Виталий Тищенко о дизеле

Porsche выносит токсичный сор из своей спортивной избы! Больше никаких дизелей!

Прежде чем 29 сентября 1913 года загадочно исчезнуть с идущего из Антверпена в Лондон парохода, Рудольф Дизель совершил одну судьбоносную вещь – изобрел двигатель с воспламенением от сжатия. За что ему до сих пор благодарны железнодорожники, моряки, строители и очень много кто еще.

А особенно – водители грузовиков, автобусов и (до недавнего времени) владельцы легковых автомобилей. Вот о последних и поговорим.

Ой, я сказал "последних"? Оговорочка по Фрейду. Потому что на головку блока легкового дизельного мотора впору ставить накрытую черным хлебушком поминальную рюмку.

Эх, Фольксваген, Фольксваген… Наш мир не просто сходит с ума, он сходит с ума, хохоча и издеваясь над самим собой. Как иначе объяснить факт, что из всех автопроизводителей в умышленном занижении токсичности отработанных дизелем газов уличили крупнейшего производителя этих самых легких легковых дизельков, наводнившего своими машинами полмира? Хотя конспиролог, пожалуй, легко усмотрит в "дизельгейте" злодейскую руку антинефтяного лобби. Если уж бить, так вожака, а стая разбежится сама.

Я, признаться, два с половиной года назад недооценил масштаб катастрофы. Думал, VW повинится, откупится, залижет финансовые раны и все заживут по-прежнему. Ну, недаром же Европа восемьдесят лет – с 1936 года, когда Mercedes-Benz официально первым в мире прикрутил дизель на легковой автомобиль (W138, если что) – планомерно пересаживалась с прожорливых бензиновых примусов на экономичный Diesel.

Правда, у Америки с Японией сложный и дорогой, особенно в ремонте, маленький мотор на тяжелом топливе всегда вызывал аллергию. Плескаться в вонючей солярке? Это для заскорузлых дальнобойщиков, а сэкономленные денежки мы лучше потратим на дешевый бензин!

Зато евроскупердяев низкий расход и высокий момент очаровали так, что всю свою инженерно-интеллектуальную мощь они бросили на доведение дизеля до идеала. И преуспели. Соляркой запах даже немецкий премиум: дизельные Mercedes, BMW, Audi не только не уступали бензиновым собратьям, а зачастую превосходили их по всем э­ксплуатационным параметрам.

От гибридной идеи made in Toyota – еще более громоздкой и дорогой ласточки грядущего апокалипсиса – Европа отбивалась до последнего патрона. Дизельные моторы рокотали под капотами Porsche, Ле-Ман выигрывали дизельные Audi и Peugeot. Салоны дилеров ломились от крохотных Fiat, Opel, Ford c микродизелями объемом 1,5, 1,4, 1,3 литра. Реклама десятилетиями убеждала евробабушек покупать дизель: сжигая меньше топлива, вы не только экономите свои деньги, но и спасаете планету!

Три-четыре года назад я тоже считал трехлитровый бундесдизель венцом творенья, и это правда был супермотор. Но "дизельгейт" – опаньки! – заставил европейскую политику переобуться на лету. Теперь дизель предают анафеме так же страстно, как воспевали до того. И евробабушки наконец узнали, что ледники тают, леса сохнут, черти пляшут, а мишки на севере мрут именно от ядовитого выхлопа их дизельных супермини.

На днях из каждого утюга донеслось – Porsche выносит токсичный сор из своей высокоспортивной избы! Больше никаких дизелей! Позже, правда, оказалось, что для Cayenne и Macan по заявкам публики сделают исключение, но об этом утюги промолчали, прошептали только тематические СМИ.

И это только цветочки. Власти Штутгарта, Дюссельдорфа и Гамбурга под давлением экологов объявили о намерении запретить въезд в город дизельных автомобилей: ниже Евро-5 прямо сейчас, а ниже Евро-6 – с сентября 2019-го. Даже в суперпродвинутой , богатой и экологически озабоченной Германии последнему стандарту соответствует меньше 20% дизельного автопарка, в котором 15 млн автомобилей. Ха, да апартеид по сравнению с этим – просто игра в "камень-ножницы-бумага" на щелбаны.

И этот политический хвост, который так беззастенчиво и интенсивно виляет экономической собакой, удручает меня больше всего. Цу-е-фа, и знамена с ликом Дизеля втоптаны в грязь, а на новых нарисованы Алессандро Вольта и Андре Ампер.

Не то чтобы дизель был мне дороже всех моторов на свете. В конце концов, он действительно сложен, дорог, плохо заводится с толкача и на морозе и окупается только при пробеге в 100 000 км в год. Но я был свидетелем его естественного расцвета, а теперь наблюдаю искусственный закат: дизельные версии новейших Jaguar E-Pace и Audi A7, на которых мне довелось поездить недавно, были ощутимо "тормознутей" бензиновых. Видимо, производители управляющего софта больше всего на свете боятся быть схваченными и подвергнутыми экологическому остракизму.

В ответ на нажатие правой педали современный дизель вместо ускорения звонит в Брюссель, в Европарламент. И униженно докладывает: "Мы тут счас… того… немножко воздух испортим. Не возражаете? Нет, что вы, совсем чуть-чуть и ненадолго… Можно, да? Спасибо огромное! Верой и правдой! Как скажете! Кровью искупим!" И только потом слегка выкручивает коптящий фитилек…

Сорян, Рудольф. Надо было изобретать батарейки.

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика