Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

Один из величайших мечтателей автомобильного мира открывает калитку в будущее

Попробуйте представить себе типичного гениального инженера-британца. Слегка эксцентричный, неукротимо независимый изобретатель и вольнодумец, лидер маленькой команды со скромным бюджетом, способной посрамить корпорации. Гордон Марри – живое воплощение этого шаблона. Единственное отличие – британцем он сделал себя сам.

В 20 с небольшим он приехал из Южной Африки, чтобы придумывать спорткары и… фанатеть от поп-музыки. С тех пор Марри успел стать автором самого титулованного автомобиля F1 и одного из знаменитейших дорожных суперкаров мира. Гордон завел личную дружбу с одним из битлов и собрал коллекцию из более чем 1000 прикольных футболок с изображением музыкальных групп.

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

И все же сегодня, в 72 года, он уверен – самое интересное впереди. Еще 11 лет назад вместе с 16 проверенными коллегами по McLaren он основал бюро Gordon Murray Design. С тех пор он зарабатывал глубоко засекреченными консультациями в области инжиниринга и дизайна, одно­временно с этим обдумывая свой opus magnum. iStream, запомните слово. В двух словах, это революционная композитная структура, которая позволит сделать автомобили легче и прочнее, одновременно с этим кардинально сократив себестоимость, ведь вместо гигантских заводов по изготовлению стальных кузовов можно обойтись намного более простыми инструментами и оборудованием.

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри
Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

Однако и сегодня появление первого серийного образца – вопрос будущего. Очередной запущенный случай тради­ционной британской болезни: энтузиаст приносит гениальное изобретение, но бизнес не видит выгоду, а в результате все сливки снимают иностранцы. Но изменилось бы что-нибудь, если бы Марри жил в пригороде Штутгарта или Детройта, а не в сошедшей с коробки конфет суррейской деревушке с пабами и крикетными полями?

"Как правило, – рассуждает Гордон, – происходит так: человек придумывает что-нибудь хорошее в одной стране, потом появ­ляется представитель другой и покупает это. Но мы в GMD занимаемся настолько революционными вещами, что можем ждать покупателя и десять лет. GMD создана, чтобы разработать iStream, адаптировать его для серийного производства, а затем продавать лицензии. По сути, лицензирование – наш основной бизнес. Мы не продадим ноу-хау в Кремниевую долину, Китай или еще куда. Все технологии и доход от лицензий останутся здесь".

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

Крупная автомобильная промышленность задыхается от консерватизма – и не в последнюю очередь потому, что автогиганты вложили колоссальные деньги в кузовные производства и опа­саются за их востребованность. Но сегодня новые автомобильные компании возникают словно ниоткуда едва ли не каждый день. Изначально Марри ориентировался именно на такие стартапы, но сейчас к ним начали подтягиваться и традиционные игроки.

"Мы не продадим наше ноу-хау ни в Кремниевую долину, ни в Китай"

"Стартапы начинают угрожать им, заставляют их внимательнее присматриваться к новому, – уверен Гордон. – Сегодня мы на гребне волны – этот год будет нашим. Мы объявим о нескольких важных событиях, включая начало производства серийных автомобилей". При этом речь идет не о нишевых продуктах: п­роцесс наиболее выгоден при выпуске от 100 000 машин в год.

Подписаны ли договоры с реальными клиентами? "Да, такие клиенты есть, – отвечает Марри. – Формально контракты еще не подписаны, но уже в следующем месяце, вероятно, первый из них во всеуслышание объявит о начале производства iStream. И тогда плотину прорвет".

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

К слову, об использовании технологии iStream уже объявила компания TVR. Правда, при производстве Griffith структура iStream пока задействована не в полном объеме. "TVR согласилась попробовать, и мы с энтузиазмом откликнулись, хоть и приш­лось адаптировать процесс к объему выпуска 2000 машин в год, – поясняет Марри. – Следующий шаг – получить "зеленый свет" на скучные, но важные вещи: краш-тесты, омологацию, испытания на долговечность". На это уйдет минимум год.

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

GMD спроектировала для нового TVR базовую компоновку, силовую структуру, дизайн. "Руководить стайлингом – моя любимая работа, но у меня есть креативный директор Кев Ричардс, и перед клиентом отвечает именно он. Нашей основной задачей было сделать современную машину, не переборщив с ретро, в которой б­езошибочно бы угадывался TVR". Гордону подходит образ мыслей руководства TVR. Больше всего в машинах он любит чистоту линий, легкость и управляемость: его собственная коллекция почти целиком состоит из облегченных автомобилей, включая несколько ранних Lotus и три аскетичных, но прекрасных Abarth.

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

"Мне очень нравится марка TVR, – приз­нается Гордон. – Она полна жизни, и новая машина полностью рушит стереотипы. Большой V8 в базе, никаких турбин, никаких электромоторов, а стало быть, фантастический звук! По сравнению со всеми конкурентами Griffith на 300 кг легче. Такое же отношение мощности к массе у AMG GT R, но TVR легче на целых 315 кг – всего 1300 кг со всеми жидкостями, кроме бензина. На прошлой неделе я впервые сел за ее руль. Что ж, он достоин пойти в серию! У него пр­осто абсурдная жесткость на кручение, на дороге он ведет себя словно единое целое, управляемость просто изумительна. По конструкции и аэродинамике это очень современный автомобиль с граунд-эффектом, которым объясняется боковое расположение выхлопных патрубков. Это второй в мире передне­моторный автомобиль с граунд-эффектом. Первым был SLR". И разработал его, разумеется, тоже Марри.

Одновременно с этим южноафриканец открывает еще одну компанию – Gordon Murray Automotive. Она сконцентрируется на мелкосерийном производстве, в том числе экспериментальных машин по технологии iStream, которые затем смогут адаптировать и лицензировать другие компании.

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

Фанаты спорткаров, начинайте сглатывать слюнки – Марри работает и над новыми моделями, которые компания будет выпускать под собственным брендом IGM (Ian Gordon Murray). Совсем недавно он демонстрировал нам набросок двухместной среднемоторной машины. Сегодня, краснея, Гордон признается, что на самом деле моделей две. Одна – настоящий суперкар благодаря достаточно мощному мотору и малому весу; вторая – легкая, как перышко, и с крошечным двигателем.

"Компоновка уже готова, – поясняет автор. – Я отправился к дизайнерам, нарисовал поверх каждой из них по силуэту, и они получились почти одинаковыми – разница лишь в размерах. Мы представим обе модели уже в 2018-м, но я пока не решил, какую запускать в производство первой".

Возможно, для новинок будет использована новейшая вариация iStream Superlight. В ней применяется алюминиевый каркас (вместо стального у TVR) и более дешевый тип углепластика для усиления панелей. Эти машины станут наглядной демонстра­цией преимуществ системы. "Я бы очень хотел опробовать на них и другие технологии – например, 3D-печать из титана и карбона..." – признается Марри. Собирать новинки будут в Англии: "Здесь очень много умных людей, много изобретателей. Здесь бьется сердце F1".

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри

Постройка завода по изготовлению кузовов iStream Superlight обойдется впятеро дешевле традиционного, при этом затраты в пересчете на одну машину вырастут всего на 10%. В электромобилях эти расходы с лихвой компенсирует снижение массы, а значит, сокращение затрат за счет менее емкой, тяжелой и сложной акку­муляторной батареи. "Это настоящая па­нацея, – уверен он. – Я занимаюсь композитами с 80-х годов и не вижу того, кто может предложить более легкую структуру без использования наноматериалов".

Посмотрите на старые зернистые снимки, где Марри позирует на пит-лейне с "формульными" звездами или учит Джорджа Харрисона премудростям McLaren F1. Скучная строчка из резюме "инженер по композитным материалам" даже близко не описывает столь яркую биографию. "Формула-1 сделала для меня много хорошего, – подводит итог Гордон. – Сегодня я чувствую, что могу отплатить добром за добро. Технология iStream – это F1 для простого автомобилиста. Я просто замыкаю круг".

Путешествие в глубины мегамозга... Гордона Марри