Супертест: самый быстрый в мире танк

Мы в TG любим всякие неимоверно крутые штуки. Но прокатиться на столь радикальной военной технике удается не каждый день. Даже нам

Думаете, мы начнем с роботизированной пушки с лазерным наведением, которая сама находит и уничтожает цели? Или с камуфлированных бортов, которые можно покрыть термальными панелями, которые изменят тепловую подпись танка и превратят его на радаре в корову? Не-а. У нас тут серьезный дорожный тест! Мы начнем с единственно важной вещи в шведском поисково-ударном вездеходе за четыре миллиона евро – с плавности хода.

Называется эта красота CV90 Armadillo, и это первое гусеничное средство передвижения с активной подвеской. В отличие от других танков, его подвеска может гасить удары от ухабов и прочих неровностей, а значит, эта махина преодолевает бездорожье на 40% быстрее. Как авто с адаптивными амортизаторами, Armadillo постоянно напрягает или расслабляет подвеску. Он не скачет, а движется плавно и ровно. И тот, кому доводилось стрелять из несущегося на всех парах танка, поймет, почему это хорошо.

Создана БМП силами шведской BAE Systems, на том же заводе, где когда-то выпускались автомобили Alvis. Armadillo – новейшая модификация платформы CV90. Но боже вас упаси назвать ее танком. Задача БМП – быстро ездить, прятаться в лесах, поражать летящие цели и защищать экипаж от взрывных волн, которые отрывают ноги и останавливают сердце. “Представь, что сто тонн в тротиловом эквиваленте взорвались в 10 см от твоего зада, – говорит мой инструктор без имени. – Сила будет от 100 000 g до 300 000 g, а это, знаешь ли… много”.

Танк это или нет, но у него с обеих сторон гусеницы, сверху пушка, масса в 30 тонн и броня толщиной с каменную стену. На мой взгляд, очень похоже на танк. И пока CV90 еще не доставили заказчику, мне дадут прокатиться.

Чтобы попасть в кабину, нужно подняться по метровой лестнице на корпус, а потом спуститься в люк. Не на что опереться ногами, пока зад целит в брезентовое водительское сиденье, которое подвешено, как качельки для малышей. Это чтобы между твоей задницей и взрывом оставалось пространство. Устроившись в своем гамаке, я обозреваю кокпит.

Думал, тут будет несколько примитивных рычагов и тросиков, но, очевидно, что танковые технологии после Второй мировой не устояли на месте. Любой, кто умеет водить машину, может вести и эту штуку. Есть педали тормоза и газа, а также руль U-образной формы. Сверху на нем кнопки для дворников (а я-то надеялся, что это гашетки!). 16-литровый дизель V8 от грузовика Scania развивает 815 сил и находится справа, в 30 сантиметрах от моей головы.

Я ожидал увидеть примитивные рычаги и тросики

Приборы – смесь авиационных циферблатов и знакомых кнопок с пиктограммами отопителя и кондиционера. Здесь тесновато, хотя люк сегодня не закрывали, чтобы мне было легче видеть, что я делаю. Слава богу, меня не оставят одного, потому что первое, что ты должен знать об управлении танком, так это то, что ты им не управляешь. Ты нажимаешь педали и крутишь руль, приводя в движение 30 тонн металла, но команды отдает командир. Иногда ехать, а иногда – стрелять.

Нажми и держи кнопку, и мотор заведется (звук немного трескучий, но бывало и хуже). Выжми газ, и обороты взовьются удивительно быстро для гигантского турбодизеля, но красная зона начинается на 2500, так что вряд ли их назовешь бешеными. Ставим рычаг коробки в D, обороты немного растут, и мы ползем – все просто. На этой машине резиновые гусеницы, поэтому она не лязгает, а движется мягко. Впрочем, тарахтенье мотора перекрывает любой звук. Я мягко покачиваюсь в своем сиденье.

Здесь нет традиционной рулевой колонки, соединенной с передними колесами, которые поворачиваются, когда ты крутишь руль. БМП рулится трансмиссией. Крутишь руль влево – он уменьшает тягу левой гусеницы, а увеличивает – правой. Одна сторона движется быстрее, чем другая, и CV90 поворачивает. Поэтому, когда я ворочаю рулем, вcя машина вертится из стороны в сторону. При выкрученном до упора руле одна гусеница останавливается полностью, и вся тяга идет на другую, поэтому ты можешь крутиться на месте. “Пончики” на танке – наверное, самое большое удовольствие в военной машине.

Итак, о подвеске. Глубоко внутри Armadillo набит гироскопами, акселерометрами и датчиками рысканья, все они поставляют информацию в умный модуль подвески, а тот вычисляет, куда машина качнется. Например, если программа чувствует, что нос наскочил на ухаб, она быстро приказывает заду приготовиться к удару. Как? Посмотрите на внутренность гусениц – с каждой стороны по семь колес на качающемся, как маятник мотоцикла, рычаге. В пассивной системе рычаг всегда делал бы одно и то же, но здесь его можно расслабить, чтобы проглотить ухаб, а потом заблокировать, чтобы остановить отбой. Это не дает танку клевать носом при торможении.

Работает все отлично. Мои глаза и уши говорят, что я несусь по кочкам на скорости 80 км/ч, но тело остается примерно в той же плоскости, что и препятствия. Если бы я стрелял из пулемета через один из люков, я бы куда-нибудь попал. Вообще, тут даже не нужно самому жать на спуск. В опциях есть дистанционное управление и противовоздушные системы, которые сбивают с неба вертолеты, пока озадаченный пилот старается понять, как эта корова сумела выпустить по нему снаряд. Неплохой фокус для танка, который вовсе не танк.

ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: САЙМОН ТОМПСОН

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?