15 апреля 2021 09:03

Зимний тест Jaguar I-Pace

Отвечаем сами себе на вопрос: каков электрический Jaguar в условиях российской зимы?

Вы, наверное, в курсе, что Jaguar Land Rover находится в нашем ТОПе производителей автомобилей. И на то есть вполне объяснимые причины. Во-первых, британцы делают действительно крутые автомобили, безотносительно цены. А во-вторых, мы буквально онлайн можем наблюдать их постоянный прогресс и внимание к мелочам. Дизайн, который, как известно, всегда на любителя, тоже входит в первую пятерку этих причин. Так что неудивительно, что временами мы хотим лучше понять, насколько в действительности хорош тот или иной автомобиль. Потому что, когда тебе что-то нравится, обидно разочаровываться, натыкаясь на нюансы, которые каким-то образом ускользнули от внимания разработчков.

Jaguar I-Pace мы тестировали не так давно - еще осенью. По ссылке вы можете прочитать то, что получилось тогда. Но, будучи вполне удовлетворены тем, как электрический кроссовер работал в теплое время года, под шорох опадающей листвы мы не могли не задаться вопросом – а что будет зимой? Хотя, если уж совсем честно, этот вопрос возник не только у нас. Просто в комментариях к любым публикациям про электромобили регулярно высаживается десант скептиков-теоретиков, которые безапелляционно заявляют о том, что в условиях суровых российских зим электромобилю верная погибель, как ананасу в Сибири. Так что, возвращая оранжевый, под цвет осени, I-Pace в пресс-парк JLR, мы сразу договорились о том, что повторим тест зимой – чтобы выяснить все вопросы. Хейтеров мы, возможно, не убедим, но самим будет спокойнее.

И вот у меня в руках I-Pace синего (можно сказать, зимнего) цвета, а на календаре уже весна. Правда, весна сугубо календарная: конец февраля и начало марта принесли в Москву самую что ни на есть зимнюю погоду с действительно аномальными морозами и снегом. Заранее просим прощения у северных регионов, но пара недель при –20 градусах днем (а ночью еще ниже) в наших широтах в последние десятилетия действительно считаются очень холодным сезоном. У которого был только один плюс: асфальт перестали поливать идиотскими реагентами, которые покрывают дороги и тротуары незамерзающей грязной жижей. Так что изобилие снега в сочетании с морозами сделало Москву на пару недель действительно красивым городом (летом с экстерьером все гораздо лучше). Так что эти две недели оказались для I-Pace отличным испытанием условиями настоящей зимы.

Да, на фото снег лежит только на газонах: спасибо отчасти коммунальщикам, которые оперативно все разгребли, а отчасти – погоде, которая "добила" остатки снега буквально за несколько дней, как и не бывало. Зато память осталась. В общем, про погоду заканчиваю: вы и так поняли, что мороз был, снег тоже, так что тест вполне релевантен поставленной задаче. Что и требовалось доказать.

Итак, со времени осеннего теста отношение Москвы к электромобилям не изменилось. По-прежнему бесплатная парковка, специальные выделенные (и охраняемые предназначенными для этого службами) парковки для электромобилей со станциями зарядки, сама зарядка все еще бесплатная (количество "электричек" в городе все еще далеко от критичного, так что аттракцион невиданной щедрости продолжается). В общем, сплошной профит.

В снежную погоду были крайне актуальны полный привод и пневматическая подвеска, которые позволяли пробираться через немаленькие сугробы и уверенно держаться на дорогах даже в сильный снегопад. При этом стала понятна неоценимая польза режима Low Traction Launch для старта на скользкой поверхности: "ледянок" на второстепенных улицах было предостаточно, а 400 лошадей и 696 Нм крутящего момента от двух синхронных электродвигателей с постоянными магнитами могли в любой момент (при неосторожном нажатии на газ) утащить машину не туда, куда следует. Так что за электронных помощников и возможность кнопками менять клиренс I-Pace получает однозначный зимний зачет.

Из проблемных мест – дверные ручки, которые убираются заподлицо с дверями. Дело ясное, это все аэродинамики ради, однако попадание влаги (конденсата, который может появляться, когда заезжаешь на подземный паркинг торгового центра, или воды после мойки) и выезд на мороз в результате дают торчащие ручки. Которые в принципе можно запихать внутрь вручную, но алгоритм работы замков такой, что это не всегда получается. Похоже, включается какая-то защита механизмов, которая при замерзании закрывает центральный замок, но ручки приводом не складывает. Выглядит со стороны так себе, но со временем учишься абстрагироваться от этого – как от прически "взрыв на макаронной фабрике", которую с утра так и не удалось укротить до выезда в офис.

