С 2020 года максимальная скорость всех автомобилей Volvo будет ограничена 180 км/ч.

Этот шаг – часть давно анонсированной шведами "амбициозной стратегии безопасности"

«Восстание умных машин» прекрасно смотрится на широком киноэкране в блокбастерах типа древнего "Терминатора". Однако на самом деле бунтовать и буянить механизмам, похоже, не придется. Вместо этого они постепенно и бескровно установят на планете собственную диктатуру. Причем при полном и безоговорочном согласии и даже о­добрении людей.

Первые шаги к этому уже сделаны. С 2020 года максимальная скорость всех автомобилей Volvo будет ограничена 180 км/ч. Этот шаг – часть давно анонсированной шведами "амбициозной стратегии безопасности", как они сами ее называют. Объявленная цель – чтобы к 2020 году в новых автомобилях Volvo люди не гибли и не получали серьезных травм.

Одновременно компания изучает возможности совместной работы "умного" скоростного контроля и технологий геопозиционирования для автоматического ограничения скорости, например, возле школ и больниц.

Президент и генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон намерен инициировать дискуссию о том, имеют ли автопроизводители право или, быть может, даже обязаны внедрять в своих автомобилях технологии, которые влияли бы на поведение водителя и предотвращали бы превышение скорости, езду в нетрезвом виде или невнимательность за рулем. По мнению г-на Самуэльсона, "нет учреждения, которое было бы за это полностью ответственным" – поэтому Volvo берет эту задачу на себя и призывает остальных присоединиться к этой инициативе.

То есть об ответственности водителей речь, как вы понимаете, уже не идет – какой с нас, непредсказуемых идиотов, спрос? Выделенные курсивом превышение скорости, езду в нетрезвом виде и невнимательность за рулем на Volvo полагают главными причинами травматизма и смертельных случаев – и твердо намерены передать контроль за этими судьбоносными процессами автоматике с искусственным интеллектом.

Ну, как говорится, удачи. Но аплодировать я не спешу.

Подвох здесь в том, что даже голая декларация высокой цели сегодня априори блокирует критический анализ средств ее достижения. И правильная, возможно, инициатива в итоге приводит лишь к нагнетанию душного маркетингового хайпа. А то и служит дымовой завесой для маскировки более прагматичных бизнес-кейсов.

Ладно, подозревать Volvo в том, что с переходом на 4-цилиндровые двигатели шведским машинам стало просто тяжело набирать больше 180 км/ч, я не буду. Но само число "180" вызывает у меня большие сомнения в додуманности затеи. Ведь безрассудный кретин способен убить автомобиль, себя и, не дай Бог, пешеходов или других водителей на куда меньших скоростях. Тогда почему не 120? Это двукратное превышение городского лимита – и даже на автомагистралях ездить быстрее в Европе практически повсеместно запрещено законом. А при встрече лоб в лоб на "легальных" для Volvo 179 км/ч суммарная скорость столк­новения составит 358 км/ч – что, у ездоков в обоих машинах будут какие-то шансы?

Из этой же мыльной оперы и свежий релиз от пивоваров "Балтики". Компания рапортует о пополнении корпоративного парка "первыми тремястами" автомобилями, о­снащенными алкоблокираторами запуска двигателей. То есть перед стартом водитель обязан дыхнуть в трубочку встроенного алкотестера – и если машина сочтет его нетрезвым, не заведется.

Ясно, что перед внутренним взором сразу встает б­ессмертное "Собрание на ликеро-водочном заводе" М.М. Жванецкого: "Водители Ларионов и Кутько, используя один двигатель на две бортовые машины, взялись обслуживать максимальное количество потребителей с одного ш­туцера прямо в гараже…"

Поэтому компания спешит уточнить: "Оснащение автомобилей компании алкоблокираторами запуска двигателей – это профилактическая мера, отвечающая мировым тенденциям, ведь на «Балтике» не было зарегистрировано ни одного случая вождения автомобилей сотрудниками в состоянии алкогольного опьянения".

Ну, молодцы, балтийцы, заслуживают, значит, доверия. Тогда зачем выбрасывать деньги на ненужные технологии? Или доступность собственного пива руководство "Балтики" все-таки воспринимает как висящее на сцене чеховское ружье – и предпочитает доверию перестраховку с применением технических средств?

Нет, господа инженеры и высокие технологи. Вы как хотите, а я по-прежнему буду считать человека лично ответственным за любой свой поступок – перед людьми и выше. А если надо подстелить соломки – положите на дороги хороший асфальт, внятную разметку, организуйте освещение и разделительные барьеры, а кое-куда запретите въезд вообще. И перекройте водителям доступ к халявному алкоголю.

Давайте не автоматически бить человека по рукам ­в процессе прегрешения, а предупреждать саму его в­озможность. В конце концов правильная система профи­лактики правонарушений гораздо эффективнее пенитен­циарной. Это вам скажет любой ни разу не автоматический полицейский.

А попытка научить машины думать вместо нас – лучший способ отучить нас думать вообще. Тогда голова окончательно станет одним из органов пищеварения – и у машин не останется иного выхода, как взять власть в свои манипуляторы.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика