Классика на марше. Moscow Classic Grand Prix 2019

Тот случай, когда олдтаймер - это возможность получить адреналин

Классические автомобили - это в определенной степени дуализм. С одной стороны - это прошлое мирового автопрома, которое на сегодняшний день вряд ли кого удивит какими-то прорывными технологиями, комфортом, практичностью или безопасностью. То ли дело сейчас - и тебе подушек безопасности набор, и куча фишек для удобства управления. С другой стороны - это история, которая постепенно погибает от ржавчины, неумелых рук, недостатка средств и новых экологических стандартов. Конечно, покупать в наши дни что-то из 70-х или 80-х для повседневной езды - это своеобразное флагеллантство, которому можно найти объяснение, но смысл? Другое дело, что вся эта история достойна того, чтобы быть сохраненной и собранной в коллекциях и музеях, где все желающие смогут ее увидеть и рассказать детям и внукам о том, с чего начиналась мировая автомобильная промышленность.

Но не будем о грустном. Тем более, что речь у нас пойдет о самом что ни на есть позитивном мероприятии - Moscow Classic Grand Prix 2019, первый этап которого прошел 25 и 26 мая 2019 года на подмосковной гоночной трассе Moscow Raceway. Скажу честно - автоспорт для меня тема не чуждая, потому я буду в чем-то предвзят и временами даже излишне пафосен. Иначе никак.

В минувшие выходные я ловил нереальные флэшбеки из прошлого. 1988 или 89-й год, Рига, мы с пацанами на великах, в нарушение всех запретов, пересекаем большую дорогу и мчим на трассу в Бикирниеки - взрослые парни сказали, что там сегодня гонки и даже перспектива получить ремня по возвращении домой нас не пугает. Еще бы.

И вот мы лежим в кустах в лесу рядом с гардрейлом, чтобы не заметили сотрудники трассы, а мимо нас с ревом проносятся Волги ГАЗ-24 и Москвичи. Мы не знаем, кто за рулем, что там под капотом, кто победил - до нашей интеграции в мир автоспорта с головой еще около 15 лет, но мы точно знаем, что это круто и те мужики, что за рулем для нас герои почище космонавтов и моряков дальнего плавания. Ибо космонавты где-то на Байконуре и в телевизоре, у моего лучшего друга батя - помощник капитана на торговом судне и по полгода пропадает в загранкомандировках - форма крутая, вкусняшки привозит, но у нас и без него в Риге всего навалом уже - а здесь рычащие выхлопом и визжащие широкой резиной стремительные машины символизируют настоящий спорт - опасный и безумно привлекательный.

В 2013 году, когда на экраны вышел фильм "Гонка" (Rush) про Ники Лауду и его противостояние с Джеймсом Хантом, герой последнего весьма точно сформулировал привлекательность автоспорта и пилотов: "Они всегда ходят по краю, буквально смотрят в глаза опасности и даже иногда смерти. Именно это и привлекает в них - возможно, это их последний день". Со времен, описанных в фильме очень многое изменилось, да и с 1989 года прошло уже 30 лет, потому автоспорт сегодня безопасен насколько это вообще возможно, и многие пилоты даже предъявляют претензии к не слишком безопасным конструкциям и автомобилям, но суть автоспорта осталась прежней - догнать и перегнать. Обогнать и удержать позицию. Отыграть секунды, метры и не дать этого сделать соперникам в пределах правил. И чтобы выдержала техника, обязательно выдержала. Иначе все насмарку.

И если дрифт, о котором я вам не так давно рассказывал - это соревнование современных технологий, где мастерство пилота работает только тогда, когда техника позволяет делать то, что требуется судейским заданием, то гонка классических автомобилей - это соревнование скорее вопреки, а не благодаря. Нет, я совсем не хочу сказать, что гоняться на классике - это фигня какая-то, то ли дело дрифт или кольцо. Скорее, дело в самой технике, где прошлое и настоящее должны встретиться настолько, чтобы не мешать друг другу и при этом пилот с командой связаны обязательствами с правилами своего класса.

А началось все в 2013 году, когда на старт первого Moscow Classic Grand Prix вышло всего четыре классических автомобиля. За прошедшие шесть сезонов число участников переваливало за полторы сотни, а уж автомобилей участников, которые были найдены, куплены и подготовлены для гонок, было как минимум втрое больше. По правилам соревнований в гонках могут принимать участие автомобили не старше 1987 года выпуска. Для пилотов - требования также на уровне автоспорта - не моложе 16 лет и национальная гоночная лицензия категории "Е" и выше. Автомобили должны быть оборудованы каркасами безопасности, спортивным сидением, системой пожаротушения, системой отключения зажигания, шеститочечными ремнями безопасности. У пилотов обязательно должны быть омологированные спортивные комбинезоны и шлемы. Словом, настоящий автоспорт.

Самое главное - несмотря на то, что классические автомобили в гонках выглядят весьма по-спортивному, техническая часть весьма близка к серийной. То есть под капотом обязательно должны быть серийные двигатели, которые предусмотрены производителем для данной модели и перечень изменений весьма ограничен, так что механикам приходится блистать изобретательностью, чтобы уложиться в регламент, пройти технические проверки и при этом сделать автомобиль конкурентоспособным на трассе.

Чем отличается Moscow Classic Grand Prix от других гонок - это тем, что здесь можно разделить участников на два типа - те, кто гоняет для удовольствия и тех, кто пашет всерьез и на все деньги. Про все деньги не фигура речи. Штука в том, что гонки на классических автомобилях по сути - одна из самых доступных гоночных серий на автомобилях. Здесь можно встретить буквально весь набор классических Жигулей - от "копейки" до "пятерки", Волги ГАЗ-24, Москвичи, BMW, Porsche, Формулы... То есть если взять и вбить на том же Auto.ru "автомобили с пробегом, выпуск от 1970 до 1987 года" и посмотреть результаты, исключив фургоны и внедорожники - можно брать практически любой автомобиль и делать из него участника MCGP. Конечно, нужно для начала изучить со знакомым механиком технический регламент серии, чтобы выбрать нужный автомобиль для нужного класса.

А дальше вы решаете - делаете ли вы автомобиль для удовольствия, чтобы несколько раз в году приехать на трассу и погонять по настоящему треку в компании таких же фанатов боевой классики, как и вы, или все же хотите вставать на подиум настолько часто, насколько это вообще возможно. В первом случае бюджет будет вполне по силам целеустремленному человеку (учитывая, что автоспорт - это в принципе недешевое удовольствие), а во втором - потребуется гораздо больше - команда механиков, запас запчастей, многочисленные тесты с арендой трасс и так далее. При этом удивительно, что многие сервисы, специализирующиеся на автомобилях определенного бренда, не используют такую прекрасную возможность для продвижения, обладая всеми ресурсами, чтобы построить один-два исторических автомобиля и гонять на них в полный рост, радуя болельщиков и подписчиков своих социальных сетей.

А знаете, в чем самый кайф участия в настоящих гонках? В том, что после финиша (и все равно, на каком ты месте, честно), сняв шлем и комбинезон, переодевшись в повседневное, ты садишься в свой гражданский автомобиль (и опять все равно, какой он марки и модели) и едешь домой с таким космическим умиротворением в душе, что впору сесть у камина с бокалом вина и сигарой, открыть блокнот и начать писать книгу о том, как познать высший смысл жизни. Тебя не волнуют пробки, ты скептически относишься к тем, кто пролетает мимо на запредельных скоростях, пылит по обочине и ковыряется в носу в соседней машине. Твой адреналин остался там, на трассе. На старте, на поворотах, на замене пробитого колеса или сцепления в перерыве, на финише, когда пройденный десяток четырехкилометровых кругов на пределе уже позади.

В качестве бонуса - это сообщество таких же больных автоспортом людей, что и ты сам. Этой болезнью можно лечить массу недугов - депрессию, кризис среднего возраста, игроманию, коррупцию и гнев. И это стоит каждого рубля и каждого дня, потраченного на работу с машиной, на гонки, на переезды с трассы на трассу. И именно это делает автоспорт во всем мире таким популярным.

Да, не всем дано сесть за руль раллийного, кольцевого автомобиля или Формулы. Там совершенно другие деньги, другие правила и путь длиной в жизнь. Это профессиональный спорт, заниматься которым начинают буквально с детства, с картинга и этих парней и девчонок можно сравнить с профессиональными футболистами, фигуристами, легкоатлетами и пловцами. Не для всех подходит такая жизнь, далеко не у всех есть на это деньги и желание. А вот такие дисциплины, как дрифт или гонки на классических автомобилях - как раз то самое, что можно познать и без десятилетия подготовки и миллионов инвестиций.

Причем классика - это то, что лежит буквально под ногами и только ждет, когда появятся хорошие руки, которые смогут довести ее до такого состояния, чтобы можно было выйти на старт и дать огня по полной программе. Вы ведь знаете, что каждый автомобиль в душе хочет попасть на гоночную трассу. И да, это куда приятнее и правильнее, чем гонять со светофоров, пугая прохожих и девушек на иномарках. Причем нередко это заканчивается в каком-нибудь столбе или разбросанными по сторонам колесами, не выдержавшими басов сабвуфера в багажнике, который является самой большой инвестицией в старую дедовскую "шестерку" за все время ее существования.

Скажу честно, в отличие от дрифта и кольцевых гонок (про ралли и Формулы - отдельный разговор) в России, в Moscow Classic Grand Prix я знаю немногих участников и команды. Максим Кадаков, наш коллега, главред "За Рулем" на Москвиче, Илья Кашин с командой УГМК Мотоспорт на Формуле и Жигулях, KRAMAR Motorsport на Волгах - вот, пожалуй, и все мои познания в участниках этой гоночной серии.

Но каждый из более чем полусотни участников прошедшего первого этапа MCGP на автодроме Moscow Raceway заслуживает большого уважения и низкого поклона за то, что в наш век вегетарианства, толерантности и экологических инициатив разной степени адекватности, на своих плечах заносят в автономное будущее автоспорт, в котором человек, его руки, навыки и разум являются основой для всего. А автомобиль - неотъемлемым инструментом для получения результата.

Я обязательно разберусь и в гонках на классических автомобилях, чтобы рассказать вам о них более детально на следующих этапах. И, хоть Top Gear и не спортивное издание, и автоспорт не делает рейтингов, в отличие от хайповых тем про новую LADA Vesta Sport, но страна должна знать своих героев. И да, обязательно ходите на гонки. Сегодня это доступно, интересно и является отличной альтернативой дивану, отдыху на природе и телевизору.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика