Виталий Тищенко об управлении

Чем больше в машине электроники, тем меньше у владельца желания ее осваивать

Про голосовое управление слышали? Конечно, слышали. И даже испытывали его на себе и других. "Еще пива и счет, пожалуйста! Да, солнышко, мусор уже вынес, теперь вынашиваю детей!"

В междучеловеческом общении мы другого управления себе и не представляем. Люди, его лишенные, – глухонемые, например – имеют с общением явные трудности. То есть нет для нас управления привычней, чем управление голосом – с детства, с мокрых пеленок и родительского крика "Домой!"

Но когда речь об окружающих нас гаджетах, все почему-то становится непросто. Гаджеты, самый крупный из которых – автомобиль, окружили нас уже давно и все теснее сжимают кольцо. Ежедневное, ежеминутное управление ими – проблема номер раз, два и восемь. Хотя голос они худо-бедно разбирают и даже языкам обучены.

Так отчего мы до сих пор все поголовно не рявкаем на них, как на своих непослушных чад? Не отрывая рук от руля, глаз – от дороги, а интеллекта – от управления?

Недавно американский фонд дорожной безопасности ААА – есть такая, видимо, вполне почтенная организация – наконец-то решил изучить, насколько общение с бортовой электроникой отвлекает водителя автомобиля от вверенного ему процесса вождения. И выяснил пару показательных вещей.

Оказывается, общение с пассажиром отвлекает водителя в полтора раза сильнее, чем прослушивание радиопрограмм или аудиокниг. И несколько больше, чем разговор по телефону "без рук". Хотя чуточку меньше, чем разговор по телефону в руках. Так что если за рулем вы регулярно выясняете отношения с подругой в соседнем кресле, можете смело брать "Логан" без Bluetooth и hands free.

Но главное – многие современные, продвинутые "войс-бэйзд" системы крупнейших автопроизводителей расходуют внимание пилота еще сильнее! На приемлемом уровне аудиокниги удалось удержаться только голосовой системе Toyota Entune. Разговор с Hyundai Blue Link отвлекает уже не меньше, чем с подружкой. Chrysler Uconnect и Ford My Touch напрягают еще сильнее. Уговорить мерседесовский COMAND не проще, чем вручную молча полазить по меню. А ругаться с Chevy MyLink вообще себе дороже.

Но абсолютный антирекорд установила... эппловская Siri, совместимая нынче с автомобилями многих достойных брендов. Что-то подозревая, ее даже испытывали на тренажере, а не на живой машине. И не зря: непонятливая и непредсказуемая яблочная "говорилка" оказалась почти прямой дорогой к аварии. Помните смешной ютьюбовский клип про двух шотландцев в лифте? Элэвен, трам-тарарам!

Лично для меня тут ничего удивительного нет. Я-то всегда считал, что задушевно беседовать с утюгом, пылесосом и смартфоном может только нарцисс или маньяк. Несексуальный. И хотя в машине законопослушно подключаю айфон к "свободным рукам", ни разу не испытал соблазна поболтать с ним через Siri.

Причем в отвращении к разговорам с неодушевленной техникой я не одинок. Не верите? Понаблюдайте в пробках сами. Богато одетые люди за рулем люксовых купе – явные владельцы и владелицы, а не шофера – в Москве презирают даже "хэндс-фри". И всю дорогу прижимают телефоны к уху плечом или одной левой.

Чем больше в машине электронных игрушек, тем меньше у владельца желания осваивать приемы управления ими. Голос – тоже обманка: оно не разберет, переврет и вообще сделает не то, заставляя вас сначала муторно зубрить, а потом нервно повторять команды. Десять лет назад Кларксон смешно сражался с Mercedes S-Class, пытаясь заставить электронную тетку с голоса набрать номер телефона. Нынешние электротетки ненамного понятливей. Отказать!

С другой стороны, мы чудовищно устали от постоянного заучивания каких-то алгоритмов. Нажми, поверни, потяни, звездочка, решетка, три раза шесть... Осваивая очередное автомультимедиа, чувст­вуешь себя взломщиком сейфа. Куда жать? Сколько щелчков влево? А вправо? Через пару минут хочется решить проблемы коммуникации автогеном. Или гексогеном – чтобы наверняка.

В контактах третьего рода с вездесущей электроникой остро не хватает единой, окончательной и бесповоротной логики – как у трех педалей или схемы переключения передач. А ведь решение на поверхности: за управлением наши руки сами тянутся туда, где фурычит желанная функция.

Оттого идея дизайнеров нового Audi ТТ вставить управление климатом внутрь дефлекторов обдува вызывает такой экстаз. Управление наконец совмещено с управляемым. Где кран – там и вода: гениально! Где воздух – там и его напор, и температура. Где стекла – там и кнопки их подъема. Где зеркала – там и пульт регулировки. Где радио... а где оно, собственно?

Так ото ж. Сейчас – где угодно: в кнопках, на дисплее между приборов или в экранах и ручках центральной консоли. Не буду искать: гексогену мне. Надоело!

Значит, слушаем сюда. Скоро у каждой машины по центру будет айпад. Ну, типа. Новые Renault и Volvo ХС90 его уже имеют. Не говоря уже про Tesla Model S – это вообще самодвижущийся смартфон, iPhone 24 Plus. Остальные тоже вот-вот подтянутся. Осталась ерунда: перестать изобретать уникальные интерфейсы неземной, земной и на редкость корявой красоты.

Соберитесь на всемирный конгресс и договоритесь наконец, как должно выглядеть управление нарисованным радиоприемником!

Кстати, у нас с Джереми уже есть готовый проект: нашему Мише Медведеву его недавно передали поездом из Беларуси. Это древний приемник Becker Monza, которым Медведь радостно оснастит свое коллекционное ведро, а именно – Mercedes-Benz W123 1977 года рождения. Большая ручка настройки. Большая шкала со стрелкой. Большая ручка громкости. Большие кнопки настройки тембра и фиксации любимых станций. Дизайн – святая простота, линейка и циркуль.

На большом тач-скрине Full HD будет смотреться шикарно.

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика