Гоночные легенды всех времен: Audi R10 TDI

В TopGear работают достаточно взрослые журналисты, чтобы помнить эпоху до 1999 года, когда Audi впервые пришла в топ-дивизион гонок на выносливость и стала наводить там свои порядки.

Помним мы и реакцию спортивного мира на взлет немцев в середине нулевых, после кардинального изменения правил: тогда Audi пять раз победила в Ле-Мане, бог знает сколько раз в других гонках, а в 2006-м переключилась на дизель. Дизель? У них что, вообще ничего святого?

Конечно, сердцем R10 TDI был не самый обычный агрегат. Он имел максимально разрешенный объем (5,5 л), полностью алюминиевый корпус, 12 цилиндров, прямой впрыск и две турбины. Результат? Более 650 л.с. базовой мощности плюс еще 150 во время 10-секундного буста. Самой сногсшибательной цифрой был крутящий момент: 1100 Нм уже при 3000 об/мин. Это была техническая революция из тех, что происходят раз в поколение.

Внешне машина сильно отличалась от предшественников. Для размещения дьявольского мотора потребовалось удлинить колесную базу, что не только помогло распределить огромный вес агрегата, но и придало Audi фантастический силуэт. Передние поперечные рычаги с углепластиковым покрытием были сделаны видимыми, а к тормозам для улучшения аэродинамики и охлаждения добавили обтекатели.

R10 не было нужды стабильно улучшать результаты: она стала побеждать сразу же. Ее разработка была глубоко засекречена, и премьера в 2005 году стала сюрпризом для всех. В Себринге две R10 квалифицировались первой и второй, и одна из них – под управлением Алана Макниша, Тома Кристенсена и Диндо Капелло – выиграла гонку, несмотря на старт с пит-лейна и ремонт сломавшегося теплообменника. Другая R10 стартовала с последнего, 35-го места, но всего за полчаса поднялась на второе.

В июне того же года история повторилась в Ле-Мане, где R10 TDI лидировала от старта до финиша. После 380 кругов (нового рекорда дистанции) Била, Пирро и Вернер отметили первую победу дизельной R10 на легендарной трассе. Тем временем Кристенсен поставил еще два рекорда – лучшее время (3:31,2) и максимальную дистанцию на одном баке (16 кругов). R10 была быстрой, экономной и... тихой. Я помню, как она проносилась мимо, словно призрак, с едва слышным посвистом турбин.

R10 побеждала в Ле-Мане три года п-одряд, с 2006-го по 2008-й. Ее главным соперником был шикарный и более быстрый Peugeot 908 HDi FAP, но Audi все равно оставалась первой.

TopGear: Практика

Зачем ставят широкие колеса и эффективны ли они в городе?

Почему ездить со сколами на лобовом стекле опасно?

Нужно ли прогревать двигатель в жару?

Как поднять мощность двигателя без чип-тюнинга и без доработок в конструкции?

Одинаково ли накажут за пересечение одинарной или двойной линий дорожной разметки?

В каких случаях можно опережать по обочине?

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика