XXII Рождественская Гонка Чемпионов в Тольятти. Как это было

Каждый год большинство лучших пилотов страны собираются в Тольятти для главной гонки года. Мы тоже там побывали

Каждый год большинство лучших пилотов страны собираются в Тольятти для главной гонки года. Мы тоже там побывали

Город Тольятти и город Детройт могли бы стать побратимами. Конечно, американский собрат может похвастать большим количеством автомобильных брендов с мировой историей, зато АвтоВАЗ стал, буквально, градообразующим предприятием еще в незапамятные времена и выполняет данную функцию до сих пор. Именно здесь концентрация продукции отечественного автопрома выше, чем в Дагестане, а ее разновидности - из заводского прейскуранта и прошедших через руки местных умельцев - пересчитать не может даже Росстат.

Тем не менее, в последние годы сожалетельное наклонение в описании новостей тольяттинского завода сменилось на удивительное и даже одобрительное, поскольку LADA начала меняться и меняться в лучшую сторону. По этому поводу уже переломан не один состав копий, полыхнуло немало горячих голов и написан не один километр статей, однако общий тренд игнорировать не получается - и слава Богу. Однако 13 января мы оказались на трассе испытательного полигона ПАО "Автоваз" в селе Сосновка не для обсуждения преимуществ и недостатков отечественного автопрома, а для того, чтобы окунуться в мир автоспорта в рамках XXII Гонки Чемпионов, которая проводится здесь с 1996 года.

На самом деле из события исключительно автоспортивного, "Гонка Чемпионов" уже превратилась в событие глобального масштаба. Мало того, что, несмотря на мороз в минус 15 градусов, на трассе собрались зрители из Тольятти, Самары и других близлежащих регионов, причем с женами, мангалами и детьми, так саму гонку транслировали в прямом эфире на Матч ТВ. Наш спорт", а вечером ей уделили целый час на федеральном канале "Матч ТВ". А посмотреть было на что - впервые на "Гонке Чемпионов" собралось рекордное количество участников - 24 человека. Причем это не только пилоты заводских команд в различных классах, но и российские звезды мирового автоспорта!

Самых именитых лучше перечислить поименно: Виталий Петров - первый российский пилот Formula 1, Алексей Лукьянюк - Чемпион Европы по ралли, Михаил Алешин - участник серии IndyCar, Сергей Успенский - Чемпион России по ралли, Алексей Дудукало - вице-чемпион России по кольцевым гонкам, Кирилл Ладыгин - победитель европейской серии Ле Ман и пятикратный победитель "Гонки Чемпионов". Остальные участники - не менее титулованные, поскольку "за красивые глаза" в Сосновку не приглашают. Посмотреть титулы всех участников в деталях можно на сайте LADA Sport.

Все эти звезды российского автоспорта собрались в Сосновке, чтобы соревноваться за главный приз - "Серебряная ладья". А чтобы шансы у всех были равными, соревноваться им предстояло на одинаковых автомобилях LADA Vesta Sport, гражданские версии которых должны вскоре поступить в продажу. Кстати, накануне, когда руководители АвтоВАЗ и LADA Sport представляли прессе новые спортивные автомобили команды LADA Sport Rosneft для сезона 2019, в кулуарах мероприятия даже после длительных пыток цены на LADA Vesta Sport выданы не были.

Естественно, гоночные версии LADA Vesta от гражданских отличаются. Двигатели 16-клапанные 21805-37 объемом 1,6 литра, мощностью 170 л.с. и 175 Нм крутящего момента, оригинальные впускные и выпускные коллекторы LADA Sport, прямоточные системы выпуска 63 мм, специальные спортивные настройки двигателя, двухконтурная тормозная система с распределением контуров перед-зад и регулятором давления в заднем контуре, спортивные газонаполненные амортизаторы, специальные пружины, разработанные под зимние трековые гонки, кулачковая КПП с тросовым приводом, спортивные передаточные числа, дифференциалы повышенного трения и специальные спортивные системы безопасности.

Естественно, для зимних гонок использовались не простые шины, а шины со специальным гоночным шипом, который допускается к использованию только на треках.

Всего было шесть основных гоночных автомобилей и один запасной. 24 пилота по очереди согласно гоночной сетки должны были проехать 40 заездов по два круга (общей протяженностью в 2,9 километра). Каждый из пилотов в своей группе должен был проехать минимум два заезда. Из каждой группы выходили по два пилота, которые затем начинали бороться по олимпийской системе между собой за первое место.

В этом плане все участники находились в равных условиях, хотя и тут скрывались определенные допущения. Например, пилоты заводской команды АвтоВАЗа - LADA Sport Rosneft - явно не по наслышке знакомы и с этими автомобилями и с самой трассой. Да и участники российских гоночных серий с передним приводом и отечественным автопромом общаются "на ты". А вот из знаменитостей, приглашенных на мероприятие, один Виталий Петров имел определенный опыт в общении с подобной конструкцией спортивного автомобиля. И то в далеком прошлом, когда приезжал в Сосновку и пилотировал еще ВАЗ 2018.

Конечно, для того, чтобы новички в гонке совсем не "плавали" на трассе, были организованы тренировки и квалификационные заезды, которые должны были проходить в пятницу и субботу, однако из-за резкого потепления субботние заезды были отменены - трассу необходимо было сберечь для воскресной гонки. Поэтому у каждого участника получилось сделать всего по два-три заезда, которые пошли в квалификацию. А за ночь с субботы на воскресенье температура, как по заказу, опустилась от практически 0 градусов до -15. Так что условия для ледовой параллельной гонки были самые что ни на есть удачные.

Открывал гонку генеральный директор ПАО "АВТОВАЗ" Ив Каракатзанис. Также слово взял участник соревнований и вице-президент РАФ Сергей Успенский, пожелавший каждому из участников увидеть финишный флаг раньше других. Кстати, в соревнованиях также участвовал генеральный директор LADA Sport, а также серебряный призер Кубка России по кольцевым гонкам в классе "Национальный" - Владислав Незванкин.

Когда руководитель спортивного подразделения компании сам является действующим и успешным пилотом - это крайне позитивно. Поскольку он не просто делает свою работу в качестве руководителя - он знает все изнутри, с позиции пилотов, механиков и остального персонала команды, а также чувствует технику своими руками. Руководитель "в полях" - счастье и одновременно головная боль компании.

И начался бой. Несмотря на довольно сильный мороз, зрители на трибунах в Сосновке практически не замолкали. Было понятно, что большинство участников соревнований они знают и кого-то даже любят. Что вполне естественно, ведь многие пилоты - местные или выступают за заводскую команду. А Тольятти - город относительно небольшой.

Борьба с самых первых заездов развернулась нешуточная. Было понятно, что более опытные в этом классе и на этой трассе пилоты имеют весьма явное преимущество. Каким бы ты Чемпионом ни был, длительные тренировки и часы наката решают многое. Однако Алексей Лукьянюк, завоевавший в сезоне 2018 года титул Абсолютного Чемпиона Европы по ралли, все же сопротивлялся натиску до последнего, уступив в обоих групповых заездах буквально доли секунды.

При этом, оказавшись в теплом шатре после выбывания из гонки, он поделился своими впечатлениями:

У меня было всего два заезда, ожидал, что все пройдет лучше, что выиграю хотя бы один заезд. Но так сложилось, что не выиграл. В итоге, первый заезд был против Владислава Незванкина, между прочим, директора спортивной команды " LADA Sport ROSNEFT". Пока «вкатился», были помарочки на первом полукруге, на втором полукруге прибавил и вышел вперед. На финишной прямой был на корпус впереди и видел боковым зрением, что иду неплохо, но, к сожалению, у меня выскочила третья передача и все преимущество моментально испарилось.

Соревноваться с Кириллом Ладыгиным было сложнее, хотя я отстал от него не так и много, но я проиграл заезд и не вышел в 1/8 финала. Но мне очень понравилось мероприятие: масштаб, количество зрителей, прессы, звёздный состав участников, много драйва и отличный темп гонки. Один заезд идет за следующим, все расписано по минутам, идет прямая трансляция на «МАТЧ ТВ» - отличная динамика. Хочется прямо сейчас прыгнуть в переднеприводную машину и начать тренироваться к гонке следующего года, чтобы не так бледно выглядеть. Ребята, которые тут ездят постоянно, конечно, чувствуют себя очень уверенно.

Завтра у меня уже в 10 утра самолет в Италию, буду тестировать "Шкоду". Гоночных километров немного, всего 30, но попробуем понять, что это за "зверь".

А вот первый российский пилот Formula 1, Виталий Петров, продержался дольше всех из российских звезд мирового автоспорта - ему удалось выйти из группы и дойти до 1/4 финала.

На этапе "плей-офф", что естественно, на трассе остались "свои". Кирилл Ладыгин смог пройти в 1/8 финала, где она оказался на финише первым в споре с Абсолютным чемпионом России по ралли Сергеем Успенским. Оставив позади вице-чемпиона Европы 2018 по ралли-кроссу Айдара Нуриева из Татарстана, Кирилл вышел в полуфинал, где борьба за награду "Серебряная Ладья" уже развернулась между ним, Санином, Митяевым и Масленниковым.

Ладыгин в полуфинале одолел Андрея Масленникова, а Егор Санин "расправился" с Михаилом Митяевым. Финальный заезд оказался драматичным: у автомобиля Санина вышло из строя электропитание бензонасоса, и он остановился на трассе, в то время как Кирилл мчался к финишу.

Кирилл Ладыгин в шестой раз стал победителей традиционной тольяттинской гонки и бывший переходящий приз – трофей «Серебряная Ладья», подготовленный ПАО "АВТОВАЗ", отправляется в пожизненное владение к победителю!

«Я очень рад победе, но должен признаться, что соревнование держало меня в напряжении – здесь собрались по-настоящему сильные гонщики, которые могли навязать борьбу. Например, мой коллега по SMP Racing Виталий Петров, который выступал первый раз. Ему эта трасса не знакома, но он прорвался в 1/4 финала, и ему чуть-чуть не хватило, чтобы пройти дальше. Считаю, его результат очень достойный, и думаю, в следующих соревнованиях он уже составит серьезную конкуренцию. У Михаила Алешина вообще не было опыта выступлений на зимних трассах и на таких боевых шипах, однако он достойно проехал и хорошо себя показал. Знаю, он парень с характером, так что, потренировавшись как следует, в будущем он тоже сможет навязать борьбу, мне в том числе. Хочу отметить и молодых пилотов: Егор Санин стал серебряным призером. Для меня это не было неожиданностью, он мой ученик, поэтому знаю, какой он способный, и какой высокий результат может показать. Также Михаил Митяев очень сильный пилот. Хотелось бы отметить организацию Гонки Чемпионов – в этом году она была потрясающей. Отличный лед, хорошо подготовленные машины. Хочу сказать спасибо программе SMP Racing, команде LADA SPORT ROSNEFT и всем ребятам, кто участвовал в этом соревновании».

Что хочется сказать в завершение. Несмотря на то, что автоспорт в России является явлением местечковым и увлечением, сродни сборке моделей кораблей в бутылке, приятно видеть, как в Тольятти, небольшом городе, где большинство населения работает в автомобильном бизнесе или около него, собирается много людей, которые, несмотря на мороз и необходимость стоять в пробке на въезде и выезде, ехать за (минимум) 50 километров от города с утра пораньше, готовы употреблять такое прекрасное зрелище, как гонки.

А все потому, что автоспорт - это точно такой же спорт, как биатлон, плавание и футбол. Только побеждают здесь не только физическая форма и тренированность навыков пилота, но и его характер, выдержка и психологические стальные "яйца", которые помогают держать автомобиль на трассе до самого финиша, не расслабляясь ни на секунду.

Конечно, пилот никуда без своей команды - менеджеров, техников, водителей, спонсоров и, что самое главное - болельщиков. Ведь как ни крути, любой финиш и восхождение на подиум - это ступень в карьере. Которая завоевана тяжелым трудом и часто хождением по краю. И, помимо финансовой мотивации и возможности участвовать во всех гонках сезона главным призом для любого пилота является признание. Аплодисменты, очереди на автограф-сессии, селфи и прочие атрибуты славы.

И то, что крупнейший российский автомобильный завод содержит собственную спортивную команду, проводит монокубки и гонки, подобные Гонке Чемпионов - это только в плюс. В большой, жирный плюс.

Благодарим ПАО "АВТОВАЗ", LADA Sport и команду LADA Sport Rosneft за приглашение на гонку и желаем дальнейших успехов и удач.

За фото - спасибо Лине Арнаутовой и autosportmedia.ru

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика