Четвертого января 1967 года Дональд Кэмпбелл попытался побить собственный рекорд скорости на воде. На 482 км/ч его реактивный катер Bluebird K-7 подбросило и перевернуло. О воду он ударился на скорости 295 км/ч. Пока K-7 переворачивался в воздухе, у него оторвался нос, и Кэмпбелл выпал. На темном дне озера Кэмпбелл и Bluebird пролежали 34 года...
Но в этом году суперлодка снова выйдет на то же озеро. И это не новодел, а самый что ни на есть оригинал. Это как же? Да благодаря уроженцу Нью-Касла Биллу Смиту. В марте 2001 года Билл, профессиональный дайвер, поднял “Синюю птицу” со дна. А через два месяца нашел и Кэмпбелла. Его похоронили на берегу озера...
Теперь Билл и волонтеры проекта Bluebird собирают K-7 в мастерской в Норт-Шилдсе. Они используют все годные оригинальные детали. Когда реактивная лодка развалилась, большая их часть опустилась на дно Конистона, на глубину 42 метра. Кое-что осталось плавать на поверхности. В частности, поплавки-спонсоны: их подобрали, но позже они были утеряны. И талисман Кэмпбелла – игрушечный мишка Мистер Уопит, который остался у семьи. Сейчас у Билла есть фюзеляж, стальная рама, обшивка и вся топливная система. “По сути Bluebird был скорлупой, фюзеляжем с реактивным двигателем, – говорит Билл. – Двигатель слишком пострадал от воды, но кроме него среди того, что мы нашли, непригодных деталей наберется пара обувных коробок. Все остальное – рабочее”.
Почти. Удар был таким, что металл скомкало, как бумагу. Но поскольку алюминий в чистой воде не корродирует, фрагменты “кузова” можно использовать снова. Bluebird будет восстановлен из собранных кусков и деталей – по крайней мере, тех, что не окончательно развалились при ударе. И никаких копий-новоделов.
Команда Билла поработает с найденным металлом: у них свое собственное ноу-хау. “Есть сотня способов резать, гнуть, тянуть и варить металл, – говорит Билл. – Но самое трудное – сжимать его. Растяните ириску, а потом попробуйте придать ей первоначальную форму – это настоящая черная магия”. Некоторые панели разорвало надвое, и их надо восстанавливать, варить. Билл по уши погрузился в это дело, а его 15 помощников уделяют ему каждую свободную минуту. Им помогают разные компании, дарят всякие нужные вещи – краску и клепки, например. Билл говорит, что они полностью живут на пожертвования.
На самом деле есть и 16-й доброволец. У Bluebird пока нет пилота. Но скорее всего им станет 44-летний Тед Уолш – компьютерщик, который на досуге участвует в гонках на моторных лодках по озеру Виндермир. Bluebird будет настоящей рабочей машиной, и власти Кумбрии для этого старта уже разрешили поднять ограничение скорости на озере Конистон с 16 км/ч до 160+ км/ч. Каково же будет рулить? “Вот и я спрашиваю, – говорит Тед. – Но честь велика. Мне придется приспосабливаться на ходу. Все равно что Льюису Хэмилтону мчать на Maserati 50-х, еще способном на свою максималку. Хотя до максималки я разгоняться не буду...”
160 км/ч на воде – это очень, очень быстро. Правда, современная гоночная лодка Class 1 разгоняется до 250 км/ч, но зато не будет риска, что Bluebird снова опрокинется. Авария K-7 произошла из-за череды событий: на огромной скорости катер потерял устойчивость и начал скакать. Потом пропала тяга, и на пятом прыжке лодку подняло в воздух. Последние секунды описал сам Кэмпбелл по радио: “Черт, тут такой … – успел сказать он. – Нос задрало… Я сейчас… О…”
Это мгновение потрясло весь мир. Кэмпбелл был суперзвездой своего времени – самый быстрый человек на воде и на земле (каждая его машина называлась Bluebird). С 1955 по 1964 год он установил семь рекордов скорости на воде. А в 1964-м стал первым человеком, который за год поставил два рекорда скорости: на воде и на земле (649 км/ч). Попытка на озере Конистон на самом деле была пиар-акцией с целью заручиться поддержкой и деньгами для постройки ракетомобиля, на котором он мечтал разогнаться до 1352 км. Но жуткая авария положила конец мечте.
Многие критиковали Билла за то, что он поднял останки: дескать, Кэмпбелл и K-7 должны были оставаться на дне озера. Капитан остается с кораблем, говорили они. Но даже критиков объединяет одно: преклонение перед Кэмпбеллом. Он был истинным бриттом с бесстрашной душой. Сокровищем нации, как и его лодка-ракета. Некоторые счи тают, что с его смертью ушел английский дух первооткрывательства...
Благодаря Биллу и его товарищам он вернется.
ТЕКСТ: ДЭН РИД / ФОТО: НЕЙЛ ШЕППАРД, ДЖАСТИН ЛЕЙТОН, MIRRORPIX, А. Э. УИТЭМ, ПОЛ АЛЛОНБИ, CORBIS