Виталий Тищенко о Шанхайском автосалоне-2017

Самый массовый транспорт в самой населенной стране уже работает на батарейках

Недавно я впервые в жизни побывал на Большом Китайском Автошоу. Это был Шанхайский автосалон-2017, и его посещение обогатило меня сразу несколькими непривычными достижениями и соображениями.

Для начала, если верить шагомеру, я установил абсолютный личный рекорд по ходьбе. Чтобы обойти все п­авильоны и экспонаты воистину гигантской звезды Национального центра Выставок и Собраний (партийных?), мне потребовалось, ни разу не присев, отшагать почти восемнадцать километров. Ноги на следующий день б­олели конкретно.

Разумеется, это не только потому, что китайские экспоненты не скупятся на выставочные площади. Да, стенды огромны, но и самим экспонентам нет числа. Для ньюкамера китайское автошоу – это бескрайнее царство условно знакомых брендов и абсолютно незнакомых автомобилей. 

Нет, старые знакомые европейцы тоже здесь и тоже выставляются размашисто. Более того, они берегут для Китая самые лакомые премьеры, вырывая их прямо из пасти Нью-Йоркского автошоу (которое стартует неделей раньше). Обновленный S-Class, король премиума и царь понятийного аппарата – тут, а не в NY. Почти серийный суперэлектрокар Audi e-tron Sportback и россыпь электроконцептов от других брендов VW Group – тоже. Понятно, чей рынок главный в мире?

Но хозяева этого праздника все же не европейцы, а китайцы.

И честно осмотрев весь их автомобильный базар (18 км пешком!), я теперь совершенно не представляю, как они выбирают себе китайский автомобиль.

Я бы не смог.

Потому что на бесчисленных стендах в подавляющем большинстве стоят небольшие седаны (редко – небольшие хэтчбеки и минивэны) и среднеразмерные кроссоверы. Сходство габаритов и типажей – подавляющее.

Внешность при этом – до одинаковости разная. Ну, логично же: чтобы как-то отличиться от соседских, а также всех остальных небольших седанов и среднеразмерных кроссоверов мира, дизайнерам приходится сочинять какие-то яркие, непривычные пластические ходы.

От непривычности и закономерной нелогичности этой "яркой" пластики глаз быстро устает. И вроде бы непохожие машины слипаются в уме в одну аморфную массу. К тому же, как вы помните, все они одного-двух общих типоразмеров. 

Все, гаси свет: выбирать себе машину в этой куче – все равно что пытаться из лотка с тремя десятками яиц выудить к завтраку одно "лучшее". По какому критерию? Ладно, возьму то, к которому не прилипла куриная кака.

Кстати, среди китайских автомобилей куриных как тоже почти не осталось. Пахнут все внутри съедобно, а уж электронной приборной дощечкой в Шанхае не удивить даже небольшой народный седан. Здесь заметно, где выпускают всю мировую электронику, – и непонятно, почему Европа с Америкой до сих пор пытаются впаривать нам автодис­плеи и прочие микросхемы второй свежести.

А как же народный китайский вид спорта – воровство и прочее пиратство по линии автодизайна, спросите?

Воруют. Хотя по-настоящему дерзко выступили, пожалуй, только Zoyte с подробной копией Porsche Macan и пародией на VW Tiguan, BAIC с узнаваемым "Гелендвагеном" и Landwind с закосом под Range Rover Evoque. А прямо на моих глазах на стенде Landwind сдернули покрывало с новинки X2: ба, это Х-образное лицо нам уже знакомо и по Lada Xray, и по Mitsu Outlander. 

Встречаются и цельнотянутые фрагменты "Фордов", "Ауди" и "Мицубиси", но в целом подделками это назвать трудно. По китайской пятибалльной шкале фейка – от почти неотличимого от оригинала А до грубой пародии Е – эти заимствования тянут максимум на троечку. И на сбыт оригинала повлиять, конечно, не могут – как кроссовки Abibas.

Так что мы улыбаемся, издеваемся и проходим мимо, покровительственно похлопав весь китайский автопром по плечу… А зря.

Потому что самое сильное впечатление от Шанхая случилось у меня за воротами автошоу, просто на городских улицах.

Как в любом крупном южном городе, здесь целые толпы скутеров. В Риме, например, их двухтактный треск застре­вает в ушах сразу и навсегда. Но шанхайские толпы скутеров едут мимо в мертвой тишине. Трещит максимум один из десятка.

Остальные – электрические! В 25-миллионном городе!

То есть самый массовый и дешевый транспорт в самой населенной стране мира уже вовсю работает на батарейках. Здесь нет сомнений, что очередь – за электромобилями. И она уже стоит.

Вот тут не прохлопать бы.

Комментировать 0