Я, конечно, обобщаю, но то, как мы ездим, зависит от того, где мы живем. Смейтесь, смейтесь, сейчас я приведу вам самые убедительные доказательства…
Считается, что в северной Европе машину водят лучше, чем в южной. Я знаю, что многие с этим не согласятся – все-таки это слишком грубое обобщение, но все мы знаем, что это правда.
Это подтверждается скучными графиками. В Неаполе происходит больше аварий, чем в Хельсинки. Факт? Неоспоримый! Собираетесь на экскурсию на автобусе – втайне надейтесь, что водитель будет шведом. Взять 50-кубовый мопед напрокат не сложнее, чем пива купить? Это Греция.
Есть несколько теорий, объясняющих данный феномен. Зануды-социологи указывают на плотность движения, населения и т.п., что только портит мне всю картину. Антропологи-любители твердят о нордическом характере и южной импульсивности, но это тоже чушь. Все дело в климате.
Посмотрите на историю развития общества. Много великих вещей было придумано и построено в центральной Англии, и неспроста. Выглянешь в окно в Мидлендсе – и увидишь сырой Бирмингем. Остается сидеть дома и чертить паровую машину. Выглянешь в окно в Кефалонии – увидишь солнце и невообразимо синее море и отправишься плавать с дельфинами вместо того, чтобы сконструировать помпу.
Поэтому, если климат может определять характер целых наций, разумно предположить, что он влияет и на стиль вождения. В Скандинавии климат умеренный, и холодно там бывает очень часто. Отсюда спокойствие и здравый смысл: вождение от этого только выигрывает. Посмотрите на Volvo V70. Его явно сделал кто-то, у кого подмышки не потели.
А в Неаполе жарко, липко и мусор не вывозят, а ты едешь на Ferrari без кондиционера. Кто будет нормально водить в таких условиях?
Вы знаете, что я прав. Давайте распространим наше исследование на остальной мир, чтобы утвердить мою позицию. В Индии жарко, и хотя водят там замечательно, с фантазией, там нет ни одной целой машины. В Японии климат умеренный. И водят японцы отлично.
Дальше? Были в Канаде? Водят тут просто академически строго. А вот в Австралии по равнине Нуллабор идет 160-километровый прямик, потом он поворачивает направо под прямым углом и снова идет прямо. Когда я в последний раз проезжал тот поворот, там в пустыне валялся Ford вверх колесами. Если там даже деревья не растут, как можно ждать роста от водителей?
Но мне пришла в голову интересная мысль насчет Европы. Жаркая ее часть провоцирует хаотичное вождение. В Афинах водят энергично и лихо, но при этом несколько жутковато. А в холодном конце Европы, например в Осло, управление машиной исключительно взвешенное и продуманное, но немного чопорное и скучное.
Но если мы решили, что суровость климата сказывается на стиле езды, нужно согласиться и с тем, что есть прямая зависимость умений водителя от географической широты. В середине, если считать с востока на запад, есть горячая точка. Широкая, но избалованная солнцем возвышенность, где наиболее удачно сочетаются умелое вождение и соблюдение правил.
Есть юг Шотландии, где все едут слишком медленно, и есть север Корнуолла, где много пьяных трактористов. Середина, думаю, где-то в устье Темзы.
Если мы теперь продолжим этот коридор на восток, то обнаружим, что он проходит через родину великих голландских живописцев, промышленный центр Германии, Прагу и место, где родился Шопен. Наконец мы придем в Киев – родину знаменитой котлеты.
Пойдем на запад – попадем в исторический Бристоль, потом в южную оконечность Ирландии, где дороги отличные и полно спортивных Ford Escort MkI, и в конце концов упремся в Ньюфаундленд, откуда Элкок и Браун отправились в первый беспосадочный перелет над Атлантикой.
Но вот что интересно. Если уж мы решили, что существует зависимость мастерства от широты, то наверняка должна быть тоненькая карандашная линия с востока на запад, на которой люди водят просто безупречно.
Я узнал, где она проходит. Координаты 51° 29′ 36,55″ северной широты. Интересно, что эта линия идет точно по главной улице Хаммерсмита, где живу я. Удивительное совпадение, не находите?