Как быстро нужно ехать, чтобы на яме не пробить колесо?

Мгновенная потеря давления в шине опасна всегда. Виной тому дорожные неровности и дефекты асфальта. Как быть, если наезд на них неизбежен?

Некоторые водители стараются проходить длинные дуги с заметной боковой перегрузкой. Автомобиль сильно налегает на внешнее переднее колесо, и шина повизгивает протектором. Этот звук и леденит кровь, и тешит самолюбие пилота. Но если в этот пограничный момент шина вдруг потеряет давление – жди беды.

Высокий крутящий момент срывает потерявшую давление резину и треплет ее, как тряпку. Управляемость ухудшается. Далее ситуация развивается непредсказуемо, в зависимости от модели автомобиля, его скорости и типа привода. Может занести корму или наоборот, передок с искрами из-под голого диска уйдет в снос. В общем, ничего хорошего. Поэтому прохождение внезапно попавшейся ямы – большое искусство, которое требует настоящего мастерства.

Дорожные дефекты появляются всегда неожиданно. Гладкий новый асфальт без предупреждения сменяется дырявыми участками, где можно не только лишиться резины, но и расколотить литые диски, а еще помять пороги. Поэтому по незнакомым дорогам лучше не летать сломя голову – в особенности у нас в стране, где из-за климата и нечистых на руку дорожников сюрпризы поджидают на каждом шагу. Однако если эмоции все же взяли верх над здравым смыслом, водитель перебрал со скоростью и прозевал начало разбитого участка, дальше нужно придерживаться трех простых правил.

Во-первых, на ямах нельзя тормозить. Бывает, что водители пугаются грохота подвески и инстинктивно бьют по педали, чтобы сберечь амортизаторы и покрышки. Но такими действиями они лишь усугубляют ущерб.

Ведь при резком торможении автомобиль клюет носом. Силы инерции нагружают передние колеса и прижимают их к земле. Амортизаторы и пружины сжимаются, вырабатывая ход штока. Если в этот момент влететь в другую ямку, погасить энергию удара упругие элементы подвески уже не смогут. Вся его сила обрушится на буферы отбоя и покрышки. Естественно, резина или приобретет грыжу, или лопнет, как воздушный шарик.

Кроме того, на разбитых участках дороги нельзя активно маневрировать, до упора выкручивая колеса при объезде препятствия. Сзади может оказаться обгоняющий автомобиль, который может не успеть среагировать на ваши резкие выкрутасы. К тому же вывернутые колеса встречают острые края дыр мягкими боковинами, которые не могут держать удар и подламываются, отрываясь от диска. Шина теряет герметичность и давление. Тогда об асфальт бьется уже диск и теряет форму. В итоге приходится парковаться на обочине и доставать из багажника запаску.

Поэтому тормозить лучше всего задолго до ям, сбрасывать скорость примерно до 55-65 км/ч и встречать неровности с «прямыми» колесами, не виляя из стороны в сторону.

Примерно за 3-5 метров до дефектов асфальтового полотна нужно отпустить педаль тормоза и даже нажать на газ – примерно на треть хода педали. Если в этот момент взглянуть на край капота, то можно заметить, как нос автомобиля приподнимается. Колеса разгружаются, а амортизаторы освобождают штоки. Подвеска разжимается и может переварить гораздо большую ударную нагрузку, чем при торможении.

Самая опасная скорость для прохождения асфальтовых ям – это 35-40 км/ч.

При ней колесо успевает провалиться вниз, и покрышка встречает острую кромку неровности не по касательной, а в лоб, почти под углом 45 градусов. В этом случае почти вся энергия удара передается шине, диску и подвеске. А этого допускать нельзя.

Гораздо лучше увеличить скорость так, чтобы колесо успело перескочить через неровность, получив лишь скользящий удар. Если нарисовать векторную схему приложенных к колесу сил, видно, что с ростом скорости результирующий вектор перемещается к внешней поверхности колеса. Не зря в народе говорят: «больше скорость – меньше ям».

Однако нельзя забывать, что импульсы тел на больших скоростях тоже растут. Пусть они и направлены по касательной, но неподрессоренные массы все равно испытывают возрастающие ударные воздействия. Подвеска барабанит на кочках на всю катушку! Поэтому 70-80 км/ч на ямах лучше не превышать. Иначе с ростом скорости на резине тоже могут появиться грыжи.

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?