Как Jaguar превратил F-Type в раллийный автомобиль

И каково это - управлять слегка сумасшедшим раллийным кабриолетом Jaguar

Jaguar не особенно известен своим раллийным наследием. Во всяком случае, мы думали, что неизвестен. Оказывается, все совсем не так. Еще в 1950 году Ян Эплъярд и его жена Пэт - дочь дочь основателя компании Jaguar, сэра Уильяма Лайонса - приняли участие в гонке Alpine Rally на XK120. В то время это была одна из самых престижных гонок в мире и именно в честь нее был назван автомобильный бренд Alpine. Пройдя ралли без единого штрафного очка, они смогли еще дважды повторить свой успех, а затем в 1951 году выиграли 2 100-мильную гонку Tulip Rally, а в 1953 году официально стали победителями британского ралли RAC. Все на том же Jaguar XK120 который, как мы подозреваем, уже начал выглядеть слегка потрепанным.

И именно этот XK120 вдохновил компанию на создание этой штуки - раллийного Jaguar F-Type, который, правда, пока не будет нигде выступать - его омологация будет стоить очень больших денег, которые Jaguar пока не готов тратить на раллийную программу - но, тем не менее, построенный по всем правилам FIA.

Top Gear удалось испытать раллийный F-Type на себе и выяснить, как британцам удалось сделать такой автомобиль. Давайте рассмотрим все в деталях.

Начнем с подвески. Отличная отправная точка, не правда ли? Превращая F-Type в раллийный автомобиль, Jagaur снял стандартные пружины и амортизаторы, а затем отнес их на помойку. Вместо них установили регулируемые пружины Eibach, которые примерно на 40% мягче, чем стандартные.

С амортизаторами сложнее. Jaguar заказал разработку и производство амортизаторов у компании EXE-TC, которая имеет в своем портфолио несколько мировых чемпионатов по ралли, а также поставляет амортизаторы для Singer DLS. Амортизаторы F-Type получили внешние резервуары и регулируются вручную в три положения.

В целом, раллийный F-Type примерно на 40 миллиметров выше, чем серийный автомобиль. Звучит не так внушительно, однако со стороны это весьма заметно.

А еще колеса. Причем крошечные 16-дюймовые, а не обычные 19 или 20-дюймовые. Специальные спортивные диски Braid созданы для гравия и обуты в агрессивную внедорожную резину с низким профилем 255/55 Maxsport. За дисками прячутся тормоза, специально разработанные для гравия с дисками диаметром 295 мм (на 40 мм меньше, чем у обычного автомобиля) и четырехпоршневые суппорты.

Следующий пункт - снижение веса. Вы же заметили, что F-Type относится к классу кабриолетов, поэтому очевидно, что самая большая тяжесть, от которой стоит избавиться - это механизм складывания крыши. И это именно то, что сделали в Jaguar. Это действительно открытая раллийная машина, а это значит, что, если пойдет дождь, то грязь будет лететь в лицо со всех сторон и пилот со штурманом промокнут до нитки за несколько минут. Но тем не менее.

Плюс появляются легкие карбоновые сидения с шеститочечными ремнями безопасности и карбоновые дверные панели, позаимствованные у гоночного автомобиля F-Type GT4.

Но безопасность - прежде всего. Каркас, одобренный FIA тяжелый, но абсолютно необходимый. Во-первых, чтобы голова и шея не пострадали при перевороте автомобиля, во-вторых - необходимо соответствовать нормам безопасности FIA. Дверные панели из карбона, о которых мы упомянули выше как раз скрывают за собой часть каркаса безопасности.

В Jaguar нам не сказали, сколько весит раллийный F-Type, однако мы предполагаем, что он все еще довольно тяжелый. В конце концов, в нем по-прежнему остались кондиционер, информационно-развлекательная система - в F-Type настолько много электроники и она так завязана между собой, что для этого штучного проекта (хотя на самом деле их собрали две штуки) их было проще оставить на месте. Если бы в Jaguar серьезно относились к гонкам, мы бы с вами точно увидели аскетично-пустынный интерьер. В нынешнем виде приборная панель и центральная консоль остались практически без изменений.

А для безопасности к шеститочечным ремням прилагается система пожаротушения.

Чтобы приблизить раллийный F-Type к настоящим гоночным автомобилям, Jaguar деактивировал огромное количество систем безопасности от контроля тяги до ABS и прочих современных примочек, которые мешают получать удовольствие от автомобиля.

