25 февраля 2020 13:45

24 часа TopGear: По этапу

"Нам отдали в пользование целый автодром. Что мы сделали? Правильно, отправились на поиски грязных дорог. Потому что ралли."

Бездорожье

  • Ford Ranger Raptor
  • Цена: недорого,но в России не продается
  • Мотор: 2,0 л, турбодизель, 4-цил., 213 л.с., 500 Нм, полный привод
  • Динамика: 0-100 км/ч за 10,5 с, 170 км/ч
  • Масса: 2510 кг
  • Мощность/масса: 81 л.с./т

________________________________________________________

  • Hyundai i20 WRC
  • Цена: дорого
  • Мотор: 1,6 л, турбо, 4-цил., ок. 350 л.с., ок. 470 Нм, полный привод
  • Динамика: 0-100 км/ч за ок. 2,5 с, ок. 190 км/ч
  • Масса: 1190 кг
  • Мощность/масса: ок. 300 л.с./т

________________________________________________________

Время: 05:00:00

Я хочу рассказать про шесть часов, отсчет которых начинается с 5 утра 15 августа 2019 года. Рассказать скорее самому себе, чтобы когда-нибудь, когда я стану старым и дряхлым, достать из шкафа пожелтевший номер журнала и вспомнить, каким счастливчиком я был. Прошло уже несколько месяцев, но я каждый день пересматриваю в телефоне два ролика. На одном из них раллийный Hyundai начинает спецучасток, а на втором проходит пару поворотов как по рельсам. А за рулем – я.

Наша обычная жизнь представляет собой череду компромиссов. Все редко происходит так, как было задумано, и почти никогда не превосходит ожиданий. Но не в этот раз... Все началось в марте со звонка в офис Hyundai WRC. Не хотят ли они дать раллийную машину на 24-часовой тест TG в Портимане? Хотят. Добавляем, что мы хотим видеть автомобиль в экипировке для грунтовых этапов, потому что так будет смешнее. Обычно у гоночных команд напрочь отсутствует чувство юмора, но в Hyundai ответили, что нет проблем. А можно нам еще тент, домкраты и механиков? Да вообще не вопрос.

Месяц спустя я ползаю с лупой по Гугл-картам. Я десятки раз бывал в Портимане, знаю и люблю трассу и все ее окрестности, но на этот раз мне нужно кое-что другое. Минуточку... Что это такое к западу от автодрома? Что-то подозрительно похожее на грунтовые дороги. Звоню в Портиман в сос­тоянии легкого аффекта. Есть ли такое? Есть. А нам можно? Можно. Что насчет шума? А что насчет шума?

Похоже, звезды сложились в какую-то уникально удачную для нас фигуру. Для раллийной команды, привычной к самым жестким условиям, старт в 5 утра – это курорт. Команда TG, страдающая от смены часовых поясов, грузит наше имущество в Ford Raptor и забирает меня с пит-лейна, где я только что закончил тестировать Model 3 и A 45. Как и в настоящей 24-часовой гонке, наш режим сна и бодрствования полностью сбит.

Если бы Raptor знал, что мы отправляемся в поход, то тоже прихватил бы палатку

Мы все немного на взводе и не находим себе места от предвкушения. В этот момент Raptor не производит на нас особого впечатления. Удобный – это все, что пока можно сказать о нем. Его главная задача сейчас – в предрассветной мгле вскарабкаться на откос и осветить фарами выглядывающий из-под надувного тента i20, чтобы облегчить работу механикам. Конечно, передвижной маяк – не единственная функция Raptor. Он с дизелем, но с роскошными гоночными амортизаторами Fox. Может быть, ему немного не хватает посыла типа “Чувак, а давай прыгнем вон с той скалы”, зато у него 10-ступенчатый автомат, а все 213 л.с. и 500 Нм можно целиком направить на заднюю ось. Правда они окажутся там не сразу, а через какую-то пару-тройку секунд.

Но мы же хотим ловить кайф не только на асфальте, верно? Не все могут позволить себе раллийную машину, у которой одна подвеска стоит как целый Raptor. Но для того чтобы устроить правильные покатушки за забором автодрома, в равной мере подойдут они оба.

Поэтому пока Hyundai обувают в шины (жесткий композит для грунтовок, 1400 евро за комплект), я завожу Ford и направляюсь в лабиринт темных холмов. Конечно, с V8 и мощным выхлопом было бы лучше: дизель звучит чересчур сипло и невыразительно. Но подвеска вполне справляется со своей работой – равномерно приседает на скорости, почти не вихляя колесами, и мощно штурмует каменистые, изрытые потоками воды колеи. Благодаря расширенной на 150 мм колее по сравнению со стандартным Ranger этот Raptor ведет себя гораздо устойчивее. Шины BF Goodrich бодро цепляются за грунт и до меня начи­нает доходить, что если я твердо вознамерился застрять, то а) это будет непросто, и б) это уведет меня очень далеко от WRC, за рулем которого я мечтаю оказаться.

У раллийных машин самая лучшая посадка: достаточно высокая для хорошего обзора, рулить можешь хоть локтями, но не бьешься об руль грудью, потому что пятиточечные ремни прочно держат тебя в самом удобном кресле в твоей жизни. Раллийные команды отлично знают, что от комфорта пилота зависит общий успех. Одно движение правой руки вниз с рулевого обода – и ты уже переключился на ступень вниз. Чуть потянул на себя ту же ручку, похожую на половинку летающей тарелки, – получил переход на ступень вверх. Ручной тормоз находится в десяти сантиметрах справа, а для нажатия на педали не приходится даже шевелить пятками.

За дополнительные 15 000 рублей все это можно прикрыть ковриком

В общем, управление одной из самых могучих машин требует минимальных физических усилий. Я прилежно слушаю инструктаж в духе “не трогай то, не жми сюда”, запоминаю, как глушить мотор и возвращаться в гараж.

Но наконец я стартую... и оказываюсь в раю для пилотов. Эта машина – совершенство. Быстрая, но не страшная, отзывчивая, но плавная, взрывная, но послушная, требовательная, но прощающая ошибки. Главный ее секрет – в управлении центром тяжести. Возьмем для примера “шпильку”. Это левый поворот, поэтому на торможении нужно чуть вильнуть вправо, почувствовать, как задняя ось разворачивает вас немного наружу, ослабить давление на тормоз, чтобы угол не успел вырасти до критической отметки, и только после этого повернуть влево. Чтобы задние колеса пошли по дуге, достаточно заблокировать руль на четверти оборота. В этот момент машина повернута уже на 90 градусов, а корму еще продолжает сносить, так что самое время поддать газу и выровнять передние колеса. Нет, это еще не апекс, но верьте в инерцию и технику – и они не подведут. Клянусь, эта машина видит выход из поворота лучше, чем я.

Характер i20 сверкает от звездной пыли, а кузов присыпан обычной

У i20 WRC нет ни активных дифференциалов, ни полноуправляемости, ни пневмоподвески, но она все равно кажется наполовину автономной – настолько гениально мои неловкие попытки переводятся на язык движения. Это просто потрясающе. Как можно глазеть на поворот в боковое окно до последнего момента и сохранять уверенность в том, что точно попадешь на апекс? Каким образом мои движения влияют на траекторию машины, а все эти камни, колеи и склоны – нет? Как, в конце концов, можно получить настолько сильные ощущения настолько малой ценой? Кажется, что i20 неподвластна никаким внешним силам. Если бы не пыль за кормой, я бы решил, что она летит.

Я нежусь в комфорте и насвистываю за рулем, а снаружи грязь, грохот и полный бардак. Позже коллеги признаются, что вычислить мое местонахождение можно было только по бешеному треску системы антилага. А у меня в кабине все заглушает пулеметная очередь г­равия, бьющего по колесным аркам. Пыль приглушает рассветные лучи, но все равно они слепят глаза.

Разъяренный Raptor пытается растоптать i20, но тщетно

На несколько кругов к i20 присоединяется Raptor. Совершенно разные, но абсурдно гармонирующие, они гоняются друг за другом в клубах пыли, но наше время истекает – пора передавать эстафетную палочку коллегам. Когда меня наконец отлавливают, я могу выдавить из себя лишь несколько нечленораздельных “Круто!”

Напоследок я решаю проехаться на WRC по автодрому. На главной прямой она разгоняется до 190 км/ч на шестой передаче (и грохочет при этом громче, чем Porsche 935 на 280 км/ч), а все повороты Портимана проходит в том же духе, что и ту шпильку: незаметное движение кистью, балетный пируэт, скольжение всеми четырьмя колесами. Гоночные болиды на пит-лейне выглядят пристыженными. Я хочу провести с этой машиной всю оставшуюся жизнь.

Когда я открою этот журнал через много лет, то хочу прочесть в нем такие слова: парень, это произошло с тобой на самом деле.

_______________________________________________________

Часть 1: 24 часа TopGear: Добро пожаловать в Портиман

Часть 2: 24 часа TopGear: Варьете

Часть 3: 24 часа TopGear: Дай Жару

Часть 4: 24 часа TopGear: Крылышки гриль

Часть 5: 24 часа TopGear: Короткое замыкание

Часть 6: 24 часа TopGear: В погоне за выгодой

Часть 7: 24 часа TopGear: По этапу

Часть 8: 24 часа TopGear: Подиум

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика