Его никто не звал, а он явился. Что ветераны Fiat 131 Abarth, 124 Spider, Lancia Beta Coupe и Lancia Stratos самого Сандро Мунари скажут о типа гоночном Abarth 695 Biposto?

Считаете, современные зажигалки слишком легко водить? Например, две звезды 2015 года, McLaren 675LT и Ferrari F12tdf, сексуальные, как Леа Сейду, делят 1455 л.с. на двоих, но не пытаются оторвать пилоту руки. Ерунда.

Мы где-то на окраине Сан-Марино, под безоблачным, слава Богу, небом. Автомобиль подпрыгнул на 312-й ямке, и я снова запорол переключение. Давненько я не ездил на такой сложной машинке, как этот маленький Abarth. Он даже норовистее своего дальнего родственника из Маранелло. Да, меня уделал навороченный Fiat 500.

Вот только учтите, что Abarth 695 Biposto – нечто большее, чем понтовый “Чинквеченто”. Он сконструирован на базе гоночной машины для монокубка Trofeo и настроен для дорог. Кажется. Abarth – очередной недооцененный суббренд FCA с великой историей готовится к великому моменту, к выходу нового Fiat 124 Spider. И если судить по Biposto, он будет что надо.

Выглядит 695-й фантастически. Колея и колесные арки расширены, корма украшена титановым выпуском, пороги и юбки карбоновые. И полуматовая краска цвета оружейной стали. Легкие турбомотора 1,4 – впуск и выпуск – обновлены; турбина и радиатор тут крупнее. Результат – 190 л.с. при 5500 об/мин и вполне серьезная цена – €43 000.

Но это еще цветочки. Давайте пройдемся по опциям Biposto.

Коробка с кулачковой муфтой стоит просто ого-го!

Верхний пункт – причина наших с ним войн на итальянских серпантинах: гоночная кулачковая коробка (почти €11 000). За эти деньги дают еще и механический дифф повышенного трения, легкий алюминиевый маховик и шикарный рычаг с открытой кулисой. Карманная 458 Speciale! Катер для линкора Ferrari. Ясно?

Процент попаданий у меня сейчас ровно 50. Сделаешь все правильно – кайфанешь. Запорешь переключение – загудит в ладони. И в обслуживании эта коробка дороже. Настоящий гоночный агрегат взят из чемпионата F4 для одноместников Abarth. Коробку нужно обслуживать у специалиста и менять масло каждые 20 000 км. Я говорил, что на нашей машине вдобавок ко всему опционные окна из оргстекла, алюминиевый капот, карбоновый салон, регистратор данных на приборной панели, четырехточечные ремни Sabelt и шлем? Да, если ставить галочки во всех окошках подряд, автомобиль будет стоить больше 65 000 евро. Это уже не 458 – за такие деньги можно купить приличную подержанную Ferrari 360 Modena.

Когда мы мчим по Эмилье, едва сдерживая прущую из Biposto энергию и ныряя из апекса в апекс, становится ясно, что 695-й вознаграждает только за тяжкий труд – он старых правил. Его “дорожность” – маскарад. Асфальт итальянских провинций не лучше самого жуткого английского шоссе, и если бы я носился тут регулярно, я бы рыдал от подвески Abarth. Зато к динамике и звуку никаких претензий. Выхлоп у Biposto от Akrapovič, а нажав кнопку Sport (куда ж еще спортивнее?), ты получаешь завывания и налитой руль. “Абарт” разгоняется до сотни меньше чем за шесть секунд, но в реальном мире мотор придется крутить, иначе все съест турбояма. К тому же Biposto легко глохнет – это мучение, а сцепление схватывает резко. Этот маленький деспот измотает вам все нервы, не сомневайтесь.

К тому времени, когда мы останавливаемся возле сервиса K Sport Луки Малатесты, мне срочно необходим отдых и “доппья эспрессо”. Мы в Римини, в глубинке одинаковых промзон. Мастерская Луки абсолютно неприметна, но когда поднимаются ворота, у меня падает челюсть. Лука – бывший механик WRC, а сейчас к нему тянутся со всей Италии в поисках заботливого сервиса для ветеранов ралли. Он объясняет, почему его гараж похож на мавзолей Цинь Шихуанди: в нем тоже армия, только не терракотовая.

Джон Хьюс, бизнесмен и бывший глава комитета FIA по историческому автоспорту, пригласил TopGear поиграть в раллийные машинки в лице Fiat 131 Abarth, 124 Spider, Lancia Beta Coupe, и – что лучше всего – Lancia Stratos Сандро Мунари. Джон не просто крут. Оказывается, он работал на F1 RAM Racing до эры квалификаций, когда в стартовой сетке было больше 30 машин, и получил там кличку Часы за свою работу. На машинах RAM ездили Алан Джонс, Гай Эдвардс, Кенни Эйксон. Тогда Джон познакомился с будущими воротилами – Максом Мосли и Берни Экклстоуном. “Один раз Дерек Дейли въехал на прокатной машине в лобби отеля и нарезал круги вокруг фонтана, – вспоминает он. – Да, другие были времена”.

И мир ралли был другим. Теперь это зрелище опреснело, и легко забыть, что большую часть 70-х и 80-х WRC соперничала с Ф-1 в престиже и популярности. И героях. Упав в эту кроличью нору, можно часами рассматривать гоночные машины и восхищаться мастерством пилотов. Пока ребята Луки прогревают тачки в клубах выхлопных газов, Джон объясняет эту страсть. “Они возрождают твою юность, ты переживаешь те великие моменты снова. Иметь такую машину – мечта. Stratos – мечта мальчишек, супертачка с постера, отчасти благодаря репутации сложной машины. Да, она сложная, я могу это подтвердить”.

В Lancia Beta Coupe жизнь относительно легче. Относительно!
Желтая полоска отмечает красную зону 131 Abarth: 8600 об/мин. Берегитесь звона в ушах
Салон Stratos следует теории хаоса, но дверные карманы шикарны

И я. Это третья Stratos, на которой я ездил, и даже сесть в нее – подвиг. Сев, ты оказываешься почти в центре; впереди щель лобового, карманы на дверях огромны – для карт и шлемов. В Stratos ты не сидишь, не надеваешь ее на манер пиджака. Нет, скорее, она ставит тебе условия и втягивает в невыгодную сделку. Еще до того, как ты заведешь мотор.

Конечно, звучит она как Бог. Первая передача включается вниз, а коробке нужна необычная смесь деликатности и грубой силы. Даже ненадолго выехав на местные дороги, я понимаю, что Stratos с радостью убьет тебя при первой возможности, но в то же время вызывает стойкую зависимость. Редкий мотор звучит так же сочно, как 2,4-литровый V6 Ferrari, сидящий высоко посередине коварно короткой базы. И даже скромные 280 л.с. (у машины с 12-клапанной головкой, у 24-клапанной – свыше 320 л.с.) вызывают дрожь.

Машина Джона полностью аутентична, это Group B с оригинальными тормозами, амортизаторами Bilstein с иными точками крепления, 48-миллиметровыми карбюраторами и двумя тросиками газа. И это лишь часть списка деталей, которые сейчас невозможно найти. В 1974 году автомобиль, почти идентичный этому, победил с отрывом в ралли Сан-Ремо (в своей первой гонке) и продолжил побеждать, став чемпионом в том году и 75-м, и 76-м. На фанатов все более крепчающей выдержки имена Мунари, Вальдегаард и Дарниш действовали как заклятие.

В Stratos ты не садишься, ты заключаешь заведомо невыгодную сделку


Stratos последний раз победила в ралли, на Tour de Corse 1981 года, когда за рулем был Дарниш. К тому времени Fiat Group бросила все силы на 131 Abarth, сконструированный на базе седана середины 70-х, автомобиль, который даже ультрагики Fiat записали в слишком левые. Но не я. Этот укороченный итальянский Escort был бесконечно крут, когда закидывал гравием снег, и вообще ездил, кажется, только боком. Bertone собрала машину, Abarth подготовил ее, набравшись опыта с прототипами.

Компания была в хорошей форме в 1977 году, когда 131 начал карьеру и получил чемпионский титул. А потом в 78-м и 80-м. Наш экземпляр – типичная гоночная машина заводской команды. С большими колесными арками и широкой колеей он кажется еще более квадратным. На носу – наклейка Fiat Abarth и большие противотуманки. Номера в старом стиле вызывают умиление.

ABARTH 695 BIPOSTO
Цена: €43 000 / Двигатель: 1395 см3, 4 цил., турбо, 190 л.с., 250 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 5,9 с, 230 км/ч / Трансмиссия: 5-ступ. механика, передний привод / Расход: 6 л/100 км / Масса: 997 кг

У него 215-сильный двухлитровый 16-клапанный мотор с двумя распредвалами и механическим впрыском Kugelfischer и короткая пятиступенчатая коробка. Переключаясь, ты тоже можешь получить психическую травму. Да, 131 Abarth довольно скромный, но на него можно подсесть с первого раза. Он весит около тонны (машины для гравийных участков чуть тяжелее), и недостаток веса ощущается, стоит лишь тронуть что-либо внутри. Он кажется хрупким, и все же совершенно неубиваемым. А еще пробегитесь взглядом по приборам и увидите желтую полоску клейкой ленты на тахометре, которая говорит, что красная зона у 131 начинается на 8600 об/мин…

Когда 131 Abarth спускается к сервису Луки вслед за невероятно громким 124 Spider, я осознаю, что у него лучшая по звуку четверка, из тех, что мне встречались. Когда на 3500 об/мин мотор начинает тянуть, даже могучие горы уходят на второй план. Забудьте о суперкарах, этот старый квадратный седан Fiat сделан еще в те времена, когда сказочная страна Италия умела разбудить душу в машинах.

Радует, что Abarth Biposto может исполнить тот же фокус и сорок лет спустя.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: ДЖО ВИНДЗОР-ВИЛЬЯМС