Google обнадежил: маршрут “Телави – Омало” – 100 км или 2 ч 15 мин в пути. Отлично, вот в Омало и пообедаем, решили мы, заводя мотор новой Mazda CX-5. Кто ж знал, что не видать нам ни обеда, ни ужина, ни Омало…

Google обнадежил: маршрут “Телави – Омало” – 100 км или 2 ч 15 мин в пути. Отлично, вот в Омало и пообедаем, решили мы, заводя мотор новой Mazda CX-5. Кто ж знал, что не видать нам ни обеда, ни ужина, ни Омало…

Вы спросите: что за Омало, и чего мы там забыли? Хорошо, давайте сначала. Началась эта история, когда Георгий Данелия снимал замечательный фильм “Мимино”. Он давно разошелся на цитаты: “Я тебе один умный вещь скажу, только ты не обижайся!” Или: “Гиви Иванович, совсем тебя этот ГАИ не уважает – и машину отобрал, и права…” И, конечно, знаменитое: “Ларису Ивановну хочу!”

Сорок лет назад “Мимино” получил приз на Московском Международном Кинофестивале – чем не повод прокатиться туда, откуда начиналась история летчика Валико Мизандари?

– Чито-грито, чито-маргалито, да… Валико, что такое “чито-грито”?

– Птичка, птичка-невеличка.

Сам Мимино летал над Грузией на легком вертолете Ми-2, правда, называл его не птичкой, а “пепелой” – бабочкой. У нас для путешествия на Кавказ есть новая Mazda CX-5. С птичкой на эмблеме. Она, конечно, не невеличка, а очень даже вместительный и комфортный автомобиль. А еще она – кроссовер с полным приводом, приличным к­лиренсом и довольно мощным для своего класса 194-сильным мотором. Эти ее качества очень нам пригодились.

На Кавказе фильм Данелии, считай, культовый – узнав о цели нашей поездки, все как минимум одобрительно улыбались. А в Тбилиси в 2011 году героям “Мимино” даже поставили памятник (работы небезызвестного Зураба Церетели) – хотя участие грузинской с­толицы в самом фильме ограничилось коротким эпизодом в аэро­порту. Там, где “…Помните, вы в Дели летели, а я голландских кур грузил!”

Грузоперевозка

Рассказывают, что съемки были едва ли не смешнее самого фильма. Но эпизод с коровой в них покрыт туманом. По сюжету, Мимино сначала кричит хозяйке: “Да не влезет сюда корова! Здесь ее продай”, а потом, сжалившись, летит в город с животным, висящим на веревке. И получает от командира выговор с лишением премии.

Сам Данелия пишет, что уговорил местного пилота нарушить правила безопасности, взяв того “на слабо”. Еще, вспоминают, проблемой стала сама корова – нашли только белую, и она сливалась с небом. Тогда ее... покрасили. Да так, что потом хозяйка не узнала.Но местные летчики смеются: “Да не было никакой коровы, чучело возили! Байки это”. И правда, если внимательно смотреть комедию, заметны нестыковки. На весах в Омало стоит белая корова с черными пятнами. Это ее красили? Но в сцене “полета” животное уже с рыжими ушами. Кстати, ног коровы в кадре нет. Она точно летит?

Впрочем, в версии Данелии нет и ничего фантастического. У Мимино вертолет Ми-2, спроектированный в 60-е. Он производился в Польше и был оснащен газотурбинными двигателями по 400 л.с. каждый. Внутрь корова и правда не влезет – через боковую дверь можно посадить до 8 пассажиров или загрузить скот помельче (“Восемь баранов – это вместе с тобой!”). Но на внешней подвеске Ми-2 мог поднять до 800 кг. Среднестати­стическая корова весит скромнее – 350-450 кг.

Более того, на YouTube есть свежее видео перевозки коровы таким способом – дело происходит в Альпах. В комментариях пишут, что животное на вертолете с гор спускали к ветеринару из-за болезни ног. О психическом состоянии коровы после полета не сообщается.


И потому мы, не задержи­ваясь в Тбилиси, отправляемся в город Телави, где по фильму базировался вертолетный отряд главного героя. Дорога в сто­лицу Кахетии идет через Гомборский хребет – сверху голубое небо, под нами изумрудные долины, на горизонте – заснеженные шапки Кавказа. Красота! Новый CX-5 с узкими светодиодными фарами и фонарями, длинным капотом и большой решеткой радиатора смотрится ультра­современно, но при этом удивительно гармонично вписывается в это природное великолепие. И неизменно притягивает взгляды окружающих: грузинский автопарк разнообразен, только в основном это подержанные седаны, хэтчи и микроавтобусы. Даже местные полицейские, кажется, чуть притормозили у нашей фотосессии – сегодня в Грузии они не прячутся по кустам с полосатыми палочками, а гоняют на новеньких машинах с мигалками по каким-то своим делам. И, говорят, готовы не столько наказывать, сколько помогать водителям на дороге.

Не чужая Mazda и на грузинском серпантине. Охотно заруливает в крутые шпильки, уверенно держится в поворотах побыстрее и стабильна там, где дорога вдруг становится прямой. Мотор без наддува любит обороты, но благодаря отличным настройкам “автомата” у водителя под правой ногой всегда что-то, да есть. Спортрежим коробке в общем-то не обязателен, но мы включаем его на спусках – дабы переложить побольше работы с тормозов на двигатель с его суперстепенью сжатия 13:1. В Телави легко узнаются места, где снимали эпизоды фильма. Памятник царю Ираклию II стоит на своем месте, равно как и 800-летний платан, возле которого “ГАИ не уважал Гиви Ивановича”. В центре сохранились и старые дома, и крепость. Очень красивый и уютный город Телави. А на его окраине есть аэропорт… имени Мимино! Конечно, сорок лет назад он так не назывался. Но с него летали настоящие, не киношные вертолеты в самые отдаленные уголки края. Для селений Омало и Шенако (они рядом друг с другом), где Данелия снял “горные” эпизоды фильма, это был единственный способ сообщения с “большой землей”– актеров и съемочное оборудование туда тоже завозили вертолетом.

Сейчас улететь в Омало уже не получится – с распадом СCCР вертолеты стали слишком дорогим удовольствием. А на аэродроме Мимино базируется школа летчиков с учебно-тренировочными самолетиками… Зато после выхода фильма в Омало построили-таки дорогу. Раз так – едем!

Вот с этого “едем” и начались настоящие приключения. Проложенный “Гуглом” маршрут нас не пугал – сначала почти прямо вдоль реки Алазани, а последние 72 км – детские каракули, неоднократно перечеркнутые гребенками серпантинов. На все про все два часа с хвостиком. Что мы, серпантинов не видели?

В реальности оказалось, что из 72 километ­ров асфальт есть на первых... двух. Дальше его сменяет покрытие, которое можно назвать “бывший асфальт” – видимо, тот самый, что ровняли катки 35 лет назад. А еще через несколько километров исчезает и он, сменяясь щебенкой. Зато пейзажи вокруг фантастические! Дорога идет вдоль горной реки, с другой стороны ее подпирают отвесные склоны – фотограф щелкает затвором, как голодный волк зубами. Он, кстати, тоже голодный – обедать-то мы хотели в Омало. Но чем выше забирается Mazda, тем ниже ее скорость – 40, 30, 20 км/ч… Дорога все уже и все плотнее жмется к скале – справа уже не река, а пропасть. Щебень превращается в булыжники, готовые пробить колеса CX-5. Ручейки, пересекающие дорогу, оставляют в ней промоины – приходится аккуратно переезжать их по диагонали, чтобы не ободрать передний бампер.

Выше уровня лесов нас встречает первая “гребенка” – но это совсем не европейский серпантин. В некоторые повороты даже Mazda вписывается с трудом (а местные на КАМАЗах ездят!). А дальше идет подъем, в который нужно забираться на первой передаче – 2,5-литровому атмосфернику CX-5 на высокогорье уже тяжело дышать. О'кей, Google, и это твои два часа пути?

Но мы упрямо едем вперед, и наше упор­ство вознаграждено. Мы на перевале Абано – 2850 метров над уровнем моря! Дальше должно быть полегче – дорога уходит вниз. Поначалу мы опасаемся, сдюжат ли тормоза кроссовера, но Mazda нас не подводит – информативность и эффективность левой педали стабильно высокие. А энергоемкая подвеска и клиренс CX-5 спасают на ямах. Впрочем, крутые повороты и острые камни после перевала никуда не делись – и наш темп выше не стал. Но хоть к ужину в Омало мы, кажется, успеем.

Эта мечта умирает после очередного поворота – путь нам преграждает… строительная техника. Здесь случился обвал, и теперь дорогу восстанавливают. Местные говорят: “Надо немного подождать”. Но нам тогда придется возвращаться уже в темноте, а на этой дороге это равносильно самоубийству. Прости, Омало! Мы поворачиваем назад – к югу, ночлегу, собакам Телави и самолетикам аэродрома им. Мимино. Хотя нам до зубовного скрипа обидно: этот путь однозначно заслуживает занесения в наш список “Не умирать, пока не прокатишься”. Но если нам суждено сюда вернуться, мы снова возьмем с собой новую CX-5. Несмотря на “паркетную” репутацию и низкий профиль шин, ее не остановили ни водные преграды, ни острые камни, ни высокогорная гипоксия – только бульдозер поперек дороги. “Довезти так, что тебе будет приятно”, она теперь умеет лучше прежнего.

И мы с чистой совестью говорим ей: “Вах!”

ТЕКСТ: ВАЛЕРИЙ АРУТИН / ФОТО: КИРИЛЛ КАЛАПОВ

CX-5: Ремейк

Компактные кроссоверы – самый перспективный и динамично растущий на сегодня класс. Но Mazda выставила здесь своего бойца едва ли не последней – CX-5 дебютировал лишь в 2012 году. Его оружием стали динамичная внешность, отличные моторы и задорное, почти спортивное, шасси. И за прошедшую пятилетку японский кроссовер не просто выстоял в жесткой борьбе, но и стал одним из ведущих игроков сегмента.

CX-5 номер два стал ремейком первого – принцип “от добра добра не ищут” не чужд и японцам. Силовые агрегаты остались прежними (хотя “автомат” перенастроили), габариты машины не измени­лись, но жесткость кузова увеличилась на 15 процентов. Стойки лобового стекла сдвинули назад – Mazda стала выглядеть еще динамичнее и краше, заодно улучшилась аэродинамика. Особенно похорошел кроссовер внутри – интерьер стал более воздушным и элегантным.

Но главное, японцы серьезно поработали над комфортом – “первый” CX-5 ругали за жест­кость и шумность. Теперь кузов обложен шумоизоляцией, двери с двойными уплотнителями, а в подвеске – новые стойки, шарниры и опоры. Как результат – новая Mazda игнорирует дорож­ную мелочевку, не встряхивает на стыках и не боится даже крупных ям. Дорожные и аэро­динамические шумы остались где-то за кормой. Да, руль стал не таким остро-спортивным, но реакции машины по-прежнему точны и приятны.

Трепещите, конкуренты?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика