Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Бывает, что вылетевший из-под колес грузовика камень бьет прямо в стекло. Поначалу кажется, что следов не осталось. Но через минуту-другую отблески солнца высвечивают «паука». С виду он крошечный, но таит в себе большие неприятности.

Подавляющее большинство водителей не придают микроскопическим сколам значения. Однако они таят в себе залог больших проблем. Дело в том, что лобовое стекло находится всегда в напряжении и держит немалые нагрузки. При езде кузов колеблется, выкручивается и пульсирует в такт дорожным неровностям. Вместе с ним перекашивается и стекло. А так как скол является концентратором напряжений, не удивительно, что от него устремляются трещины.

Повреждения стекла вызываются еще и температурными расширениями. Если на улице 40 градусов, а внутри салона работает кондиционер, то разницы в 20 градусов вполне достаточно, чтобы вызвать временные деформации. Водители, чтобы побыстрее охладить салон, специально направляют охлажденный воздух вверх, на стекло. А самая холодная температура потока из климатической установки на средней скорости вентилятора колеблется в районе 11-12 градусов.

Еще более жесткий режим наблюдается при движении машины свыше 80 км/ч в жару. Снизу из дефлекторов холодит кондиционер, а сверху набегающий раскаленный ветер греет, как печка. Локальные охлаждения лобового стекла вызывают в нем колоссальные внутренние напряжения. Появись "лежачий полицейский" или ухаб, и стекло с отметиной рискует треснуть.

Современное стекло намертво вклеивается в проем, включаясь в силовую структуру кузова и повышая его жесткость на кручение. Нагрузки от кузова при перекосе способны резко удлинить трещину.

Лучик дотянется до края, и стекло разделится на две независимые части. На старых машинах и совсем раритетных грузовиках однослойные расколотые стекла могли резать уплотнители и пропускать дождевую воду. Они вываливались при резком торможении, калеча водителя или пешеходов.

Однако триплекс ведет себя иначе. Он состоит из двух слоев стекла и прочной эластичной пленки между ними, которая не дает разлетаться осколкам при аварии (и, конечно, не пропускает воду). Битые лобовики висят, как гамаки, на этой пленке.

Поэтому считается, что триплекс безопаснее, и «температурная» трещина в таком случае только ухудшает обзор и раздражает водителя, но лишь до времени. Колебания кузова также передаются на две расколотые половины, они трутся и разрушают клеевое соединение в месте соприкосновения.

Второй слой триплекса хоть и остается целым, но уже не может выдерживать прежние нагрузки. Лобовик теряет прочность и легко вдавливается внутрь. Если из-под колес грузовика прилетит увесистая палка или крупный камень, то расколотое стекло при ударе рискует подломиться и вогнуться в салон. Еще хуже столкновение с деформацией стойки крыши. Тогда две половины подгибаются так, что острыми краями целят в водителя и переднего пассажира.

В общем, крошечный скол на лобовом стекле чреват неприятностями, и забывать о нем нельзя. Некоторые мастера высверливают его, чтобы снять концентратор напряжений. Другие оформляют по страховке и меняют лобовое стекло целиком в сертифицированной мастерской. Сейчас эта операция не занимает много времени и средств.

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?