Раллийный F-Type не получил большой V8 SVR. Какой позор! И даже не V6, а 2,0-литровый четырехцилиндровый двигатель мощностью 296 л.с., который появился в линейке силовых агрегатов в 2017 году. Это связано с тем, что, по словам инженеров Jaguar, раллийный автомобиль должен иметь не космическую скорость на прямых, а маневренность и гибкость. И по их мнению, 2,0-литровый двигатель и задний привод на низких скоростях являются наиболее сбалансированным вариантом.

Трансмиссию серийного 2,0-литрового F-Type практически не модернизировали. Единственное отличие состоит в том, что вы получаете механический LSD от V6 F-Type, а также большую тягу и более короткие передачи восьмиступенчатого автомата. Очевидно, если Jaguar будет участвовать в гонках, тут должна появиться секвентальная коробка передач.

Плюс раллийный F-Type стал громче, потому что центральная часть выхлопной системы была удалена. А вместо пластиковой защиты появилась 5-мм алюминиевая, чтобы защитить двигатель от повреждений.

Плюс свет. К штатному на капот добавили набор из четырех прожекторов. Тут просто нечего добавить.

Еще один нюанс - правильный "ручник". Обычно у F-Type электронный ручной тормоз. Активируете его на скорости и автомобиль замедляется до полной остановки, однако при этом задние колеса не блокируются. Даже немного. Что в раллийном автомобиле - проблема, если не сказать больше.

Jagaur удалил электронику и поставил слева от руля внушительный рычаг гидравлического ручного тормоза. Если его сильно потянуть (это требует больше усилий, чем вы думаете), задние колеса заблокируются, позволяя вам изящно огибать жесткие шпильки. Или швырнуть автомобиль на изгородь. Работает и так и так.

А теперь о самом интересном. Как это управляется? Какие ощущения от вождения?

О, это просто великолепно. Трасса, которую нам предоставил Jaguar - небольшая и узкая, вокруг инженерного центра компании Fen End. Не совсем подходит для ралли и не такая быстрая, как хотелось бы, но разнообразная и достаточная для того, чтобы понять, как себя ведет F-Type.

Наличие каркаса означает, что посадка в него происходит практически так же, как в купе. Приходится очень низко наклонить голову в шлеме, чтобы втиснуться под внушительные трубы, которые должны выдержать вес автомобиля при перевороте. Но, как только оказываешься в спортивном ковше - все становится как в обычном F-Type. Рулевое колесо, приборная панель, центральная консоль, рычаг КПП... Однако есть все же некоторые признаки того, что это немного другой автомобиль. Рычаг гидравлического ручного тормоза, например, и небольшой блок кнопок прямо за рычагом переключения передач, которые управляют блоком прожекторов на капоте, огнетушителями и так далее. Между приборами на панели появился небольшой дисплей, на котором постоянно отображаются коды ошибок, вызванных внесенными в автомобиль изменениями. Компьютер автомобиля явно переживает за вмешательство в систему.

Тем не менее, он заводится с кнопки и передачи переключаются как в обычном F-Type.

Первая часть трассы - асфальт, хотя и довольно скользкий из-за грязи. Сцепление не очень хорошее, даже с гравийными шинами, поэтому уже с линии старта F-Type начинает неистово буксовать. Первое, что замечаешь - это шум отовсюду, и это для раллийного автомобиля вполне нормально. Адреналина добавляют отстрелы глушителя на максимальных оборотах. И это совершенно новый уровень удовольствия от F-Type.

Ощущения замечательные. Автомобиль мягкий, но собранный, его управляемость сродни той, что можно встретить только в автомобилях с подвеской профессионального уровня стоимостью в несколько тысяч фунтов. При этом когда необходимо, чтобы F-Type нырнул в поворот - он ныряет. Когда необходимо отправить его в занос - он заходит как по маслу. Это немного похоже на движение по льду - когда дроссель используется как для управления траекторией, так и для ускорения. И кажется, у вас есть все время мира, чтобы успеть среагировать. Из каждого поворота выходишь с шумом и широкой улыбкой во все лицо. Боковое скольжение кажется самым естественным способом передвижения на этом автомобиле.

Конечно, для нас, любителей, получить серьезный результат на раллийном F-Type вряд ли получится, однако для тех ребят, что специализируются на ралли, не составит особого труда проехать на нем на все деньги с отличным временем.

Jaguar построил раллийный F-Type. И он действительно едет так, как хочется. F-Type для настоящего развлечения. Хочется верить, что когда-нибудь на этапах WRC или ERC мы увидим нечто громкое с кошаком на радиаторной решетке.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика