10 июня 2021 09:03

Lotus Evija: мы испытали прототип электрического гиперкара

"Главная звезда" премии Top Gear Electric Awards 2021

Похоже, был очень неплохой день...

И не говорите. Испытательный трек Lotus Hethel, я фактически первый человек в мире, тестирующий Evija, половина сотрудников наблюдает за нами с пит-уолла... включая нового босса компании Мэтта Виндла. Это честь, но и ответственность, а характеристики Evija вообще сложно осознать за один раз.

В серийном виде 130 планирующихся к производству экземпляров будут стоить 2,4 миллионов фунтов стерлингов каждый. За это вы получите четыре двигателя, полный привод, 2000 лошадиных сил, разгон до сотни менее, чем за три секунды, до двухсот - за шесть секунд и, возможно, самое поразительное - с 200 до 300 км/ч он будет разгоняться вдвое быстрее, чем Bugatti Chiron. Однако для сегодняшних упражнений у нас есть доступ только к 1600 л.с., 1700 Нм крутящего момента и максимальной скорости в 225 км/ч. Я справлюсь.

Значит, это еще не серийный автомобиль?

Скажем так, он еще не до конца завершен. Во всяком случае, внешне. Интерьер пока представляет из себя оголенный металл и жгуты проводов, панели кузова - в ливрее в стиле фильма "Трон", которую разработали в Top Gear, которая уже порядком поизносилась (это же пленка, в конце концов), и это пассивный прототип - без активной аэродинамики, без трекшн-контроля, без ESC, без векторизации крутящего момента, с базовыми настройками ABS - но все же с 80% его полной производительности. Что может объяснить один конкретный "момент", который случился как только я решил поехать.

Так, так...

Все началось с шипения, который я безошибочно идентифицировал как звук крутящихся на месте задних колес, затем машина сильно отклонилась от прямого курса, по которому я должен был ехать и все должно было закончиться не очень хорошо. Но я каким-то чудом выровнял машину, нашел зацеп шин и поехал в правильном направлении. Оглядываясь назад, можно сказать, что старт с места на мокрой трассе, вероятно, был не лучшей идеей, но в этом особенность Lotus Evija: его непостижимые характеристики настолько доступны и пригодны для использования, что убаюкивают вас ложным чувством безопасности. Во всяком случае, я придерживаюсь такого объяснения.

А если отвлечься от всего пережитого, каково это - управлять этой машиной?

Что вы чувствуете сразу, так это низкий центр тяжести, официально ниже, чем у Evora, но в отличие от шасси скейтборда с массой, распределенной по всем четырем углам, Evija действительно хочет вращаться, чтобы изменить направление почти сразу - большая выгода от концентрации всей этой массы в центре машины. «Мы сравниваем это с человеком, сидящим в офисном кресле. Вытяните руки и ноги и попробуйте повернуться на кресле - это требует больших усилий», - объясняет Гэвин Кершоу, человек, ответственный за то, что все Lotus управляются как Lotus. «Заставьте их свернуться в клубок, и вы можете легко вести их из стороны в сторону».

В отличие от плоской батареи, которую вы найдете в большинстве обычных электромобилей в наши дни, или даже от Т-образной батареи в Rimac C_Two и Pininfarina Battista, все элементы расположены позади вас в пирамидальной форме. «Мы хотели, чтобы кабина была впереди, как у гоночного автомобиля группы C», - говорит Кершоу. «К тому же нельзя было сидеть так низко, а крыша была бы на 200 мм выше».

Насколько большая у него батарея?

Инженеры остановились на общей массе 718 кг и 69 кВт-ч - меньше, чем у VW ID.3 с самым большим запасом хода, намного меньше, чем у Rimac (120 кВт-ч), и намного меньше, чем у 200-киловаттной плиты, которую Илон хочет поставить в Tesla Roadster. Это компромисс между самым легким автомобилем в своем классе (1680 кг в его самых легких характеристиках, примерно столько же, как у нового 911 Turbo), обеспечением полезного запаса хода по WLTP в 350 километров и обеспечением приличного времени прохождения круга. Кершоу насчитал около 15 кругов или 50 километров, прежде чем пришло время для зарядки. «Не забывайте, что это автомобиль, который может разогнаться до 0-300 километров в час менее чем за девять секунд и разгоняться со ускорением более 1G, для всего этого вам нужно быть пилотом F1, чтобы справиться с большим временем трека, чем это».

Даже когда он стоит, он молниеносный: «Мы можем заряжать до 500 кВт, хотя на данный момент это недоступно», - говорит Луис Керр, главный инженер платформы Evija. «Мы можем легко забирать 350 кВт, это займет около 12 минут. С мощностью 500 кВт мы сделаем это менее чем за девять минут до полной зарядки». Охлаждение тоже намеренно избыточное: «У нас много радиаторов, мы переохлаждены в дорожных условиях, так что вы можете разогнаться и не потерять мощность».

Да, да, но действительно ли он ощущается… как Lotus?

Я, честно говоря, не думал, что это возможно, но это уже заложено в ДНК. Здесь все грубовато, никакой отделки салона, но это помогает мне сосредоточиться на самом важном. Рулевое управление превосходное - легкое и быстрое при движении по прямой, а затем усилие на руле зависит от угла поворота колес и скорости. Тормоза из карбон-керамики Brembo высшего качества, доводившиеся до совершенства не менее девяти месяцев, тоже придают уверенности; масса ощущений, легкость настроек и достаточный зацеп, чтобы избавиться от глупых цифр, которые я набираю без особых усилий. Для менее агрессивных режимов вождения (их будет пять на панели в стиле манеттино на рулевом колесе - Range, City, Tour, Sport и Track) большая часть замедления будет восстанавливаться, переходя в физическое трение, когда вам это нужно, но на треке вы будете полностью контролировать процесс.

Но то, как эта штука движется, просто ошеломляет. У него намного меньше инерции, чем я думал, он не кажется громоздким, он легкий, игривый и с мгновенным ускорением, о котором атмосферный двигатель мог только мечтать. Я должен постоянно напоминать себе, что это далеко не конец, потому что баланс управления уже настолько отточен. Небольшой крен кузова, что приветствуется, но также удовлетворительный баланс в шасси, вроде того, что все четыре колеса работают равномерно.

Приятно просто контролировать и управлять массой, ощущать свой путь по трассе. И еще есть ESC, трекшн контроль, который позволяет заходить в поворот с заносом, векторизация крутящего момента всех четырех колес... и еще 400 л.с. (400 л.с.!) В будущем. Прямо сейчас распределение крутящего момента заблокировано на 25 спереди и 75 сзади, что объясняет его склонность к избыточной поворачиваемости, если вы жмете на газ в начале поворота, но в основном он просто цепляется и рвет вперед, несмотря на довольно скромные передние шины шириной 265.

Хорошо, можете ли вы описать, как ощущается ускорение?

Просто нажимаешь на педаль газа, и удивляет не просто стартовое ускорение - Tesla и Taycan нас к нему уже приучили - а то, что без переключения передач горизонт приближается все быстрее и безжалостнее. Фактически он ускоряется до тех пор, пока могут справиться шины и пока вам не становится безумно страшно видеть на приборной панели какие-то невозможные цифры.

И все это так просто. Даже коробка передач с двойным сцеплением требует некоторых навыков и знаний о том, когда переключать, на каких оборотах двигатель выходит из строя, но это всего лишь двухпедальный картинг, хотя и с большой ракетой в заднице. Шум? Пронзительный вой, усиливающийся в геометрической прогрессии - что хорошо подходит для ощущения от вождения, - который будет приглушен, как только они добавят звукопоглощающий экран, прокачивают что-то синтетическое через динамики и добавляют реальный интерьер.

Как же тогда Evija вписывается в генеральный план Lotus?

Это не просто Halo-car для Lotus, это флагман для действительно быстрых электромобилей в целом. Если Lotus сможет довести его до серии, будущее суперкара будет в безопасности. Это также позволит провести следующий этап омоложения Lotus под эгидой Geely до самого лучшего старта, и у нового босса, Мэтта Виндла, планы грандиозные: новый спортивный автомобиль Emira с двигателем внутреннего сгорания, вдохновленный Evija, будет представлен в июле. Построенный на совершенно новом производственном предприятии (100 миллионов фунтов стерлингов было инвестировано в производство Hethel всего за последние 18 месяцев) Виндл хочет увеличить производство с нынешних 1500 автомобилей в год до 5000, и есть возможность производить больше, если будет спрос.

По словам Виндла, помимо Emira, которая появится «до конца двадцатых», Lotus станет производителем чисто электрических автомобилей. Уже ведется работа над платформой легкого электрического спортивного автомобиля - совместное предприятие с Alpine, и электрический внедорожник китайского производства ждет своего часа. Evija - это не просто единичный экземпляр, демонстрирующий технические возможности Lotus, но и указатель на будущее компании.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика