Зимний драйв: занос по Фрейду

Мы вновь заброшены в школу BMW. Но теперь – в Швецию, в Приполярье. Здесь преподают самый продвинутый драйверский курс под названием Fascination
Мы вновь заброшены в школу BMW. Но теперь – в Швецию, в Приполярье. Здесь преподают самый продвинутый драйверский курс под названием Fascination

Пройти этот курс может любой клиент BMW. Однако рекомендуется он тем, кто побывал на курсах попроще – вроде красноярской школы, о которой я рассказывал в прошлом номере. И, без учета авиабилетов, заплатить за “фасинейшен” придется €3850. Тренироваться вам предстоит на М3 в 92-м кузове – последней атмосферной “эмке”. Следующее поколение купе будет называться “четвертой серией”, а следующая “эмка” будет турбированной. Но пока – 4 безнаддувных литра, 420 лошадей, 400 Нм момента: этот мотор феноменально отзывчив. А еще машина обута в резину Lappi с 2,5-миллиметровыми шипами. Ехать по льду можно действительно быстро!

Но первые пару дней, говоря по правде, мне было сложно понять, что здесь “самого продвинутого”. Те же упражнения и примерно тот же подход, что и в других драйверских школах. Но на третий день пришло осознание – начались упражнения, к которым на кривой козе не подъедешь. Если опыта у вас недостаточно, можете пытаться исполнить такой трюк хоть целый день – но без всякой гарантии, что к вечеру его освоите. Были бы машины полноприводными, было бы проще: у полного привода нет критического угла заноса. Вы можете ехать в скольжении хоть задом наперед. Но здесь, на М3, приходится думать не только о технике, но и следить за точностью: малейший перебор – и разворот. А постоянная опасность разворота здорово бодрит!

Вот что впечатляет по-настоящему! M3 с каркасом, выпотрошенным салоном, ковшами и узенькими раллийными шинами с боевым шипом. Просто не верится, что на голом льду можно так быстро разгоняться, тормозить и так быстро проходить повороты!

Здесь, на севере Швеции, в самой настоящей дыре, работают правильные люди. Они говорят: “Отбрось алгоритм, экспериментируй! Рамки сковывают, лишают быстроты, ограничивают”. Я пробую. И теперь понимаю: можно ехать в две педали, тормозя левой ногой несколько раз на дуге, и при этом продолжать скользить. Иногда можно действовать и не по уставу – если это позволяет решить проблему с минимальными потерями или вообще без них.

Если вы запишетесь в школу зимнего вождения, то рано или поздно столкнетесь с движением в заносе по кругу. В Швеции я увидел настоящий круг. Я бы даже написал это слово с большой буквы, но не люблю шансон. Это был круг, на входе в который на моем спидометре маячило пугающее число 150. Разумеется, истинная скорость была ниже, поскольку на М3 спидометр привязан к ведущим колесам (в отличие от М6, например, где скорость на спидометре всегда реальна). Но адреналина было на все 150! Весь круг вы идете в заносе, совершая лишь минимальные движения рулем и газом для корректировки. Вы можете пройти его с критическим углом скольжения и рулем в упоре. Смотрится невероятно красиво! Это упражнение, на наш взгляд, самое эффективное для понимания природы заноса.

Только не нужно думать, что это вам никогда не пригодится! Наработав рефлексы, вы почувствуете себя намного увереннее. В долю секунды сможете решить проблему, внезапно возникшую на дороге, и даже не вспомните, как вы отреагировали.

Мы часто слышим от людей очень смешные мифы о вреде обучения. Мол, “научитесь ездить, станете на дорогах дрифтить – людей поубиваете”, “если соблюдать ПДД, заносов не будет”, и апофеоз глупости – “в езде главное не умение, а стаж. Феттель хорошо едет в гонке, но в городе он лох”. Мы пони­маем, что тридцатилетний стаж езды на дачу помогает безошибочно включать радио на ощупь. Но сейчас мы о других рефлексах. Надеемся, вы уловили, где тут суть. И согласитесь с нами в том, что единственная причина всех автомобильных аварий верно сформулирована лишь в протоколе ДПС: “Не справился с управлением”. Так учитесь! И непременно справитесь. Точно вам говорим.

ТЕКСТ: АЛЕКСЕЙ ЖУТИКОВ

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика