01 июля 2020 12:35

Насколько вредны гоночные симуляторы?

Существует мнение, что компьютерные гонки слишком хорошо учат плохому и совсем неважно учат хорошему. А на самом деле как?

Автосимы мы знаем еще со времен первых геймерских видеоконсолей, но на вопрос в заголовке до сих пор нет однозначного ответа. Впрочем, ученые кое в чем уже разобрались.

Если говорить об играх вообще (не компьютерных), то здесь нет сомнений – они еще с доисторических времен были очень важны для человека и остаются такими до сих пор. Дети с их помощью обучаются и развивают свои главные навыки, а взрослые моделируют всякие ситуации – все получают ценный опыт.

Будет ли компьютерная симуляция правильным дополнением к жизненным скиллам? Все зависит от того, насколько точно она воссоздает действительность. Например, полное копирование самолетной кабины, условий полета и физических перегрузок в авиатренажере отлично помогают обучению пилотов. В геймерской «развлекательной» сфере от симуляции тоже, как выяснилось, есть польза. По наблюдениям американских нейрофизиологов, реалистичные игры-«стрелялки» вырабатывают у игрока не только наблюдательность и реакцию, но также намного лучше развивают работу мозга и стимулируют нервную систему, чем заумные головоломки.

Гоночные симы принципиально не отличаются от шутеров – пилот тоже действует от первого лица и обязан мгновенно реагировать на динамично меняющуюся ситуацию. Но добавляется еще один фактор – автомобиль. Оттачивая свои навыки, драйвер компьютерного болида не ощущает, что машина – источник повышенной опасности как для него, так и для окружающих. Существование такой проблемы признают даже эксперты «Формулы-1», которые говорят, что пилоты, сутками тренирующиеся на автосимуляторах, в реальной борьбе на трассе иногда склонны идти на неоправданный риск.

Если все настолько серьезно, то компьютерные гонки следует признать опасными и немедленно запретить. С другой стороны, мы знаем немало случаев, когда гонщики старой школы тоже шли на нелепые выходки. А также знаем, что у современных молодых пилотов именно драйверские навыки все-таки гораздо лучше – не зря их иногда сравнивают с роботами. Вот это и говорит в пользу симуляторов. Они позволяют изучать не только трассы, моделировать различные погодные и гоночные ситуации, но также формируют у человека и крайне развитое восприятие динамики и «чувство машины».

Причем аналогичные навыки способны давать и популярные игры. По признанию все тех же пилотов из «Формулы» и WRC, которые тоже не прочь иногда взяться за джойстик и показать мастер-класс, многие современные «гонялки» вроде Forza Motorsport, Grid Autosport или Dirt Rally 2 настолько серьезно улучшились в воссоздании физики движения автомобиля, что могут учить едва ли не на уровне «профессиональных» симуляторов (вроде iRacing, RaceRoom, Asseto Corsa и др.). И это уже, считай, доказано: благодаря созданной более пяти лет назад «Академии GT» на базе хитового Gran Turismo в реальные боевые гонки с большим успехом пришли таланты из виртуальных заездов на PlayStation.

Однако вернемся к главному вопросу. Риск переноса «безнаказанности» из виртуального мира в реальность никто не отрицает, и это уже веский повод понаблюдать за тем, во что и как зарубается перед ТВ и монитором ваш ребенок. Но если к гоночным состязаниям на компьютере или игровой консоли подойти серьезно – использовать современные программы на точных «движках», управлять не с клавиатуры, мышки или джойстиков, а при помощи руля и педалей, а для усиления реализма включать полную имитацию повреждений, убирать все экранные подсказки и помощь в управлении, то потраченное на игру время точно зачтется в плюс водительской кармы. Правда, веселая забава при этом наверняка превратится в изнурительные тренировки.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика