Первый раз: VW XL Sport

XL1 был гением экологической чистоты, а от концепта Sport кровь бурлит бензином…

Прямо сейчас в мире мотоциклов самая горячая штучка – это Ducati 1199 Superleggera. Он мощный, как болид для World Superbike, но такой легкий, что не может участвовать в гонках – только по дороге. У Superleggera есть все: блестящая гоночная родословная, анорексичная конструкция, мощный мотор и заоблачная цена. Но даже €70 000 не отпугнули клиентов, и все 500 штук раскупили еще до обеда.

Ducati принадлежит концерну VW Group. Недавно череда не связанных между собой событий свелась к слишком удачному для концерна обстоятельству. На Парижском салоне VW хотел чем-нибудь порадовать толпу. Вот-вот должен был сойти с конвейера 200-миллионный автомобиль. А еще с покупкой Ducati VW Group собирает два абсолютно исключительных двухцилиндровых мотора: самый экономичный в мире (в XL1) и самый мощный в мире (в Ducati Superleggera). Совместив это, они решили построить уникальный XL Sport Concept и назвать его 200-миллионным Volkswagen (как они это считают? XL Sport даже не серийный).

И все же именно этот Volkswagen – самый соблазнительный. Чтобы создать этот Франкенваген, они взяли XL1 и вырвали ему сердце – крошечный двухцилиндровый дизель с батарейкой. На его место они вонзили мотор от Ducati Superleggera, 200-сильный V2 объемом 1199 см3 с отсечкой на 12 000 оборотов.

Все годы, пока шел проект XL1, всем заинтересованным было очевидно: маленький дизельный сквалыга поразительно похож на гиперкар как ограниченным тиражом, так и высоченной ценой. У него карбоновый монокок, вертикальные двери, он среднемоторный, двухместный, замороченный на обтекаемости – то, что нужно для экстраординарной динамики и экономии.

Вот почему, когда XL1 превратился в XL Sport, всего 200 лошадей – пустяк в мире спорткаров – дали реальную прыть. Всего 890 кг, 5,7 с до сотни, маленькая фронтальная площадь и низкое лобовое сопротивление (коэффициент – всего 0,258) превратились в 270 км/ч.

Если бы они просто поставили мотор от байка, завели его и топнули по газам, то XL Sport прожил бы короткую, яркую и саморазрушительную жизнь большого фейерверка. Детали донора рассчитывались настолько прочными, насколько требовалось малютке-дизелю, но не прочнее. Едва ли в VW оставили лишний грамм и едва ли использовали стандартные запчасти. Добавить мощности, скорости, прижима, сделать шире шины и мощнее тормоза значило бы уничтожить ходовую. Ее для XL Sport нужно было менять целиком.

Технические наброски VW показывают, что инженеры из кожи вон лезли, словно думали о серийном производстве. Мотор и задняя подвеска сидят на новом подрамнике. В каждом углу по паре кованых V-образных рычагов. Спереди – тяги, сзади – толкатели. Я слабо знаком с номерами деталей VW, чтобы идентифицировать их, могу лишь сказать, что они не из XL1. Я смотрел на подвески других подозреваемых: Boxster, R8, нового Huracán – они тоже не при делах. Думаю, все сделано специально для XL Sport.

Толчок к созданию XL Sport пришел с самой верхушки VW Group

Неизменным из XL1 взят прекрасный, легкий и жесткий монокок, сделанный методом трансферной формовки, двери и особое тонкое стекло. Но весь кузов длиннее и шире, колесная база на 20 см больше, а корма новая, с другим свесом.

Внутри остались невесомая передняя панель и сиденья XL1, расположенные ступенькой. Это дает больше места в плечах при узком кокпите. Вес приборов тоже учли – их заменили гоночной ЖК-панелью.

Когда XL Sport прибыл в Париж, я написал эсэмэс Петеру Воуде, дизайнеру первого XL1: “Что они сделали с вашей машиной?” Через несколько минут я наткнулся на него, широко улыбающегося. XL Sport – его рук дело. Его оставили в проекте. Он выглядел уставшим, но на лице сияла счастливая улыбка. “Мы не знали, чем все кончится, когда собирались поженить самый мощный в мире двухцилиндровый мотор с автомобилем, который ездил на самом экономичном в мире двухцилиндровом моторе. Мы не знали, получится ли у нас?”

ПЕРВЫЙ 1

Впервые идея сверхэкономичной серийной машины появилась в 2002-м. Фердинанд Пих проехал на концепте от Вольфсбурга до Гамбурга и доказал, что 1 л/100 км – это реально. С тех пор прогресс в гибридных технологиях и материаловедении позволил VW создать концепт L1 в 2009-м, XL1 в 2011-м, а теперь вот – XL Sport.

Он прояснил статус проекта: “Это не статический концепт. Он будет ездить. Он уже ездит, хотя нужно еще поработать над электроникой. Вот почему в нем все функционально. Есть активная аэродинамика, задний спойлер и вентиляционные жалюзи с электроприводом, чтобы форма была чистой”. Он говорит о скате кормы над двигателем. Когда температура слишком высока, открываются жалюзи.

Оказалось, мотор Ducati дико интересен. Часть стальных деталей была заменена на титановые для меньшей массы и быстрого вращения. Теперь мотор стоит дороже. Но есть одно “но”: автомобили с движками от мотоциклов всегда побеждали в теории, но проигрывали на практике. И на то есть причина – довольно непривычная кривая момента. У них не хватает силенок на обычных оборотах, поэтому чтобы толкать машину (которая сильно тяжелее байка), мотор должен крутиться до звона. Зависнуть в красном секторе бывает в кайф, но не целый же день! Движок Superleggera развивает 102 Нм на 7000 оборотов, а пик – пик, люди! – в 136 Нм достигается на 9000 об/мин. Его нужно будет крутить, всегда-всегда.

Я спросил Хайнца-Якоба Нойсера, главу отдела разработки VW, хорошо ли машина ездит. “Да,” – улыбнулся он. “Так может быть, их будет несколько?” – ”Посмотрим”. А улыбка еще шире...

Толчок XL Sport дали на самом верху VW Group. Когда XL1 еще был в зародыше, сначала Ульрих Хакенберг, глава R&D концерна, а потом и сам Фердинанд Пих, глава попечительского совета, продвигали тему быстрого авто. Пих инициировал и покупку Ducati. И знаете что? Трансмиссия DSG в XL1 Sport управляется рычагом с деревянным набалдашником, как в Porsche 917, одном из величайших гоночных автомобилей, который молодой Пих создал 45 лет назад. Это явный знак уважения.

Если VW возьмется за XL Sport, тираж будет крошечным, продажи ограниченными, а цена зверски высокой. Ведь она включает стоимость XL1 и мотоцикла. Много денег за маленькую машинку – но ведь ценность не всегда измеряется в килограммах или лошадях. Черт, такое должен был выпустить Lotus! Alfa 4C рядом с ним кажется толстухой. Он дразнит суперкары в 600 сил, которые слишком быстры и слишком сложны, чтобы кататься по реальным дорогам. XL Sport должен быть исключительно крут. И он заслуживает шанса это доказать.

ТЕКСТ: ПОЛ ХОРРЕЛ

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика