Top Gear Top 9: Провалы британских инженеров

Кто же знал, что отважным британцам тоже не все подвластно

Инженеры - большие дети. Часто они опережают свое время, однако прогресс уходит совсем в другую сторону. Но стоит отдать должное людям, которые со временем сменили кульманы на мощные компьютеры и современные лаборатории - они не опускают руки и все равно чаще угадывают развитие технологий. Это во многом определяет нашу действительность, но иногда интересно оглянуться и посмотреть, что же за технологии могли нас ждать. Разберем несколько историй про тупиковые разработки британских инженеров, которые были поначалу весьма перспективны, однако в итоге закончились ничем.

Реактивные приключения Rover

Великобритания дала миру реактивный двигатель, разработав его для более быстрого передвижения самолетов по небу. У Rover была блестящая идея попробовать, сможет ли эта новая технология в форме газовой турбины привести в движение обычный автомобиль. Прототип - родстер JET1 побил рекорды скорости, развив 245 км/ч в 1952 году.

Несмотря на мощность в 100 л.с. на 55 000 об/мин, проблема шума, охлаждения и расход топлива около 40 литров топлива на 100 км предрешили дальнейшую судьбу прототипов. Ничего из этого так и не вышло.

Triumph Stag V8

Stag выглядел весьма привлекательно для своего времени. А еще для него планировали использовать легендарный 3,5-литровый V8 родственного бренда Rover. Как он может потерпеть неудачу?

А все потому, что Triumph решил похвастать собственными инженерными достижениями и сделал 3,0-литровый V8. В результате получился один из самых провальных двигателей всех времен. Из-за проблем с водяной помпой двигатель постоянно перегревался, железный блок и алюминиевые головки требовали особой формулы антифриза для предотвращения коррозии, что беспокоило как владельцев, так и дилеров. Да, и еще длинные цепи ГРМ растягивались и ломались, вызывая поломки и дорогостоящий ремонт двигателя. А жаль.

Двери McLaren MP4-12C

Первый суперкар от McLaren Automotive получил множество инноваций для относительно недорогого автомобиля - активный аэрообвес, карбоновый каркас, подвеска с гидравлическими линками... И можно было все это испытать, если бы кто-то мог забраться в кабину.

McLaren решил отказаться от дверных ручек и оснастил двери MP4-12C сенсорным сектором, который должен был разблокировать двери, когда водитель поглаживал дверь под боковым окном.

Это было элегантно и современно. И тем большее разочарование настигало вас, когда вы стояли на холодной и мрачной бензоколонке, на глазах ошеломленных зрителей, удивляющихся, почему этот человек в бешенстве ласкает свой суперкар. Поэтому сенсорные панели быстро заменили прорезиненными кнопками, которые работали намного лучше.

Приборная панель Aston Martin Lagonda

Еще один чрезвычайно амбициозный британский автомобиль, который до сих пор вспоминают со всех сторон как легенду, поставивший своего производителя на колени. Цифровая светодиодная приборная панель Lagonda (завидуй, Audi TT) с клиновидным корпусом и чувствительные к прикосновениям переключатели значительно опередили свое время.

Но они были настолько ненадежными, что их со временем заменили на более простые и долговечные аналоги, да и продавался автомобиль так себе. Но все равно посмотрите на это! Множество автомобилей конца 70-х и начала 80-х выглядели как космические корабли, но их интерьеры были похожи на средневековые замки. Lagonda же была крутой и внутри и снаружи. Жаль, что только внешне...

Land Rover Defender и V8

Исключение из правил в этом списке - 400-сильный V8 Defender. Он получился действительно отличным. Land Rover даже удалось найти 150 человек, которые заплатили по 150 000 фунтов за фактически простейший внедорожник с великолепным двигателем, который в три раза превышал мощность, которую способно было выдержать шасси.

Tyrell P34 F1

В этом гоночном автомобиле присутствует классическое британское латеральное мышление. Четыре передних колеса - большое пятно контакта для управляемости (меньше недостаточной поворачиваемости) и торможения (можно тормозить позже). Как плюс, передние шины меньшего размера снижали аэродинамическое сопротивление, поэтому увеличивалась максимальная скорость.

Так почему в наши дни автомобили Formula 1 до сих пор ездят на четырех колесах?

Ну отчасти потому, что Goodyear отказалась продолжать разработку специальных шин для одной единственной команды, а отчасти потому, что более высокая скорость вращения передних колес приводила к перегреву тормозов и передних шин, которые изнашивались на десятки кругов раньше, чем задние. А со стандартами безопасности 70-х годов слишком долго на пределе гонять по трассе вряд ли кто-то бы захотел. В настоящее время FIA вообще запретила шестиколесные транспортные средства до того момента, как проблемные шины будут доведены до совершенства.

А с другой стороны - попробуйте сделать трехсекундный питстоп на такой сороконожке...

Двигатель TVR Speed Six

Британские автомобилестроители просто не могут удержаться, чтобы не попробовать разработать собственную конструкцию двигателя. Особенно спортивного. И удается это единицам. Попытка TVR была потрясающей. Результатом стал разработанный тем же человеком, который придумал двигатель супербайка Suzuki GSX-R, самый мощный шестицилиндровый атмосферный двигатель.

Единственное, что ему мешало, был клапанный механизм с жесткими пружинами и высоким уровнем износа. Владелец сначала замечал увеличение потребления масла, а затем оно попадало в камеры сгорания и приводит к разрушению поршней и дорогостоящему ремонту. Хотя TVR обанкротился в конце 2000-х, специалистам удалось доработать выжившие Speed 6, исправив клапаны.

Стеклопластиковое шасси Lotus Elite

Мило, не правда ли? Если вы не хотите, чтобы Lotus Elite упал в ваших глазах, лучше не читайте дальше. Дальше только для смелых...

Какая фраза лучше всего описывает Lotus? "Упростите и облегчите" или "Много проблем, обычно серьезных"? Нигде эти фразы не сталкиваются так, как в этом спортивном автомобиле Elite конца 1950-х годов.

Частью идеи снижения веса было шасси из стекловолокна, использующее только небольшой стальной подрамник для крепления важных деталей, таких, как двигатель и подвеска. За счет этого вес автомобиля составлял всего полтонны - по аналогии с современным Ariel Atom, но включая крышу, двери и кузовные панели. Совсем не похоже на скучный Atom.

Проблема заключалась в том, что стеклопластиковое волокно 50-х годов было не такое прочное, как карбон. И изящный Elite быстро обнажил недостаток в виде креплений, вырывающихся с мясом из кузова в затяжном повороте на большой скорости. Достойный соперник в великих традициях британских спортивных автомобилей до ближайшего поворота.

Гибридная система Jaguar C-X75

Сейчас Jaguar некогда передохнуть, благодаря стремительному росту продаж в Китае и огромному спросу на седаны XE и XF. Но совсем недавно, в 2012 году, компания усердно работала - точнее, усердно работала Williams Advancing Engineering - превращая гиперкар C-X75 компании из концепта с газовой турбиной в реальность.

Выбор безумного 1,6-литрового бензинового двигателя, способного раскручиваться до 9 000 оборотов и двух электродвигателей дали ошеломительные результаты. 50 км на одном акккумуляторе, почти 900 л.с., разгон до сотни за 3 секунды и максимальная скорость около 355 км/ч. Это круто даже сегодня.

Но из-за спада мировой экономики после кризиса 2008 года даже через четыре года было крайне сложно с финансами. Jaguar остановил проект прежде, чем успели продать хоть один автомобиль. Некоторые мулы, работающие на двигателях V8 использовались в съемках фильма "Спектр" из франшизы про Джеймса Бонда. Их специально украсили так, чтобы они выглядели как красивый подарок на 75-летие Jaguar. Если бы гибридная версия была запущена в производство, McLaren не пришлось бы в одиночку расправляться с монстрами вроде LaFerrari и Porsche 918 Spyder

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика