11 августа 2020 09:03

Забытые концепты: General Motors Firebird I

Реактивный истребитель на дороге. Но он всего лишь одноместный

Несмотря на то, что эта штука выглядит как летающий концепт, на самом деле она всего лишь делает вид, что может отрываться от земли. Это концепт General Motors Firebird I 1954 года - первый рабочий газотурбинный автомобиль в США.

Хотя, когда его только построили, он еще не назывался I, потому что еще не было планов построить второй. Собственно, изначально он назывался Firebird XP-21 и входил в экспериментальный портфель GM.

Появление концепта Firebird было инициировано легендарным главой дизайна GM Харли Джей Эрлом, который во многом опередил эпоху своими ставшими культовыми концептами и придумал этот концепт как демонстрацию технологий и дизайна. Армированный стекловолокном пластиковый корпус был разработан Эрлом в комплекте с "носом", треугольными крыльями, хвостовым плавником и пластиковым "пузырем" над кабиной - все это было испытано в аэродинамической трубе.

В целом, проект Firebird был детищем безумного ученого Эммета Конклина, который работал в General Motors над разработкой экспериментального газотурбинного автомобиля. Он работал в GM с 20-х годов, сначала механиком, а затем пилотом-испытателем на полигоне компании.

После завершения Второй Мировой Войны в автомобильной промышленности появился большой интерес к испытаниям технологий из авиации для дорог общего пользования. Добавьте к этому восхищение публики реактивными самолетами - так что разработка автомобиля, подобного Firebird показалась GM как минимум, отличным PR-ходом.

Увенчалась ли разработка успехом? Ну, об этом до сих пор спорят. Способствовала ли она долгосрочному техническому развитию? На самом деле нет. Это выглядело круто? Однозначно да.

Технически у Firebird не было капота - просто пластиковая крышка за кабиной, но это мелочи. GM заявила, что ее агрегат Whirlfire Turbo-Power "очень похож на реактивный двигатель", что вполне соответствует действительности. Вместо гигантской форсажной камеры энергия от главного двигателя направлялась через корпус автомобиля, приводя в действие две турбины, которые уже приводили в движение колеса. Трансмиссия была разработана Чарльзом МакКуэном, главой исследовательского подразделения GM.

Далее. Сжатый воздух подается в двигатель под давлением 3,5 бар, смешивается с керосином в двух камерах сгорания и поджигается, выхлопные газы приводят в движение турбину, которая в первую очередь сжимает воздух, а затем направляются ко второй турбине, которая приводит в действие задние колеса через двухступенчатую коробку передач.

Колеса были спроектированы с барабанами снаружи, а не внутри колеса, чтобы помочь охлаждению (здесь нет возможности тормозить двигателем, но есть гигантские тормозящие закрылки на фейковых треугольных крыльях). Что довольно жутко, так это топливный бак из стекловолокна, который находится в носу прямо перед водителем.

Двигатель развивал 370 л.с. при 26 000 об/мин, что делало его мощнее слегка модифицированной Honda Civic.

Да, в нем нет места для багажа и ехать может только один водитель. Но концепт Firebird - не для привередливых, пусть и является совершенно бесполезным в плане функционала. Но он выглядит как реактивный самолет и приводится в движение газотурбинным двигателем, который, по сути является реактивным двигателем. Так что в любом случае это круто.

История гласит, что Конклин сел за руль 1200-килограммового 370-сильного автомобиля - не из соображений поставить новый рекорд скорости или показать время на треке, а просто понять, на что Firebird способен - и, когда разогнался до 160 км/ч и переключился на вторую передачу, тяга увеличилась многократно и колеса перестали просто цепляться за асфальт.

"Я слишком стар для этого ***", - сказал Конклин прежде, чем отправился хантить трехкратного победителя Indy 500 Маури Роуза для выполнения этой тяжелой работы. Роуз отвез машину в Индианаполис, чтобы попробовать ее в деле, но даже ему не удалось приблизиться к теоретической максимальной скорости Firebird в 320 км/ч.

Firebird использовался в качестве маркетингового инструмента, и его тестирование получило широкую огласку. Теперь этот концепт выставлен в рамках коллекции из 600 экземпляров в GM Heritage Center в Мичигане и занял свое заслуженное место в истории автомобилестроения.

Почему его не запустили в производство? Да все просто - это была абсолютно дурацкая машина и мало кто хочет сидеть между реактивным двигателем сзади и баком с керосином спереди. Это лучший рецепт для получения премии Дарвина, как ни крути.

Но зато имя осталось и пошло в серию под флагом Pontiac с 1967 по 2002 годы.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика