Виталий Тищенко об умных машинах

«Подозревать Volvo в том, что их машинам стало тяжело набирать больше 180 км/ч, я не буду»

«Восстание умных машин» прекрасно смотрится на широком киноэкране в блокбастерах типа древнего «Терминатора». Однако на самом деле бунтовать и буянить механизмам, похоже, не придется. Вместо этого они постепенно и бескровно установят на планете собственную диктатуру. Причем при полном и безоговорочном согласии и даже одобрении людей.

Первые шаги к этому уже сделаны. С 2020 года максимальная скорость всех автомобилей Volvo будет ограничена 180 км/ч. Этот шаг – часть давно анонсированной шведами «амбициозной стратегии безопасности», как они сами ее называют. Объявленная цель – чтобы к 2020 году в новых автомобилях Volvo люди не гибли и не получали серьезных травм.

Одновременно компания изучает возможности совместной работы «умного» скоростного контроля и технологий геопозиционирования для автоматического ограничения скорости, например, возле школ и больниц.

Президент и генеральный директор Volvo Cars Хокан Самуэльссон намерен инициировать дискуссию о том, имеют ли автопроизводители право или, быть может, даже обязаны внедрять в своих автомобилях технологии, которые влияли бы на поведение водителя и предотвращали бы превышение скорости, езду в нетрезвом виде или невнимательность за рулем. По мнению г-на Самуэльсона, «нет учреждения, которое было бы за это полностью ответственным» – поэтому Volvo берет эту задачу на себя и призывает остальных присоединиться к этой инициативе.

То есть об ответственности водителей речь, как вы понимаете, уже не идет – какой с нас, непредсказуемых идиотов, спрос? Выделенные курсивом превышение скорости, езду в нетрезвом виде или невнимательность за рулем на Volvo полагают главными причинами травматизма и смертельных случаев – и твердо намерены передать контроль за этими судьбоносными процессами автоматике и искусственному интеллекту.

Ну, как говорится, удачи. Но аплодировать я не спешу.

Подвох здесь в том, что даже голая декларация высокой цели сегодня априори блокирует критический анализ средств ее достижения. И правильная, возможно, инициатива в итоге приводит лишь к нагнетанию душного маркетингового хайпа. А то и служит дымовой завесой для маскировки более прагматичных бизнес-кейсов.

Ладно, подозревать Volvo в том, что с переходом на 4-цилиндровые двигатели шведским машинам стало просто тяжело набирать больше 180 км/ч, я не буду. Но само число «180» вызывает у меня большие сомнения в додуманности затеи. Ведь безрассудный кретин способен убить автомобиль, себя и, не дай Бог, пешеходов или других водителей на куда меньших скоростях. Тогда почему не 120? Это двукратное превышение городского лимита – и даже на автомагистралях ездить быстрее в Европе практически повсеместно запрещено законом. А при встрече лоб в лоб на «легальных» для Volvo 179 км/ч суммарная скорость столкновения составит 358 км/ч – что, у ездоков в обоих машинах будут какие-то шансы?

Из этой же мыльной оперы и свежий релиз от пивоваров «Балтики». Компания рапортует о пополнении корпоративного парка «первыми тремястами» автомобилями, оснащенными алкоблокираторами запуска двигателей. То есть перед стартом водитель обязан «дыхнуть» в трубочку встроенного алкотестера – и если машина сочтет его нетрезвым, не заведется.

Ясно, что перед внутренним взором сразу встает бессмертное «Собрание на ликеро-водочном заводе» М.М. Жванецкого: «Водители Ларионов и Кутько, используя один двигатель на две бортовые машины, взялись обслуживать максимальное количество потребителей с одного штуцера прямо в гараже…»

Поэтому компания спешит уточнить: «Оснащение автомобилей компании алкоблокираторами запуска двигателей – это профилактическая мера, отвечающая мировым тенденциям, ведь на «Балтике» не было зарегистрировано ни одного случая вождения автомобилей сотрудниками в состоянии алкогольного опьянения».

Ну, молодцы, балтийцы, заслуживают, значит, доверия. Тогда зачем выбрасывать деньги на ненужные технологии? Или доступность собственного пива руководство «Балтики» все-таки воспринимает как висящее на сцене чеховское ружье – и предпочитает доверию перестраховку с применением технических средств?

Нет, господа инженеры и высокие технологи. Вы как хотите, а я по-прежнему буду считать человека лично ответственным за любой свой поступок – перед людьми и выше. А если надо подстелить соломки – положите на дороги хороший асфальт, внятную разметку, поставьте светофоры и разделительные барьеры, а кое-куда запретите въезд вообще. И ограничьте водителям доступ к халявному алкоголю.

Давайте не автоматически бить человека по рукам в процессе прегрешения, а предупреждать саму его возможность. В конце концов правильная система профилактики правонарушений гораздо эффективнее пенитенциарной. Это вам скажет любой ни разу не автоматический полицейский.

А попытка научить машины думать вместо нас – лучший способ отучить нас думать вообще. Тогда голова окончательно станет одним из органов пищеварения – и у машин не останется иного выхода, как взять власть в свои манипуляторы.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика