Супертест: Panda-бигфут

Два года назад Panda 4X4 был нашим Внедорожником года. Но кое-кто решил сделать его еще более внедорожным... Снимите шляпы перед редчайшей в мире “Пандой”!

Вам знакомы эти имена? “Бигфут”, “Черный Копатель”, “Могильщик”. Последние лет сорок монстр-траки – кумиры американской глубинки. Громогласные чудовища крушат машины и месят стадионную грязь. Есть дерби разрушителей, монстр-джем, прыжки и выбивание пыли из всего, что попадется. Не удивительно, что на борт нашего маленького монстра мы карабкались в весьма приподнятом настроении. Эта машина весом в две тонны возвышается на три метра. Есть ли у нее имя? Конечно. Это Panda.

Монстр был создан, чтобы рекламировать рабочую лошадку Fiat в оффроуд-спецификации. Мы получили его на день, а после он отправится в музей. Верхняя часть довольно знакома – это кузов Panda 4х4, нетронутый, с полностью рабочим салоном. Единственное визуальное отличие внутри – длиннющий рычаг КПП, который торчит из кожаного гнезда. Но основа у автомобиля не своя. Пружины, виднеющиеся в зеленых арках, – псевдоподвеска. Кузов на раме сидит жестко на балках длиной с ножку стола, а под ним – узлы Jeep CJ конца 80-х с 4,2-литровой рядной бензиновой “шестеркой”. Шины от трактора New Holland высотой 1,5 м и весом 200 кг каждая. Почему-то я не жду от этого автомобиля забористой динамики.

Кузов так высоко, что можно, почти не нагибаясь, пройти между шинами и осмотреть ходовую. Это паутина из балок, стоек, брусьев и выхлопных труб. Длина рычагов одного только рулевого механизма – полтора метра, с тремя шарнирными соединениями. А вся конструкция – три метра на метр с лишком. Слегка поеденные ржавчиной рессоры уложены стальной лазаньей. Два дифференциала (спереди и сзади) заключены в большие металлические сферы. Тут легко запутаться, но я выбираюсь из этой шведской стенки и готовлюсь лезть на второй этаж.

Чтобы попасть в салон, нужно помучиться. Ставим ногу на выемку в протекторе гигантской шины, отталкиваемся и закидываем другую на вторую шину – в метре от первой. Если штаны не треснули, тянемся к ручке двери. Дверь распахивается, и мы беспомощно на ней виснем, отклонившись назад на 45º и скользя ботинками по блестящим шинам. Кто-то любезно подтолкнул меня, уперевшись ладонями в ягодицы. Я вцепился в подушку водительского сиденья, подтянулся и прополз вовнутрь, стукнувшись головой о бардачок.

Как только ты сел, дальше все как в обычной машине. Только высоко, будто твоя машина насела на другую. Поворачиваем ключ, и где-то внизу со звуком парома заводится карбюраторный мотор. Выжимаем тугое сцепление. Нащупываем длинным рычагом первую передачу. Руль нечеткий – прежде чем колеса шевельнутся, бублик проходит четверть оборота. Но стоит поехать – и все становится очень жестким. Не в лучшем смысле. Трансмиссия заблокирована и переведена на пониженный ряд, иначе коробка рассыплется. Оба дифференциала тоже залочены. Если бы они вращались свободно, то покорежились бы от усилия, сдвигая эти огромные колеса. Подозреваю, что на Нюрбургринге машине делать нечего.

Panda ползет разбитой артритом старухой. Мы движемся к центру селенья Сестриере, небольшого лыжного курорта к западу от Турина. Круша коричневую наледь, проезжаем мимо большого туристического автобуса. Время завтрака, и туристы готовы увидеть что угодно, возможно, ратрак. Но только не Fiat Panda на полутораметровых шинах. Само собой, кто-то задумается о грибах в своем жюльене.

Водитель автобуса рассматривает нас во все глаза. Свистит женщина-полицейский. Откуда ни возьмись, на дорогу выскакивает маленькая бурая собачка и ныряет под колеса. Слава Богу, визга не слышно. Подъехав к перекрестку, я от души налегаю на руль, и мы делаем круг, задевая обочины. Вперед... бам! Назад... бам! Вперед... ой! Последний раз такая суматоха была тут в 2006-м во время Олимпийских игр. Вскоре за нами собирается длинный хвост, и мы ведем его по городку, как короли карнавала на зеленом слоне. Наше отражение скользит по окнам первого этажа, а горожане в пижамах роняют ложки в тарелки с кашей. Да, Lamborghini тут обычное дело, а вот такое... привлекает.

В том числе полицию. Женщина-полицейский перестала свистеть и решила проводить нас на своем Panda 4х4 – не таком большом, зато с сиреной и люстрой. Конечно, местные отлично знают эти Fiat. Эти машинки десятки лет бегают по горным поселкам, но наша – нонсенс даже по стандартам Альп. У какой еще Panda стоит гоночное сцепление для передачи тяги тракторным колесам? И обычный Fiat не будет ползти в потоке. Но полиция об этом как-то забывает. Офицер требует, чтобы мы поднажали.

Если среди вас есть водители грузовиков, то им такая высота и масса не будут в новинку. Но у фур хотя бы шины не вылезают за габариты кузова. А у Panda они на метр выпирают с боков. Поэтому даже наполовину высунувшись из окна, габаритов ты не увидишь. Въехав на заправку, я чуть не снес колонку. И чтобы засунуть пистолет в бак, пришлось встать на цыпочки. Ведь горловина – на двухметровой высоте. Женщина-полицейский ждет, уперев руки в весьма пухлые бока.

Потом она конвоирует нас по крутому подъему до детского склона. Я встаю на площадке мягкого девственного снега и глушу мотор. Теперь ничего не слышно, кроме гудения вентилятора и шуршания лыж. Лыжники скользят мимо, покачиваясь. “Гранде ‹‹Панда››, си? – спрашивают они. – Белла! Чао!” И ­стартуют с уступа или по склону. Они едут и едут, останавливаются сфотографироваться, а потом переваливают за край толпой ярко раскрашенных леммингов.

К сожалению, нам за ними нельзя, потому что у нас нет неубиваемой подвески “Могильщика” и “Черного Копателя”. У них пружины выдерживают девятиметровый прыжок. Их метаноловые V8 развивают тысячи лошадиных сил. Но ведь они только силуэтом напоминают своих дорожных доноров. А этот Panda в точности как стандартный автомобиль. Только низ у него необычный – этакий автомобильный кентавр. Но в общем это почти тот же полноприводный Fiat Panda, который в 2012-м заслужил нашу награду...

Мотор развивает 200 л.с., и ползет автомобиль невыносимо медленно. Но мы привязались к нашему большому Panda, даже после того, как целый день мешались у всех под и над ногами. Как и его живой тезка, он немного ленив. И так же редок. И может раздавить вас своим весом. Но как можно не полюбить нечто столь невероятно, блестяще бессмысленное? Конечно, если вы не полицейский. И не собака.*

*ни полицейские, ни собаки в ходе теста не пострадали

ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: РОУЭН ХОРНКАСЛ

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?