Гоночные легенды; Peugeot 205 T16

Суперкомпакт был един в двух ипостасях – отвязного дорожного GTi и раллийного монстра T16

Конечно, долго это продолжаться не могло. Но пока в ЧМ по ралли на сцене оставалась группа B, фокус внимания автоспорта сместился от “Формулы-1” сюда – в снег, гравий и песок, где пилоты импровизировали как сумасшедшие. Годы с 1982-го по 1986-й стали “золотым веком”, когда любой фанат гонок серьезно п­одумывал об изучении финского языка.

Чтобы привлечь массового зрителя, нужно, чтобы он ассоциировал себя с героями автоспорта, и здесь группа B оказалась на высоте. Ярчайшим примером стал бестселлер 80-х Peugeot 205. Этот во всех смыслах суперкомпакт был един в двух ипостасях – отвязного дорожного GTi и раллийного монстра T16.

Жан Буайо, который руководил программой серийного 205, решил, что участие в WRC подчеркнет репутацию “неубиваемости” Peugeot (в Африке мне встречались 504-е, которые на ходу и по сей день). Так появилась команда Peugeot Talbot Sport, собранная под руководством Жана Тодта, который сейчас возглавляет FIA. Техническую часть раллийного 205-го доверили Жан-Клоду Вокару и Бернару Перрону. Те, в свою очередь, наняли выходца из Alpine Андре де Кортанз для работы над шасси и переманили из Renault F1 Пьера Буди – спеца по турбонаддуву.

Разработчики остановились на 1,8-лит­ровом 16-клапанном моторе с “бронебойным” блоком от дизеля из семейства XU, поперечно расположенной коробке от Citroen SM и изменяемом распределении момента. Согласно правилам необходимо было выпустить 200 экземпляров дорожной версии T16. Выглядели они устрашающе, но 200-сильный мотор н­икого не пугал.

Вот гоночная версия, в которой с самого начала было за 320 лошадей – это что-то! Боссы утвердили проект 29 марта 1984 года. Можно было бы дождаться конца сезона, но Тодт решил ковать железо, пока горячо. Ари Ватанен в паре с талантливым ирландцем Терри Харри­меном впервые вывели T16 на старт Ралли Корсики уже в мае и быстро рас­ставили все точки над i: финн показал л­учшее время, опередив Audi Quattro, уже на третьем допе. К восьмому Ари лидировал. Образцовый дебют загубили утром последнего дня. Машина попала в аварию и загорелась...

В том сезоне Ватанен и Харримен одержали три победы подряд. В 1985 году Тимо Салонен выиграл 7 из 11 гонок, обеспечив команде первенство в заводском и личном зачетах, а в 1986-м за рулем еще более мощной версии Evolution 2 Юха Канккунен рас­правился не только с Audi Quattro Sport S1, Metro 6R4 и Ford RS200, но и с чудовищно мощной Lancia Delta S4, с турбиной и компрессором выдававшей больше 500 л.с.

Да, 205 T16 снова взял титул, но 1986-й омрачили события корсиканского этапа, когда Delta S4 Хенри Тойвонена вылетела с дороги и загорелась. Пилот и штурман погибли. FIA запретила группву B, и Peu­geot переключилась на “Париж–Дакар”. Ватанен доказал, что ему под силу и это. В январе 1987 года за рулем все той же 205 T16 финн выиграл марафон до столицы Сенегала. Еще до выезда из Парижа его машина под номером 205 получила серьезные повреждения, но за две недели и 13 000 километров упорный финн пробился с 274-го места к победе. С 1987-й по 1990-й Peugeot одержала на “Дакаре” четыре победы подряд. Для этого ее пилотам пришлось преодолеть 48 125 невероятно трудных километров.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика