Съест ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?

Знакомьтесь: Honda CR-Z Mugen – гибридный горячий хэтчбек. Дитя сразу двух любовей – к скорости и к природе

Этот Honda CR-Z стоит больше полутора сотен тысяч евро. Переварите этот факт, поразмыслите и увидите, что хэтч Honda CR-Z стоит больше, чем Aston Martin Rapide. Как Lamborghini Gallardo. Вдвое больше, чем новый Nissan GT-R. Вы догадались, что кто-то уже обновил свою кредитку? По карбоновому капоту, оранжево-бронзовому загару – специальной краске, кованым колесам и обвесу с намеком на стиль 90-х. Но... столько денег? У многих появится подозрение, что кому-то в Honda вырезали часть мозга, ответственную за вкус.

Тем не менее это так. Это не обычный гибрид Honda CR-Z за €20 000 с чем-то. Это Honda CR-Z Mugen. Уникальный проект – вот так мог бы выглядеть и ехать горячий CR-Z. Автомобиль, который в экономичном режиме ест меньше 5,5 л/100 км и… существенно больше, когда едет быстро. Но это совершенно точно и абсолютно не Type-R. Хотя этот ремикс задуман как настоящий спортивный гибрид. Гибрид для горячих голов.

Съест  ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?

Так что такое Mugen, и какое колдовство он использовал, чтобы клевый, но не кайфовый CR-Z вызвал у азартного водителя азарт? Mugen давно уже тюнингует заряженные Honda. Это совершенно не зависимая от Honda Motor Co. компания, которую в 1973 году основал Хиротоси Хонда, сын Соичиро Хонда. Занималась она гоночным тюнингом главным образом, как вы правильно догадались, автомобилей Honda. Подогревая почти все Honda по списку, в 90-е Mugen поставляла еще и двигатели для команд F1 – например, для Tyrell, Ligier, Prost и Jordan. Думаю, и гибрид взбодрить она сумеет.

Итак, научная часть. На CR-Z Mugen стоит тот же электромотор IMA. Здесь он перепрограммирован для того, чтобы составить тандем с доработанной и расшитой версией стандартного 1,5-литрового 4-цилиндрового бензинового i-VTEC, оснащенного маленьким аккуратным центробежным компрессором. Центробежный компрессор почти идентичен турбине, но крутит его мотор, а не давление выхлопных газов. Поэтому давление возрастает пропорционально квадрату скорости, а не “включено” постоянно, как в Rootes. Он невероятно эффективен и по выдаче мощности стоит между турбиной (суперэффективной, но зависящей от выхлопных газов) и механическим нагнетателем типа Rootes (снижающим КПД и увеличивающим расход топлива, но дающим мгновенный толчок). То есть ему требуется лишь чуть-чуть подмоги на самых низах. И помочь может, например, электромотор гибрида… Очень удобно. Хотя бы потому, что электромотор CR-Z добавляет в общую корзину энергии лишь базовые 18 лошадок, а крутящий момент ты получаешь мгновенно: обычную турбояму заполняет компрессор, а потом вступает и подхватывает резвый бензомоторчик.

Предусмотрено три режима работы: Eco, Normal и Sport (хотя кнопка для Sport обозначена “Mugen”). О

Съест  ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?

ни меняют схемы газораспределения и остроту руля. Mugen называет систему iCF, то есть Integrated Centrifugal Forced-induction. Силовая установка развивает 200 л.с. (стандартная выжимает 122 л.с.) и 214 Нм (стандартная – 174 Нм). Для современного горячего хэтча вполне пристойно. Такого, как Honda Civic Type-R, например – случайной выборки…

Когда первый раз как следует раскрутишь его с самых низов, CR-Z Mugen оказывается совершенно необычным, особенно если доводилось ездить на стандартном CR-Z. В этот момент мы едем среди болот, и комбинация дифференциала повышенного трения на передней оси (еще один апгрейд Mugen), ухабистой дороги в низине и буйного разгона чуть было не отправляют CR-Z в залитый водой кювет. Подруливание под газом очень сильное! Может быть, виноваты широкие трековые Yokohama, которые ревут на асфальте, как хор горбатых китов, или обновленная регулируемая подвеска с пятью режимами. Или то, что колея на Mugen впереди на 32 мм шире. Или то, что дорога украшена уникальным рисунком из луж и сухих пятен... Но скорее всего дело в том, что я слишком расслабился.

Нет, удара бейсбольной битой в солнечное сплетение не ждите. Дух не вышибает и волосы с корнями не выдергивает. А вот звук карбонового впускного коллектора, который изо всех сил пытается всосать передний бампер в двигатель, сначала пугает, потом начинает нравиться, а потом даже воодушевляет. Дальше вверх по тахометру слышен свист, нерешительное хихиканье – этот перепускной клапан прямо женственный какой-то – и все заглушающий наддув. Он издает звук полутора тонн мелкого гравия, высыпаемых на рифленое железо. Обалдеть! Совершенно не похоже на обычный CR-Z. И все это почти, ну почти на одном дыхании.

Съест  ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?
Съест  ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?

Но дело не только в моторе, поддержать боевой настрой CR-Z помогают и другие примочки. Есть упомянутая пятирежимная подвеска от Showa, восхитительно эффективные 320-миллиметровые тормоза и действенный, хоть и банальный рецепт “как похудеть на 50 кг”. Капот сделан из карбона (и легко улетит при сильном ветре, как воздушный змей системы F1), а колеса – легкие гоночные GP, что наверняка уменьшает неподрессоренную массу и добавляет остроты передку. Двери тоже карбоновые, очень странные. Они настолько легкие, что закрыть их толчком можно только при опущенных стеклах. Иначе надо прилагать усилие: давление внутри машины мешает им закрыться, выдавливает. Полдня это нас забавляло, но когда пошел дождь, мы приуныли: надо ехать, а двери не закрываются!

В салоне слабое эхо напоминает о том, что задних сидений нет, а приятная теснота в ляжках означает, что стандартные сиденья превратились в тонкие ковши Recaro. Рычаг от Mugen по-новому отбалансирован, три дополнительных прибора пристроены над центральной консолью, как у взрослых. Автомобиль ощущается по-настоящему спортивным: сиденья удобные, сидишь достаточно низко и чувствуешь прочную связь с машиной. При работающем моторе спортивная выхлопная система добавляет приятного звона внизу и выдает реальный запил наверху. Пожалуй, единственный недостаток новой трубы в том, что треугольный наконечник выглядит абсолютно нелепо.

Съест  ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?

Это часть проблемы. Думается, этот автомобиль выглядел бы гораздо серьезнее в фирменном белом Championship White, как первый Integra Rs. И без заднего крыла, как в “Форсаже”... CR-Z достаточно симпатичен, хватило бы и массажа, зачем пластическая операция? На самом деле купить нельзя только мотор, а обвес (€3000), приборы и рычаг (€1800), выхлопную трубу, колеса и подвеску (€7000) заказать можно. Из этого я бы выбрал только три последних пункта и срезал бы насадку с выхлопной трубы. Но у каждого понятия свои, поэтому оставим этот спорный вопрос. Вернемся лучше к вопросу, может ли гибрид быть хорошим хот-хэтчем?

Съест  ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?

Проблема новых технологий в том, что если знать о них заранее, будешь постоянно искать отличия. А значит, обязательно их найдешь. Я знаю, что не так с CR-Z, поэтому копаюсь в технике, вместо того чтобы просто посмотреть на него, как на горячий хэтч. Пока я сижу и раздумываю, в салон проникает слабый запах аммиака, и в 100 метрах от меня из-за поворота на трех колесах появляется белый Renault Clio 200. А ведь льет как из ведра... Любимый хот-хэтч Top Gear тормозит в 15 см от низкого переднего бампера Mugen, и из него материализуется Стиг. Со вздохом освобождаю место в Honda и плюхаюсь в Clio. Едва я успеваю захлопнуть дверь, Mugen набирает 4000 об/мин и рвет с места. Звук у него почти приятный.

Я гоню за ним в Clio и удивляюсь: после CR-Z тут кажется, что сидишь в двухэтажном автобусе. И теперь понимаю, насколько мягкая у маленькой Honda подвеска. Там, где CR-Z пружинит и лавирует на жутких дорогах низин, Clio реально козлит и подпрыгивает в воздух. Двухлитровый мотор приходится раскручивать до красного сектора, чтобы держаться наравне с CR-Z. Значит, Mugen немного быстрее, чем кажется.

Стиг, как всегда, едет жестко и в одном повороте умудряется так загрузить CR-Z, что шины трут по аркам и слышно громкое “бааааар!” Clio кажется высоким, шустрым, и он жестче, чем мне казалось. У него нет тех кренов, которые смазывают чистую в целом траекторию CR-Z. Через час я выжат как лимон. Эта дорога требует такого внимания, что невозможно отвлечься ни на секунду, и угнаться за Стигом невероятно трудно. Наконец он останавливается, выходит из Mugen и, едва заметно кивнув, исчезает. Не заглушив машину и даже дверь не захлопнув! Интересно. Стигу плевать, как машина выглядит, важно только, как она едет. То есть горячий хэтч будущего может выглядеть как угодно. Даже как этот. Быстрый хэтч может быть и гибридом с двумя режимами, Джекилом и Хайдом сразу. Но какой в этом смысл? Конечно, экономичность – это новая мощность. Мы вступаем в эпоху, когда “больше” уже не значит “лучше”. Получить максимум из минимума – вот в чем смысл. Но ТТХ RenaultSport Clio 200 почти идентичны Mugen (200 л.с., 216 Нм), он выбрасывает 195 г/км и его традиционный 2-литровый 4-цилиндровый мотор ест 8 л на сотню. А ведь он относительно старый. Новые TSI у VW развивают 180 сил при 139 г/км. А если позажигать на Mugen, он выпьет и 9 литров, почти как и Clio...

Съест  ли Mugеn CR-Z хот-хэтчи?

Все это опускает Mugen до уровня небезынтересного упражнения на тему гибридов. Лучше было бы вообще выбросить из CR-Z тяжелые детали гибридного привода, оставив лишь 1,5-литровый мотор с компрессором. По моим подсчетам, вышел бы 1000-килограммовый CR-Z с высокооборотным движком и механикой. Если ехать осторожно, он бы и ел умеренно, и гадил бы не сильно. Экономичность по простому пути, с рюкзаком кайфа, как раньше... Похоже, чтобы узнать, куда идешь, хорошо бы знать, откуда вышел.

Цифры:HONDA CR-Z MUGEN, 1497 см3, 4 цил., компрессор, электромотор iCF, 197 л.с., 214 Нм (общ.), 0-100 км/ч за 7,1 с, максималка - н/д, 7 л/100 км (смеш.), 6-ступ. механика, передний привод, 1080 кг, от €165 000,

Цифры:RENAULTSPORT CLIO 200, 1998 см3, 4 цил, 200 л.с., 216 Нм, 0-100 км/ч за 6,9 с, максималка - 230 км/ч, расход 8 л/100 км (смеш.), 6-ступ. механика, передний привод, 1204 кг, €22 900,

ТЕКСТ: ТОМ ФОРД / ФОТО: ПОЛ БАРШОН

Что скажете?

Комментировать 0