13 марта 2020 14:00

TG путешествие: Mazda3 в Сербии

Mazda3 – арт-машина, в которой технологии будущего работают на классический идеал. Изучать ее переменчивый характер мы отправились в Сербию

ТЕКСТ: ДМИТРИЙ СОКОЛОВ

Сербия льется разными красками. Главную не ухватишь: славянская сущность. Мы едем, едем – c испытательного автополигона в горную область Златибор. Едем медленно. Все перекопано, везде тяжелая дорожная техника. Когда мост оказывается закрыт бетонными блоками, уходим c маршрута. Ремонт... Как понять страну, где все хоть и компактнее, но не проще, чем у нас? Особенно из Москвы, на московских номерах?

Сербия многолика, как Mazda3 – вроде бы плоская, но одновременно и гористая. Скромная, но захватывающая дух

Хотя с тем широкомордым на 220-м, идейном наследнике наших “стосорокетов”, все понятно. Он на номера не смотрел. Он вообще никуда не смотрел, когда ломился по встречке в своем правом повороте, – и нам приш­лось прыгать на обочину, прямо в эпицентр ремонта, совмещая экстренное торможение с экстренным же рулением. Очень похоже было и на полигоне, где нас развлекали плавным, но непреклонным срабатыванием систем активной безопасности новой Mazda3 между полосатых конусов. А ведь в родных палестинах экстренных торможений у меня не было уже лет пять.

Нувориши, чтоб их. Половиной машины скачем по кочкам обочины: энергоемкость в подвеске есть, пробоев нет. А дороги здесь узкие, как в английской глуши. Только ездят веселее – и по всей дороге сразу: хоть попутно, хоть встречно. Хорошо, хотя бы теоретически по правой стороне – родные рефлексы выручают.

Новую Mazda3 тоже запросто не ухватишь. Ее внешняя, изысканно утонченная простота делает свою ра­боту с чисто женской загадочностью. Фото этого не передают. Когда на очень хитрую краску с многослойным сиянием набегает всякая светотень, Mazda3 вся приходит в движение – будто атласное платье-коктейль на той, кому оно идет, когда она идет. Это мгновение движения сразу хочется остановить: камерой смарт­фона или памятью. И всякий раз получается красивая к­артинка. В которой ничего не объясняется и не заканчивается, только струится и течет. В Mazda3 совсем нет статики. Чисто женская суть – когда “да” еще не значит “конечно”, а “нет” – роняет сердце, но не лишает надеж­ды.

Автодизайн нынче сильно обмелел: детали есть, а формы нет. Слов много, сказать нечего. Наше время – время не барокко, но рококо, развесистой пустоты. Однако 17 лет назад первая Mazda3 вернула в гольф-класс экспрессию: сделала хетчбэки объектом не только потребности, но и желания. Новая опять возвращает нам нечто утраченное – классицизм как наследие E-Type, 8С и Венеры Милосской. Или, говоря по-сегодняшнему, н­еоклассицизм.

То, чего мы уже почти не встречаем на конвейерах и улицах, но помним генетически. То, по чему тоскуем глазами – переливающееся сияние чистой формы. Форма работает. И отделана так, что выглядит дороже своего класса и загадочнее большинства нынешних суперкаров. Не говоря уж о лимузинах...

Уан эспрессо, плиз! Мы сворачиваем в придорожную таверну, спасаясь от медлительности трафика: средняя 30-40 км/ч на деревенских шоссе – потолок. Машу в воздухе кредиткой: наличных сербских динаров нет. Эспрессо тоже нет, но есть кофе: приносят домашний, с гущей. Делаю глазами благодарность, снова тычу кредитку, но терминала нет. Наскребаю два евро. У меня их берут – хотя вряд ли сердобольная хозяйка рассчи­тывала на мою случайную находку на дне кошелька.

Дрвенград, он же Мечевник – деревня, где великое становится малым. И наоборот. Короче, Кустурица как он есть

Дрвенград, деревянный город в Златиборских горах – плоть от плоти его создателя, великого режиссера Эмира Кустурицы. Город красоты, покоя и отдыха в золотых местах. С глубоким знанием всех прелестей отдыха его создал человек, который вообще непонятно когда спит и сколько часов в его сутках. Фильмы, бизнес, игра в собственной группе и концерты с ней, Канны, Моника Белуччи, цыгане, воины, крестьяне... Город с часами – высшая правда и большая дипломатия. Маленькие улочки и крохотные площади с именами больших людей от Диего Армандо Марадоны до Федерико Феллини. Деревня, где играют только м­ировые звезды и строят только из дерева и только ­по-простому... Здесь вокруг еще одна Сербия. Другая.

На этих горных дорожках можно оценить отзывчивость новой Mazda3 на руль. И порадоваться приводу тормоза, который постарались сделать точным, как в гоночной машине, оставив легким, как прилично машине городской. Покинув кривой асфальт равнинной части страны, можно перейти от тестов новой шумоизоляции с воздушными прослойками между кузовом, обивкой и экраном к слушанию музыки из новой а­кустики.

Интерьер тоже дизайнерский, как и внешность. И тоже простой, но иначе. Если снаружи обольстительность и загадка, то внутри – гармония и конкретика. Тут снова к лаконичности, по которой мы успели соскучиться, но на новом уровне. Посмотрите на классический руль с тонкими спицами и поймите, как давно вы по нему тосковали. Вспомните, когда он разжирел даже у баварцев? И вот руль снова изящен и красив. Трехспицевая классика без излишеств, но со всеми приличествующими 2019 году клавишами.

Чистые линии, образующие внутреннее пространство, прочерчены от и до. Они сближаются и пересекаются в точках силы, где концентрируется внимание водителя. И все обвиты вокруг него. При взгляде снаружи машина интригует. Изнутри – успокаивает, радует и дает ощущение ценности, измеряемой деньгами. Все четко и качественно. Просто и понятно. Золотой фонд премиальных спортивных интерьеров, которые мы тоже почти позабыли, но которых нам так не хватало.

Играть в изобретение интерфейсов, заново вошедшее в моду, на Mazda не стали. Круглая шайба контроллера на консоли прошла такой долгий путь развития, что ничего удобнее для управления функциями мультимедиа, навигации и связи пока не придумано – несмотря на многочисленные попытки, предпринимаемые в различных частях света.

Про прежний развеселый zoom-zoom позабудьте. Машина на дороге воспринимается дороже и старше. Она уже не щекочет ваши водительские рецепторы камешками по аркам и ощущением хлипкой жестяной коробочки, когда берешься за дверь. Хотя железо осталось тонким. Нет, стало даже еще тоньше – но крепче: доля ультравысокопрочных сталей в конструкции кузова выросла. А ощущение увесистости автомобиля сместилось от спорта к премиуму: тихо, сыто, смачно. Неровности сглажены и уже не ощущаются так буквально, как раньше – хоть на 16-х, хоть на 18-х колесах.

Вычурности современного дизайна Mazda противопоставила чистоту и простоту. Браво!

Mazda3 сложно исчерпать одним-двумя словами. Забытая классика – и новейшие материалы отделки, открывающие новую выразительность. Сложнейшие матричные светодиодные фары – и простой лаконичный “взгляд”. Возвращение к экстремуму классической эргономики конца 90-х – и передовые исследования взаимодействия тела водителя с креслом. Можно долго перечислять противоположности в их единстве и борьбе. И поэтому не только Mazda3, но и ваши представления о ней всегда в движении.

А это, между прочим, свойство тоже почти утраченное, но все еще очень желанное: присущая лишь настоящему искусству неуловимость, благодаря которой автокультура обзаводилась своими легендами. Ее отсутствие делает бездушными многие современные автомобили: ведь там, где все просто, плоско, одномерно, нет ни единства, ни борьбы. А значит, нет и жизни. Чистая диалектика, на обе чаши которой Mazda3 кинула по гирьке. Ведь иначе и не вспомнить, каким интересным может быть Автомобиль.

_______________________________________________________

MAZDA3 SKYACTIV-G 2.0

  • Двигатель: 1998 см3, 4-цил., 150 л.с., 213 Нм
  • Трансмиссия: 6-ступ. автомат, передний привод
  • Динамика: 0-100 км/ч за 9,3 с, 213 км/ч
  • Расход: 5,6 / 6,9 / 9,1 л/100 км
  • Масса: 1362 кг

_______________________________________________________

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика