Познакомьтесь с самым причудливым BMW M1

Таинственный суперкар из восьмидесятых - история, которая никак не закончится

Эта история начинается с наглого усатого австрийского автоспортивного журналиста Харальда Эртля. Помимо эпистолярного жанра, Харальд также практиковал личное участие в гонках. Спустя несколько лет после окончания Второй Мировой Войны, в возрасте 21 года, он приобрел гоночный автомобиль с открытыми колесами и сразу же начал выигрывать гонки в австрийской Формуле V. В 70-х годах он перескакивал между разными формулами и туринг-сериями, в том числе дебютировал в European Touring Car Championship в 1971 году на Alfa GTAm. Пару лет спустя он выиграл RAC Tourist Trophy - двухлетнюю серию ETCC на Сильверстоуне, где выступал на BMW CSL, подготовленном Alpina.

В 1974 году он впервые появился в Формула 2, а в 1975-м Эртль убедил пивоваренную компанию Warsteiner подписать контракт на три гонки болида Hesketh 308B - близнеца автомобиля знаменитого Джеймса Ханта, который был вечным соперником Ники Лауды. Официальная карьера Харальда в Formula 1 выглядела странновато - гоночный автомобиль в золотой ливрее, с логотипом пива, арендованный у знатного англичанина, который занимался этим исключительно ради фана.

В Formula 1 добиться сколько-либо заметного успеха Харальду не удалось. Самый заметный эпизод - когда он помог вытащить своего знаменитого соотечественника Ники Лауду из горящего болида 312T2 на Нюрбургринге. А в целом, набрать очков в Королевских гонках ему не удалось, однако более успешным он стал в туринге на автомобилях BMW. В сезоне 1978 года он участвовал в Deutsche Rennsport Meisterschaft, сменив Celica Turbo на Group 5-spec BMW 320i Turbo, подготовленную Schnitzer Motorsport. В итоге Эртль стал первым, не немецким чемпионом серии.

Спустя несколько лет Schnitzer построит еще одного зверя BMW Group 5, превратив M1 в монстра с твинтурбо, который выдавал от 800 до 1 000 лошадей, в зависимости от того, кого вы об этом спросили и от того, какая погода была в тот день на треке. Однако, ни этот, ни другие похожие автомобили, которые начали штамповать другие команды, не смогли выиграть ни одного Гран-При. Гоночная карьера Эртля также пошла на убыль, поэтому он решил сделать что-то особенное, чтобы попробовать вновь взобраться на подиум.

Осенью 1980 года Эртль и его друг, Герхард Фрейденберг, приступили к работе над проектом, результатом которого стал очень странный M1, который вы видите на фото ниже:

Вместо того, чтобы перекладывать кучу ракет в то, что больше похоже на самолет с физическими недостатками, чем на эволюцию автомобиля, они решили поработать над инновациями, которые можно было бы применить к серийным автомобилям для их превращения в спорткары.

На начальном этапе они связались с компанией BP, которая увидела возможность продвигать сжиженный газ - LPG - под названием Autogas - продукт, который они хотели позиционировать в качестве альтернативы традиционному газу для частных автомобилей и корпоративных парков в ближайшем будущем. Тем более, что мало кто на тот момент рассматривал всерьез это топливо для своих спортивных автомобилей, в основном, используя его для кухонных плит и отопления домов. Чтобы доказать возможности Autogas, был разработан план: Эртль начнет с дорожного автомобиля M1, доработает его рядную шестерку M88 для работы на сжиженном газу, а затем разгонит его до 300 км/ч, зафиксировав скоростной рекорд на LPG.

Другие бренды также подписались на этот проект, поэтому вскоре в автомобиле было все, включая специально настроенную подвеску Sachs, вплоть до дизайнерского интерьера из кожи и специальных динамиков Blaubunkt, которые компания идеально вписала в панели салона. Однако на дорожном автомобиле ставить рекорды скорости как-то не с руки, поэтому появился еще один автомобиль - твин-турбовый M1.

При помощи немецкого спортивного тюнинг-ателье Gustav Hoecker Sportwagen-Service GmbH, Эртль оснастил свой M1 парой "улиток" K26 от KKK. С прочими доработками этого было достаточно, чтобы увеличить мощность от практически 280 до примерно 410 л.с., хотя некоторые люди, которым посчастливилось проехать на этом автомобиле, заявляли, что там было чуть ли не 500 лошадей. Молва гласит, что таких автомобилей было создано всего три. Один вроде как был давно разбит, второй продали с аукциона в частную коллекцию, а вот третий как раз был использован для установления того самого рекорда 17 октября 1981 года. На тестовом треке Volkswagen в Эра-Лессине, Эртль сумел разогнать свой M1 до официально зарегистрированной скорости 310,3 км/ч. Через год после начала реализации он все же достиг цели и установил рекорд скорости для автомобилей на сжиженном газу. Однако есть нюанс - эти данные от команды Эртля, сторонней телеметрии не велось, поэтому верить на слово или нет - право каждого. Спустя несколько месяцев, 7 апреля 1982 года, Харальд Эртль погиб в авиакатастрофе, когда летел на Родину праздновать Пасху. Ему было всего 33 года.

Притхаму Бхатии было всего три года, когда его отец приобрел старый M1 Харальда Эртля. В 1995 году отец умер, оставив молодого Притхама и его мать Шахину с несколькими автомобилями, которые стояли на заднем дворе их дома. Стоит сказать, что после гибели Эртля, M1 прошла череду неприятностей, связанных с поломкой и последующей заменой двигателя M88 (турбины были сняты и лежали в багажнике). Отец Притхаму купил ее, увидев у дилера в Англии, где она стояла неприкаянной довольно долгое время. В коллекции аптекаря был еще и один из легендарных DMC-12 - DeLorean.

После смерти отца, мать Притхама взяла на себя дела в семейной аптеке, но, насмотря на финансовые сложности, так и не решилась избавиться от M1, на которой никто не ездил и привести ее в порядок не было ни времени, ни денег. Притхам был тогда еще слишком молод, чтобы заниматься с автомобилем. Его друг предложил передать автомобиль в располагавшийся неподалеку Midland Motor Museum. Этого места больше не существует, потому что через 10 лет после передачи M1 музею, раздался телефонный звонок из полицейского управления и Бхатия узнал, что директор музея Мидленда был на редкость непорядочным человеком. Оказывается, он время от времени продавал экспонаты музея. Но M1 повезло - покупателя на нее не нашлось, поэтому автомобиль в 2005 году вернулся в семью, которая к тому времени переехала в новый, более просторный дом, где нашлось место для хранения уже семейной реликвии.

Ествественно, эти 10 лет не пошли на пользу легендарному автомобилю, который пришел в еще более плачевное состояние. Однако недавно семья решила все же покопаться в истории этого автомобиля, чтобы понять его историческую и, чего греха таить, финансовую ценность. Оказалось, что автомобиль-то крайне непростой.

Но, поскольку денег на восстановление своими силами такого красавца у семьи при всем желании не хватит, его передали специалистам BMW из Munich Legends, которые должны оценить возможность восстановления автомобиля. Точной сметы пока не публиковали, однако сказали, что этот M1 потребует немало финансовых вложений, чтобы вновь засиять как прежде и оказаться на ходу. Однако так или иначе, это один из самых безумных BMW M1 в мире, который прославляет инженерный гений его создателя.

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика