07 июля 2020 11:03

Как бороться с усталостью и сном за рулем?

В долгом пути для водителя и пассажиров нет большей опасности, чем эта. Давайте проверим, что вы о ней знаете.

Вообще-то самый правильный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок — не бороться. Усталость и сон все равно сильнее нас. Поэтому разделим проблему на три части. Что значительно повышает риск засыпания за рулем? Как не пропустить первые тревожные сигналы и определить время остановки? Наконец, на какое время можно «растянуть» период бодрствования и как это сделать наиболее разумно?

С первой частью все достаточно ясно. К «вырубанию» предрасположены все, кого по ночам преследует бессонница, кто много работает и мало отдыхает, кто массу времени отдает интенсивной учебе, кто любит тусить по ночным клубам и т. д. Если хотя бы где-то узнали себя, то вы в группе риска и все перечисленные ниже симптомы приближения сна просто обязаны знать наизусть.

Все это очень серьезно. Чрезмерная усталость снижает способность к адекватной реакции до такой же степени, как и приличная доза крепкого алкоголя. Заснувшие за рулем водители обычно не просто попадают ДТП, а устраивают настоящие автокатастрофы с самым тяжелыми последствиями для себя и окружающих. Причем опасна даже короткая фаза потери внимания, предшествующая сну. Попадая в нее, человек может видеть и слышать, но его реакция уже «обесточена» – за доли секунды водитель превращается в пассажира.

Итак, есть целый ряд ранних признаков. Сначала начинает донимать желание устроиться за рулем как-то удобнее – привычная посадка почему-то вызывает дискомфорт, атмосферу в салоне хочется сделать теплее или прохладнее, а громкость звучания радиоприемника – убавить.

Вторая «волна предупреждений» уже прямо указывает на потерю концентрации. Вы перестаете придавать значение музыкальному сопровождению, упускаете смысл того, что говорят ведущие радиостанций. Заодно начинаете «зевать» дорожные неровности, становитесь безразличны к виду других машин, дорожные знаки фиксируете чисто «на автомате». По-хорошему, почувствовав такое состояние, уже не стоит продолжать движение, но мало кто решает остановиться – все думают, что можно еще немного проехать на «силе воли» (которой как раз и не остается).

О приближении к порогу, за которым свою судьбу вы уже полностью доверяете ангелам-хранителям, лучше всего говорят мелкие провалы в памяти – вам с трудом вспоминаются придорожные объекты, мимо которых вы проехали, вы перестаете фиксировать указатели городов и расстояний. «Последний звонок» – клевки носом. Останавливаться на отдых надо немедленно – любые ободряющие действия предпринимать уже поздно.

Но если вы еще не достигли этой фазы, то сделайте так, чтобы вас что-то стимулировало, раздражало или мобилизовало за рулем. Кому-то помогает оставаться в тонусе громкая музыка, общение, анекдоты. Другие открывают окна или люк – это дает иллюзию быстрого движения, которое требует повышенного контроля. Третьи выходят из сонного состояния, начиная грызть семечки, орехи или чипсы. Поедание чего-то кислого, горького или соленого тоже годится в качестве верного средства. А если вы решите остановиться для короткой разминки, то... не ходите в туалет. Вы точно не уснете, пока будете испытывать в дороге потребность опустошить мочевой пузырь. Ради этого опытные автопутешественники начинают попивать кофе за пару часов до того времени, когда начинает привычно клонить в сон – сначала кофе действует как симулятор, а затем – как мочегонное.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика