Другой север

Другой север

Мы много катались по русским «северам» – морозным, ледяным, диким и беспощадным. Настало время исследовать север импортный – более обжитой, но не менее суровый. Едем в Норвегию!

Текст: Валерий Арутин / Фото: Volkswagen

Сто раз правы педагоги, психологи и прочие мозговеды – наши детские впечатления наклады­вают неизгладимый отпечаток на взрослую жизнь. Взять, к примеру, отпуск. Те, у кого сюжет школьного сочинения “Как я провел лето” крутился вокруг костра, котелка и комаров, и ныне подни­маются куда-то в горы или спускаются откуда-то на байдарке. Другие, чье лето детства проходило сначала в Алуште, потом в Анапе, – сегодня сменили их на Анталию или Антибы, со знанием дела рассуждая о дороговизне курортного жилья и качестве питания.

А лично для меня море – прежде всего явление природы, не лишенное романтики. Можно бесконечно смотреть на корабли и прибой, я обожаю морской воздух. Но провести свой отпуск на пляже? Это даже не «план Б»… Все потому, что мои родители – заядлые автопутешественники. Пока сверстники загорали в Крыму, я проехал с ними половину СССР – Прибалтика, Кавказ, Карпаты, Карелия, Каспий. Сколько дорожных историй, сколько потрясающих видов, сколько впечатлений сложилось в мою, тогда юную голову. Как следствие, автомобиль и сейчас для меня лучший ва­риант отдыха. И плевать, что два дня моего пути самолет покрывает за два часа!

В общем, когда в TG пришло приглашение попутешествовать по Норвегии на машинах, доброволец нашелся быстро. Тем более что программа обещала все как в детстве – кемпинги, рыбалка, ужин на свежем воздухе. Романтика! Кто же знал тогда, как оно обернется на самом деле…

Нет, начало было отличным. В городке Буде мы погрузились на паром (в Норвегии их тьма, разного размера и предназначения), идущий к Лофотенским островам – основной цели нашего путешествия. Светило солнце, лениво плескалось море, вдали виднелись скалы многочисленных островков и снежные шапки гор на материке. Можно взять чего-нибудь освежающего (алкоголь в Норвегии очень, очень дорогой, а штрафы за езду “подшофе” и вовсе косми­ческие!), сесть в уютное кресло в салоне и наслаждаться видами, пока наши железные кони отдыхают на автомобильной палубе. Еще интереснее было на корме – там в открытом (!) бассейне купалась целая спортивная команда скандинавских девушек. Короче, три с половиной часа плавания пролетели как один.

Норвегию, протянувшуюся на 1700 км с юга на север, можно всю целиком записывать в достопримечательность. Природа страны разнообразна, но неизменно красива суровой северной красотой. А Лофотенские острова выделяются даже на ее фоне – сюда, говорят, ездят отдыхать сами норвежцы. Не в смысле позагорать на пляже, хотя пляжей здесь хва­тает, и они, как говорят, лучшие в Норвегии. На Лофотены едут порыбачить, посерфить (не в Интернете, в океане!), посмотреть на птичьи базары или на китов. 

Лофотены – это конкретный Север, острова расположены далеко за Полярным кругом

Главное, приехать в удачный момент. Фотографии, которые вы сейчас рассматри­ваете, сделаны коллегами, что были на ост­ровах за несколько дней до нас. А мы прибыли в совсем другой мир. Мир зимы. Хотя по морю от Буде до Лофотенов всего километров сто, на берегу нас встретили темнота, вода с неба и гололед на дорогах. А ведь в прогнозе не было ничего пугающего, все как в Москве: “Ноль, плюс два, возможны осадки”. Я не учел только одного: Лофотены – это Север. И север конк­ретный: острова расположены далеко за Полярным кругом, на широте Воркуты. Трескучих морозов здесь нет только из-за Гольфстрима. Но вместе с теплом океан выдает “в нагрузку” высокую влажность, с ней “минус два” воспринимаются как “минус десять”. Плюс ветер. Он тут, кажется, всегда и везде. И назвать его морским бризом может только законченный оптимист. Так что пришлось срочно надевать на себя всю теплую одежду, что была взята “на всякий случай”. 

А впереди была ночь. Вы представляете себе кемпинг как пасторальную картину с дере­вянными домиками, аккуратным газоном, уставленным палатками, и ароматным дымком гриля? Так вот, наш лагерь на Лофотенах выглядел совсем иначе. Поляна засыпана снегом и открыта ветрам, а домик есть только один – с душем и туалетом на всех. Гриль мы, правда, все-таки раскочегарили – прямо на океанском пляже. Но вечеринка под девизом “Даешь Северное сияние!” была самой странной в моей жизни. Когда пиво хочется погреть за пазухой, а падающий на тарелку снег не тает…

Ладно, пища замерзает – как нам самим не замерзнуть этой ночью? Вот тут нас выручил Volkswagen California. Внешне он – о­бычный микроавтобус, каких немало и у конкурентов. Но внутри California – передвижной домик на четверых! Здесь есть почти все, что нужно для жизни: двуспальные кровати (одна внутри, другая в палатке на крыше), плита, раковина, холодильник, шкафчик для одежды и даже мини-душ. История серийных фольксвагеновских кемперов насчитывает уже более 50 лет, поэтому внутреннее убранство автомобилей продумано до мелочей – функционален каждый уголок, каждый сантиметр пространства. Чтобы вы понимали: в YouTube видеоролики о том, как устроена California, длятся по полчаса! Их делают компании, предлагающие эти машины напрокат.

А еще Volkswagen оснащен автономным обогревателем. Включаешь его хоть на треть – и зима не страшна. Снаружи бушевала вьюга, а внутри была настоящая California. Тепло, уютно – только ветер шумит да покачивает машину, убаюкивая после долгого дня. Вообще, проверку севером Volkswagen прошел блестяще. На следующее утро легко выехал из наметенных сугробов (кемпер бывает и полноприводным), да и гололед ему нипочем. Уж не знаю, насколько популярна California у янки, привыкших к кемперам размером с рейсовый автобус, но для Норвегии она явно предпочтительнее. Да, в большом кемпере комфортнее жить (морозной ночью хотелось бы и туалет внутри), зато немецкий домик комфортнее на дороге и управляется как легковой автомобиль. А главное, ему не тесно на норвежских дорогах – очень узких, крутых и извилистых. Не спасовала California, даже когда ветер усилился до ураганно­го – обычный кемпер, думаю, просто сдуло бы с дороги.

А нам лишь пришлось покинуть Лофотены раньше запланированного. Да, в Норвегии асфальт и много туннелей – богатейшая страна Европы не жалеет средств на дороги. Да, здесь почти везде есть связь, и работает цифровое радио. Но все равно это суровый край. Из-за шторма отменили паромы – мы едва успели на последний. И нас тоже помотало в море так, что теперь турбулентность в самолетах для меня – как аттракцион. Зато есть повод съездить в Норвегию еще раз! Лучше всего – прихватив с собой Volkswagen California.


Комментировать 0
Другой север