Учебная карусель для Aston Martin

Лучшее испытание для уникального прототипа – уроки и экзамены 24-часовой гонки на Нюрбургринге

Учебная карусель для Aston Martin

Джеки Стюарт окрестил Нюрбургринг “зеленым адом” не ради красного словца. Он действительно ненавидел это чертово место. На Гран-при Германии в 1968 году, несмотря на коварную погоду, Стюарт там все-таки выиграл и опередил Грэма Хилла на четыре минуты. Это, наверное, был его звездный час. Но и самый жуткий.

Через сорок три года эти чокнутые немцы растиражировали название. “Die grüne Hölle” теперь везде: на футболках, на стенах, даже на ресторанах.

Изменчивая погода, бесконечные повороты, отбойники вплотную, скользко – полный букет опасностей. Эксперты говорят, что сцепление с трассой можно найти всегда. Однако сами же добавляют, что в следующем повороте оно будет уже не там, где в этом. Спасибо, ребята.

Учебная карусель для Aston Martin

Сегодня понедельник перед 24-часовой гонкой, и Aston Martin забил себе Нордшляйфе на весь день. Льет как из ведра. Сцепление ушло далеко и надолго, прихватив с собой тягу. Среди собравшихся наездников – бывший пилот F1 Кристиан Клин. Он потерянно переводит взгляд с настенной карты трассы на небо.

Хотя все остальные смотрят на два таких знакомых и незнакомых Aston – зеленый и красный. Это Зиг и Заг, они – звезды нюрбургрингской кампании этого года. Оба в кузовах от итальянского ателье Zagato, автора красивейших автомобилей всех времен (не последний из которых – DB4 GT Zagato, нынче ему исполняется 50 лет). Планируется выпустить около 100 машин, примерно по €350 000 каждая, но сейчас эти гоночные версии нового Vantage V12 Zagato – все, что мы имеем.

Мы застолбили себе круг на красном Заге. Со стороны компании – необычно смелый способ показать новую машину. Впрочем, Aston верен Нюрбургрингу уже пять лет, и эта гонка – традиционный этап процесса разработки. На самом деле эта модель уже участвовала здесь в подготовительной четырехчасовой гонке VLN. А красный Vantage Zagato записал себе успешный выход в свет на аристократическом конкурсе красоты на Вилла Д’Эсте на озере Комо: получил желанную награду “за дизайн”.

Раньше кузова для Aston строили и перестраивали и Touring, и Ghia, и Bertone, и Pininfarina, но именно с Zagato возникла самая тесная связь. Многие итальянские художники искали вдохновения в пышных женских формах: убежден, старина Уго Загато тоже от них фанател. Его разнообразные Alfa Romeo, Fiat и Lancia – образчики самой обворожительной итальянской эксцентрики. Но на чем бы ни был помешан Уго, он первым разглядел потенциал алюминия для автомобилестроения.

Учебная карусель для Aston Martin

DB4 GT Zagato – автомобиль определенно знаковый. Было сделано всего 19 экземпляров: правда, продавались они плохо и в гонках тоже не блистали. И вот это уже интересно. Выходит, репутация и ценность DB4 GT Zagato (десять лет назад машина стоила под €2 млн., а сегодня уже около €6 млн.) не имеют ничего общего с его гоночным происхождением: ими он обязан лишь своей феноменальной красоте. Следующий Vantage Zagato, 80-х годов, феноменально красивым мог назвать только самый близорукий фанат Aston: на смену пышным формам пришла челюсть “утюгом”. В 2003 году Aston возобновил сотрудничество с итальянцами, завершив линию DB7 99 экземплярами ограниченной серии Zagato, купе и Volante. Но лишь один владелец поставил машину “на номера” – чтобы, случись ему пообедать с Майклом Кейном, прикатить на чем-нибудь интересном. Чудак...

Сегодня в Aston Martin собрались одни реалисты. Глава отделения шасси, директор проекта One-77 и пилот заводской команды Крис Поррит рассказывает, как все было. “Придумывать, что бы нам сделать этакого, мы начали только в прошлом декабре, – говорит он. – Мы хотели разработать что-нибудь в честь 50-летия DB4 GT Zagato, что годилось бы и для Нюрбургринга. Команда разработчиков One-77 заканчивала проект, поэтому у нас появились свободные ресурсы. Приоритетом был гоночный автомобиль, и поскольку базой служил V12 Vantage, надо было найти, что в нем нужно изменить для пущей эффективности на треке. Охлаждение, выхлопная система, новое плоское днище для снижения сх… мы проделали большую работу. В роли испытательного полигона Нюрбургринг неподражаем. Проверить можно все: выносливость, устойчивость, торможение, сцепление…”

Дизайн – результат совместных усилий. Раньше Aston Zagato рисовали и строили исключительно итальянцы. Но нынешний главный дизайнер Aston Martin Марек Райхман не захотел отдавать на сторону все. Пусть нынешний дизайн стал продуктом совместного творчества, окончательный вариант больше обязан Мидлендсу, чем Милану. То же и с производством: им рулила CPP Holdings, фирма из Ковентри. Формовка алюминия вручную – конечно, искусство старой школы, но у новой машины только капот из пяти отдельных частей! Столько же их и у крыши с фирменным загатовским двойным пузырем. Морда и огромный гриль – для максимального увеличения притока воздуха – серьезная работа, крыша и окна усиливают выразительность, и очень эффектна корма с крайне агрессивными аэродинамическими деталями и чудовищными выхлопными трубами. На броских 20-дюймовых дисках новый Zagato выглядит дерзко и брутально. То есть правильно. “Zagato любит оригинальность, – признается Поррит. – У них очень… специфические взгляды на дизайн”.

Учебная карусель для Aston Martin

И все это, оказывается, подходит для трека. Шоу-кар отрастил огромное антикрыло, чтобы развивать прижимную силу, которой очень не хватало. Оно карбоновое, из двух частей, а законцовки сделаны из корабельной фанеры. “Только для тестов, – подмигивает Поррит. – Хотя и так работает здорово”. Еще он говорит, что передок сейчас немного приподнимает, но они легко отбалансируют машину. Для охлаждения трансмиссии потребовалось врезать в округлые задние крылья воздуховоды, а в пол сзади вмонтировать радиатор. Шестилитровый V12 нам уже знаком: в этой версии он выдает 540 л.с. и у него изумительная гоночная выхлопная система.

Трансмиссия – шестиступка с подрулевым переключением, как на One-77. На этой машине она впервые будет опробована в гонках. Однодисковое сцепление перенастроено, вал трансмиссии – магниевый, а не алюминиевый. Подвеска с регулируемыми амортизаторами, соединения тяг и рычагов – на резиновых втулках, а не на металлических шарнирах. “С резиновыми втулками подвеска немного мягче, – говорит Поррит. – Она лучше изолирует от тряски и ударов, от которых в 24-часовой гонке никуда не деться”. В гоночном обвесе Zagato на 18-дюймовых колесах кажется недокормышем, но именно такие нужны под слики Yokohama. Карбоновые тормоза запрещены, поэтому вместо них – чугунные диски, спереди 330-миллиметровые с шестицилиндровыми суппортами.

Садиться в него жутко неудобно: требуется гибкость йога, которой у меня не было и в двадцать, не говоря уже о сорока. Но стоит сесть и пристегнуться, как все оказывается удобно. Передняя панель скомпонована так же, как у обычного Vantage, но кнопки исключительно гоночные. И повсюду карбон. Нащупываю тумблер стартера, запускаю мотор…

Учебная карусель для Aston Martin

Боже. Какой он громкий! И горячий! Просто зверски. Мы еще не выехали с пит-лейн, а я уже глохну от грохота и таю от жары.

Втыкаю первую. Zagato отъезжает удивительно плавно, и мы выкатываем на трассу. Ткнув ради интереса в педаль газа, я тут же подпалил задние шины. Да уж, сцепления с поверхностью маловато. Инстинкт самосохранения и страх разбить машину плюс чертова погода в эту нашу встречу ничего толком понять не дадут. Но даже в этой ситуации он воспринимается суперски! Тошнить на 80 км/ч за автомобилем фотографа очень обидно. Зато понятно, что Zagato – а он ведет себя совсем не как зверь в клетке – неожиданно покладист. Виляем туда-сюда – никаких люфтов. Руль легкий, но исключительно острый. Подвеска жесткая, но очень грамотная. Боже, какой же кайф эти гоночные болиды!

Жму дважды на левое “весло”, и с диким горловым ревом Zagato спрыгивает на вторую. От его прыти кажется, что V12 въехал тебе прямо в ухо. Даю оборотов, и салон заполняет звук одновременно нереальный и буквально осязаемый физически. Как и сама машина, но в хорошем смысле. Автомобиль устойчивый и прогрессивный, трехрежимный трекшн-контроль помогает ему более или менее держать дорогу. Хотя лужи могут победить даже самую умную электронику... По сути он похож на Vantage V12 всеми ощущениями и реакциями, но как бы вывернутыми выше максимума. Он задирист, но с другой стороны прогрессивен и предсказуем. И я невыразимо счастлив, что вернул его на пит-лейн целым и невредимым...

И вот суббота. На трибунах и в лесу вокруг трассы собралось 220 000 зрителей. Погода держится отвратная вплоть до самой квалификации и даже дольше. Зеленый автомобиль – Зиг – показывает на круге 9 мин 7 с: это 47-е время. С шинами надо определиться за несколько часов до старта. А когда до него остается 15 минут и все уже стоят на стартовой решетке, асфальт начинает подсыхать. В конце первого круга будут пит-стопы. На поул-позишн – Ferrari 458, а в голове табуна из 200 с лишним машин стоят Mercedes SLS, Audi R8, BMW M3. Плюс многочисленные Porsche. Неудивительно, что масштаб гонки вырос. Это центральное событие для суперкаров, и человек из McLaren обещает нам, что в следующем году здесь будет гонять MP4-12C.

Учебная карусель для Aston Martin

Долгие 24 часа. Мы курсируем между гаражом P4/5 Джима Гликенхауса и Aston. Джим только и говорит о 1967-м, когда в гонках на выносливость лидировали 330P3 и P4, и современная интерпретация, которую он задумал с Pininfarina, – это его подарок самому себе и нам. Он в шутку грозится узнать у Луки ди Монтедземоло, не гарантийный ли это случай, потому что с коробкой море проблем. P4/5 приходит 40-м, в 23 кругах позади победившего Porsche 911 GT3 RSR.

А Зигу и Загу досталось. В Зига на выезде с пит-лейна впечатался какой-то растяпа, двигатель съехал с опор, отчего по цепочке вырубились всякие сенсоры. Его подлечили, но команда серьезно отстала. Загу понадобилась новая коробка, на замену ушло часа два как минимум. Они пришли пятым и шестым в классе, 118-м и 94-м в общем зачете... Хорошо, что вообще финишировали.

Зеленый ад? Возможно. А теперь пива? А как же!

Текст Джейсон Барлоу
Top Gear

Учебная карусель для Aston Martin

ЦИФРЫ/ФАКТЫ

Aston Martin V12 Zagato Endurance

Двигатель 5935 см3, V12, 540 л.с., 601 Нм
Динамика 0-100 км/ч за 3,9 с
Максималка 290 км/ч
Трансмиссия 6-ступ. с подрулевым переключением, мотор спереди в базе, задний привод
Масса 1450 кг

Цена (дорожной машины) €350 000 (ориентировочно)

Что скажете?

Комментировать 0