Теперь про зарядку. На самом деле, за исключением того, что из-за большого количества снега (который нагребали во время очистки дорог) некоторые парковки были не вполне доступны, никаких проблем с зарядкой не было. Иногда выручали упомянутые выше пневмоподвеска и полный привод, но в целом все шло по плану. Время зарядки в целом не увеличивалось даже в сильные ночные морозы, иногда ниже –25: около 10 часов от уличной зарядки, если батарея была разряжена до 10-15% (оставлять меньший заряд в такую погоду я просто не решался). Конечно, можно прикупить себе собственную зарядную станцию и поставить ее дома на парковке (естественно, все это нужно делать по согласованию с управляющей компанией, поскольку только она может выделить нужную мощность и согласовать законность подключения). Здесь цена в зависимости от производителя может колебаться от 90 до 170 тысяч рублей без учета услуг по установке и подключению. В этом случае, естественно, за электричество придется платить.

Стоимость рассчитать несложно. Емкость батареи в 90 кВт-ч можно умножить на ваш тариф. Для Москвы это в среднем (по самому дорогому тарифу) 2,32 рубля за кВт-ч ночью (с 23:00 до 7:00) то есть полная зарядка I-Pace обойдется в 209 рублей, а днем – 6,51 рубль, что в сумме за полную зарядку дает 586 рублей. Так что математика даже днем вполне себе оптимистична. Правда, есть нюанс: I-Pace, как и большинство других электромобилей, можно заряжать и от обычной бытовой розетки – однако на "заправку до полного" понадобится несколько дней (!). Да и для бытовой сети такая нагрузка – не оптимальный вариант.

Но у нас на улице сильные морозы. Что есть проблема для любого аккумулятора. Конечно, минус 25 – еще не катастрофа, однако ни разу не курорт. В мануале I-Pace указана рекомендуемая температура до –40 градусов, однако для использования аккум необходимо прогревать как минимум до –20, для чего имеется специальная система подогрева батареи. Естественно, на ее работу тоже расходуется электричество. Так что стандартный запас хода по циклу WLTP на полной зарядке в 390-410 км (такие цифры появляются на дисплее после отсоединения зарядки в теплое время года, хотя производитель заявляет 480 км) при температурах ниже –20 градусов превращается в 290-320 км.

То есть в сильные морозы запас хода снижается в среднем на 30%. В принципе, для городского использования и при наличии в зоне видимости офиса и дома зарядок это не так, чтобы критично. Потому что всегда можно подключиться и пополнить заряд. Правда, с учитом необходимости включать обогревы салона, руля и сидений, стекол, зеркал и всяко-разную музыку, батарея опустошается еще быстрей. Но если довериться электронике I-Pace, которая умеет оптимизировать расход энергии на дополнительные нужды вроде обогрева салона, ничего смертельного все равно не произойдет.

При этом даже в самый сильный мороз салон прогревается достаточно быстро. Здесь в плюс идет то, что нет нужды дожидаться прогрева двигателя: система включает отопление и остается лишь дождаться, когда прогреется воздух в салоне. Благодаря этому и стекла размораживаются быстрее, и в целом чувствуешь себя гораздо комфортнее, чем в автомобиле с ДВС.

Так что за исключением некоторого снижения запаса хода (до все еще комфортного в городе и его окрестностях), никаких минусов эксплуатация электромобиля зимой не выявила. Умирать батарея не умирает, до –40 можно вполне себе жить. А при экстремально низких температурах (которые на территории России, конечно, тоже случаются), все равно используются совершенно другие автомобили очень специальной подготовки.

В итоге можно уверенно заявить, что в больших городах или при наличии возможностей для установки зарядок в нужных местах (офис и дом) Jaguar I-Pace вполне пригоден для круглогодичной эксплуатации. Можете приводить какие угодно доводы, но мифы про ужасы российской зимы в большинстве регионов не стоят выеденного яйца.

Не агитируем за тотальную замену привычных двигателей внутреннего сгорания электрическими: это личный выбор каждого. Мы лишь разобрались в том, что проблемы с "электричками" в значительной степени выдуманы не слишком информированными людьми. А если учесть, что с каждым годом в шоу-румах дилеров будет появляться все больше электромобилей, стоит получше разобраться в вопросе, чтобы обращать внимание не на страшилки, а на реальные потребительские качества этих машин (комфорт, безопасность, опции, материалы отделки и дизайн, запас хода).

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика