобильном дизайне практически безгранично. Фактически, я думаю, что через три или четыре года женщины будут проектировать целые автомобили». Однако он ошибался, поскольку его преемником был Билл Митчелл, профессиональный сексист, который сказал: «Ни одна женщина не будет стоять рядом с моими старшими дизайнерами при создании внешнего вида Cadillac или других крупных брендов GM».

Chevrolet Corvette

История Chevrolet Corvette долгая, и она бы не стала реальностью без некоторых ключевых людей, самым известным из которых является инженер GM Зора Аркус-Дунтов. Аркус-Дунтов был сторонником создания Corvette и настаивал на том, чтобы он стал спортивным автомобилем мирового класса, но именно Эрл признал, что двухместный спортивный автомобиль - это то, что в первую очередь нужно Америке. Он видел, что солдаты возвращались из Европы после Второй мировой войны и привозили домой европейские спортивные автомобили. Он работал с итальянскими дизайнерами Pininfarina и британским производителем спортивных автомобилей Дональдом Хили над созданием спортивного автомобиля американского производства. Однако Эрл увидел ценность полностью американского родстера и в 1951 году начал работу над проектом Opel (названным в честь немецкой марки GM).

Разработке препятствовали финансовые требования руководителей к проекту, и первый Corvette дебютировал с шестицилиндровым двигателем, барабанными тормозами и только автоматической коробкой передач. Спортивный автомобиль Эрла был едва ли не в графе «прочие» в истории Chevrolet, поскольку GM решила отказаться от него после плохих начальных продаж. К счастью, с внедрением механической коробки передач, разработкой нового двигателя Chevrolet V8, вызова от Ford со своей первой моделью Thunderbird и настойчивостью и дальновидностью Аркус-Дунтова, Corvette стал американской иконой.

Автомобильный дизайн как профессия

Самое серьезное наследие Эрла - это то, как он объединил искусство, науку и инженерию в автомобильной промышленности, чтобы создать профессию дизайнера автомобилей. Он настаивал на том, что внешний вид и функциональность так же важны, как и инженерия при создании унифицированного продукта, и что это объединение делает именно автомобильный дизайнер. Он превратил автомобили из средств передвижения в желанные функциональные произведения искусства на колесах.

Его подход делает его одним из самых продаваемых художников 20-го века, а роль дизайнеров автомобилей стала обязательное в каждой автомобильной компании. Он также представил стипендиальные программы «Автодизайн», чтобы увековечить профессию, которая распространилась за пределы США и сформировала автомобильный мир, в котором мы живем сегодня. Утверждалось, что GM изобрел современный автомобиль, но ключом к этому был Харли Эрл, его видение, дальновидность и смекалка.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика