Если атмосферные Ferrari уходят навсегда, то F12 – их прощальная вечеринка

После того как ты целый день гонял в этом новом 780-сильном Ferrari по сельской Италии, хочется остаться наедине с собой и полежать в темноте, закрыв ставни. F12tdf задает больше вопросов, чем дает ответов.

Но сейчас у нас нет времени на размышления. Только не сегодня. Вернувшись на Фьорано с мокрыми от пота ладонями и выпученными глазами, мы внезапно получили пятиминутную аудиенцию у самого знаменитого сотрудника Ferrari – Себастьяна Феттеля. Днем раньше на пышном завершении сезона Finali Mondiali его товарищ по команде Кими Райкконен пощупал лимиты F12tdf, исчертив черными кругами главную прямую Муджелло. Вот умеет парень отжечь. А Феттель только что закончил несколько более серьезных кругов по Фьорано в начинающихся сумерках.

Самый классный трюк F12tdf, конечно, – подруливание четырех колес или passo corto virtuale (виртуальная короткая база). Система от ZF использует электромеханические сервоприводы, чтобы менять градус схода колес задней оси. Ferrari говорит, что это происходит синхронно с передней осью и сильно улучшает устойчивость и маневренность на высокой скорости. Феттель знаком с такими штуками, но при сухой массе в 1415 кг F12tdf примерно вдвое тяжелее его SF15-T, гоночного снаряда этого года. И как же ему эта машина?

“Устойчивость и баланс на высокой скорости невероятны, – говорит он, сияя знаменитой улыбкой. – Потрясающе быстрый автомобиль, но от того, как он проходит “семерку”

, просто башку срывает…”

Феттель – обладатель сверхчувствительной задницы четырехкратного чемпиона мира по Ф-1. И мы на своем опыте пяти кругов по Фьорано (коленки еще не отдрожали) знаем, что он прав. Кроме того, главный тест-пилот Ferrari Рафаэле де Симоне брал нас на быстрый круг, где от седьмого поворота он камня на камне не оставил.

Никакой другой автомобиль с большим мотором спереди и такой массой не умеет так проворно менять направление.

Может быть, F12tdf и назван в честь спецверсии 250 GT 50-х годов, трехкратного победителя французской дорожной гонки (в 56-м, 57-м и 58-м), а также Тарга Флорио и других классических черно-белых гонок. Но новый спорткар махнул вперед, как в ультрабыстрой перемотке. Наверное, стоило назвать tdf (сокращенное название какой-то велосипедной гонки) по-другому. Хотя это название предложил сам Пьеро Феррари (по свидетельствам тех, кто говорил с ним в те времена).

488 GTB развивает 670 л.с. и в реальном мире легко покажет кузькину мать гиперкару LaFerrari, но у F12tdf иная миссия. Он исследует несвойственную марке философию, вторгаясь на территорию, где и компанию, и клиентов ждет испытание.

Ладно, в середине 80-х у Honda на Prelude стояла система 4WS, а у нынешнего 911 GT3 – активный задний мост. Но вслед за сознательно сложным и, откровенно говоря, почти биполярным 599 GTO, F12tdf гонится за суперманевренностью, вдохновленный передовой авиационной электроникой. “Мы на пороге новой технологии, – говорит нам де Симоне. – Чтобы выжать все

, нужен умный пилот, не просто чувствующий машину, а способный достичь максимума. Нельзя просто сесть в F12tdf и погнать к лимиту. Нужно узнать потенциал, а притирка требует времени”. Вести этот Ferrari нужно очень точно и плавно.

“Даже если я не знаю, что делаю в начале, я всегда знаю, что будет в конце”, – добавляет он несколько загадочно.

Разработку в Ferrari начали с почти несогласующихся элементов и постепенно снижали градус. Хотя у tdf передние шины шире (275 мм, а не 255), первый прототип был обут в 315-миллиметровые слики. Де Симоне вспоминает, смеясь: “Мы максимально усложнили себе задачу. Потому что знали, что если сможем настроить все системы в столь экстремальном варианте, они будут работать и в нормальной конфигурации”.

Относительно нормальной, конечно, потому что V12 – мгновенный пропуск в VIP-зону, а любой V12 с гарцующей лошадью – доступ в ложу VVIP, где творятся совсем неприличные вещи. Никто, раскрутив 6,3-литровый мотор F12berlinetta, не подумает: “Хм, ничо так, но вот мощи не хватает”. У tdf мощность выше: семьсот восемьдесят лошадей (чувствуете, как сильно это звучит?) против 740. И масса меньше на 110 кг.

Получается 124 л.с. на литр, ну не класс? Красная зона теперь на 8900 об/мин, а на 6750 об/мин мотор развивает 705 Нм. Важнее то, что 80% момента есть уже на 2500 оборотов. Реализовано несколько новаций из Ф-1. Например, свободнее дышат регулируемые впускные каналы, увеличен диаметр дросселя, в кулачках использованы алмазоподобные материалы, что снизило их массу на 40%. Для такого нужны специальные станки. Но для Ferrari все это – раз плюнуть.

Передаточные отношения коробки с двумя сцеплениями новые, они короче и созданы специально для tdf. Переключения вверх быстрее на 30%, вниз – на 40%. Автомобиль разгоняется до сотни за 2,9 с (время разгона меньше трех секунд говорит о том, что элитный суперкар прошел подготовку в спецназе), до двухсот – за 7,9 с. И максималка 340 км/ч. Он проходит Фьорано на две секунды быстрее, чем обычный F12, на три секунды – чем 599 GTO. Что дальше? Потоковый накопитель?

Никакая другая переднемоторная машина не может так шустро менять направление


Тормоза взяты от LaFerrari, а всевозможные аэропримочки увеличивают прижим на 87% по сравнению со стандартной машиной. В Ferrari обещают 230 кг на 200 км/ч: жаль, у меня нет личной аэродинамической трубы, чтобы проверить их слова. Есть канарды, боковины переднего и крупный задний спойлер, и карбоновый “аэромост” на передних крыльях, который разгоняет воздух по бокам автомобиля. Активные задние щитки расширяют диффузор, чтобы создать больше прижимной силы или уменьшить сопротивление в зависимости от дорожных условий. Многое из этого испытано на трековом 599XX.

Над кузовом поработали тщательнее, чем можно судить по фото. Сравните боковые окна с окнами стандартного F12. Посмотрите на новое заднее окно. Оно более отвесное и работает, по сути, как спойлер. Интернету не нравится, как выглядит F12tdf, а ядреный желтый цвет, в котором была представлена машина, засвечивает аэродетали. Думаю, красный пошел бы больше. Но Интернет, как всегда, неправ.

Два слова – не разбить! – постоянно звучат в ушах, когда ты следуешь по Фьорано. Шпилька в конце быстрой главной прямой собрала много скальпов. С другой стороны, нельзя терять время, когда у тебя атмосферный V12. По первому впечатлению tdf еще более убийственно быстр, чем обычный F12, но потрясающе устойчив, а перед острый, как копье. Шасси настолько крутое, что, кажется, такого не бывает.

Начинаешь играть с градациями манеттино на руле, и tdf повышает ставки. Де Симоне прав: машина не терпит резкости. Это переднемоторный заднеприводный GT, который хочет прикинуться маленькой, легкой, среднемоторной машиной. Выпендрежные заносы не на первом месте. Руль такой же, как у F12 (два оборота до упора), и, пока не приноровишься, он ежесекундно готов впасть в гиперактивную истерику.

Добавим сюда задний мост, который активно помогает машине повернуть и держать траекторию. А еще добавим высокую скорость. И вот приходит понимание, что tdf – это не только рациональное и скрупулезное конструирование, но еще и путь веры. Сначала это трудно принять, особенно закоренелому атеисту…

Салон F12tdf... нельзя сказать, что он совсем голый. На дверях карбон, но сиденья великолепны. Не считая головок винтов и жутких кнопок поворотника на руле, он безупречен. И вообще, сидя за рулем большого переднемоторного Ferrari с V12, ясно понимаешь, что жизнь обошлась с тобой неплохо.

А теперь – в горы, на дороги, где тест-пилоты Ferrari обкатывают машины. Некоторые участки – просто ад, из-за неустойчивости рельефа и захудалости инфраструктуры. Важно, что tdf липнет к дороге крепче других, а то, как машина такого размера, массы и конфигурации может менять направление на ныряющем вверх-вниз серпантине, поражает. Здесь стоят магнитореологические амортизаторы третьего поколения с новыми настройками. И хотя пружины на 20% жестче, можно ехать на безумной скорости по непредсказуемо волнообразному асфальту.

FERRARI F12tdf
Цена: $400 000 / Двигатель: 6262 см3, атмосферный V12, 780 л.с., 705 Нм / Динамика: 0-100 км/ч за 2,9 с, 340 км/ч / Трансмиссия: 7-ступ. робот F1 DCT, задний привод / Расход: 15 л/100 км /Масса: 1520 кг (сухая: 1415 кг)

Передние Pirelli P Zero сделаны на заказ, они шире и лучше держат нос. А подруливание задних колес, электроника и дифференциал позволяют влетать в поворот и выстреливать из него, щекоча все существующие законы физики. Если приспособишься, то автомобиль едет нейтрально, легко и устойчиво, как компактный, легкий и среднемоторный, только с громогласным грохотом. Если будешь слишком резок, то пожалеешь, что под тобой такая большая и мощная машина.

Говорите о Ferrari, что хотите, но F12tdf точно не очередной генератор прибыли, хоть и выпущен он ограниченной серией (799 машин, по $400 000 каждая, все распроданы). Это почти философский трактат о повышенной динамике, потрясающе амбициозное исследование полюсов возможного. Как обычно, Ferrari отфильтровала клиентов, так что у счастливчиков уже стоит в гараже самое малое пять машин. Но такой еще нет. Не знаем, понравится ли F12tdf всем без исключения. Но в мире, где потребности удовлетворяются мгновенно, приятно водить автомобиль, который не делает всю работу за тебя. С F12tdf, как в жизни: что посеешь, то и пожнешь.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: ДЖО ВИНДЗОР-ВИЛЬЯМС