Авторитет: Иэн Хатчинсон, легенда Isle of Man TT

Можно сто раз ставить крест на гонках, твердить себе, что с ними покончено, а потом возвращаться и снова выигрывать

Гонки “Турист Трофи” на острове Мэн похоже на американские горки. Сначала типа сидишь в кресле пристегнутый и мрачно думаешь: “Как меня опять сюда занесло?” А потом просто визжишь от счастья и ни о чем не думаешь...

В паддоке перед самым стартом гонки в голову начинают лезть мысли о том, что существуют и другие способы заработать на жизнь. Накручиваешь себя, что все может пойти не так... Но стоит разогнаться на спуске с холма Брэй, как все эти кислые мысли испаряются, и ты просто наслаждаешься гонкой. Нервозность исчезает, потому что ты контролируешь ситуацию, знаешь, что делать, и выбрасываешь из головы все, что тебе неподвластно. Ведь неожиданности могут случиться в любую секунду, верно?

Чем дольше ты приезжаешь сюда, тем больше смертей видишь и вспоминаешь о них, проезжая мимо тех самых поворотов. Думать об этом полезно, потому что большинство смертей происходит по какой-то причине. Они позво­ляют понять: так, здесь не надо гнать, у этого поворота есть зубы...

Мне кажется, что полезно отточить реакцию и при­выкнуть к скорости на автодроме, а потом на какое-то время вернуться в шоссейные гонки, такие как ТТ.
С одной стороны, они менее требовательны, а с другой – никаких гравийных ловушек для подстраховки.
Все чаще случается так, что гонщики выступают на коротких кольцах, привыкают ко вкусу шам­панского, а потом приезжают сюда и гоняются точно так же, не меняя манеры. Но нужно п­омнить, что это шоссейная гонка, и если она окажется сильнее тебя, то тебе к­ранты. Я всегда оставляю небольшой р­езерв: в конце
концов у меня до финиша шесть к­ругов, а не шесть миль. Помню, в 2014 году я восстанавливался после травмы и смотрел гонку в классе Superstock как зритель из поворота Баргерроу. Когда мимо меня пронеслись первые байки, я сказал себе: “Я больше никогда в жизни не буду этим з­аниматься. Это же какие-то долбаные психи!” Год спустя я выиграл гонку Superstock. Но теперь каждый раз, когда я подъезжаю к этому повороту, у меня перед глазами встает та картинка. Сейчас я стараюсь не смотреть гонки,
потому что не хочу думать о том, как страшно они выглядят со стороны.

Больше всего удовольствия от ТТ получаешь, когда лидируешь с хорошим отрывом. Во всех остальных случаях ты постоянно пытаешься нащупать предел скорости. Но когда ты уже на последнем круге и знаешь, что победишь, если ничего не сломается, то можно немного расслабиться, пораньше переключиться на верхнюю передачу, проехаться на заднем колесе... Вот это настоящий кайф. На самом деле скорость может упасть всего на пару километров в час, но дело в ощущении. Когда я сражаюсь за победу, я критикую себя в каждом повороте. Но когда я лидер, бороться уже не надо: я сделал все что мог, мне не нужно ехать еще лучше.

Мне кажется, что ТТ – особенная гонка. Мало кто может не просто показать пару быстрых кругов, но и победить в ней. Есть гонщики, как Джоуи Данлоп, который в 48 лет выиграл свою третью гонку. У него была очень длинная черная полоса, а в этом году вдруг все сложилось удачно. Можно сотню раз ставить крест на гонках, твердить себе, что с ними покончено, а потом возвращаться и снова выигрывать. После всех моих травм мне будет проще повесить шлем на гвоздь. Но если я все-таки решусь уйти, то таких гонок, как “Турист Трофи”, в моей жизни больше никогда не будет.

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?