Один Ferrari на один McLaren

Вот он, тест лучших из лучших. Ferrari 458 против McLaren MP4-12C на острове Мэн, и никаких ограничений…

Один Ferrari на один McLaren

Двести сорок шесть км/ч на спидометре. Разбитая узкая дорожка, я за рулем Ferrari 458 Italia. Такого желтого, что глаза режет. Впереди виляет матово-черный супербайк, этакий гоночный мутант с экзоскелетом, на сликах, а звук у него – словно реактивный мотор выдувает мелодию на казу. Мы вроде как гоняемся. Глаза застилает красный туман, я пришпориваю Ferrari, вцепляясь в руль так, что, похоже, карбон придется полировать, чтобы снять отпечатки. Газ вжат в пол так сильно, что мышцы правой ноги бугрятся, как свитый из резинок браслет. Чудна биология человека: руки у меня мокрые, а глаза сухие. Похоже, за пять километров я ни разу даже не моргнул.

В зеркалах только что маячил белый McLaren MP4-12C, пригибаясь в апексах, решительный и грозный, как F-15 на бреющем. Хотя пилот в нем поопытнее, но и инстинкт самосохранения у него сильнее. Ну, еще бы! Стены, фонарные столбы и скалы только и ждут, чтобы чье-нибудь эго возобладало над мастерством. Светодиоды-указатели переключений на руле вспыхивают один за другим. Поощряя, к сожалению, эго, а не мастерство. От звука атмосферного V8 на Ferrari сводит ноги, и волосы встают дыбом. Шестая передача, высшие обороты...

Один Ferrari на один McLaren

На спидометр взглянуть страшно.

Байкер рискнул и обернулся (по-моему, скорость по-прежнему за 200 км/ч), потом снова приник к мотоциклу, разогнался и оторвался в следующем повороте. Полисмен у обочины бешено крутит рукой. На языке жестов международного автоспорта это значит: “Гони, гони!” Удивительно, да? Ведь он видел, как мы только что обогнали грузовик дорожников не с той стороны, в закрытом повороте и на такой скорости, что долгий отдых в казенном доме нам гарантирован.

Один Ferrari на один McLaren

Я рефлекторно сбрасываю газ, откуда-то из живота поднимается фонтан тошнотворного страха, и тут клубящаяся, жужжащая, рычащая толпа мотоциклистов проносится мимо, как гигантский рой ос величиной с корову. Все едут больше 190. И тут я вспоминаю. Это же гонка! Настоящая, официальная гонка!

Мы на острове Мэн, идет неделя тренировок перед Турист-Трофи, и верхняя часть маршрута – однополосный кусок рая – вся в твоих руках. Ограничения скорости нет. Top Gear отправился сюда паломничать на двух самых увлекательных суперкарах начала 2010-х – Ferrari 458 Italia и McLaren MP4-12С. Цель проста: опробовать их на обычных дорогах и на настоящей скорости. Идеальный современный парный тест. А то, что я могу безнаказанно третировать байкеров, так это просто маленький деликатесный бонус.

Один Ferrari на один McLaren

Вот почему мы здесь. Такие машины нечасто появляются парами и почти никогда – достаточно синхронно, чтобы устроить им хороший спарринг. Ferrari 458 Italia вышел несколько месяцев тому назад, его превозносили с первого дня: переворот на рынке компактных суперкаров! Головокружительный микс квазиформульных технологий и итальянского темперамента! Новый McLaren MP4-12C, достигший высшего инженерного пика, был нарисован и построен с целью дать ему по задранному носу.

Погодим гонять байкеров, разберемся-ка с машинами. Два сапога пара, и, как выясняется – сапога семимильных. Оба с V8, среднемоторные двухместники, заднеприводные, с электронной трекшн-магией, оба с семиступенчатыми коробками и двухдисковым сцеплением, и развесовка у них почти одинаковая. Болтают, что McLaren принял 458-й за образец динамики и поставил себе задачу сделать MP4-12C лучше во всем. Поэтому 3,8-литровый bi-turbo на McLaren развивает 600 л.с. и 601 Нм, а атмосферный 4,5-литровый на Ferrari – 570 л.с. и 540 Нм. И с динамикой почти то же самое: Ferrari делает сотку за 3,4 с и разгоняется до 325 км/ч, McLaren – за 3,3 и 330 км/ч.

Один Ferrari на один McLaren

Наверное, McLaren чуть быстрее, потому что на 51 кг легче. Но разница даже на бумаге абсолютно мизерная, а на дороге нащупать ее еще труднее. В обоих пробирает до печенок, стоит первый раз дать газу. А Ferrari в режиме “Race” почти абсурдно певуч: он воет, визжит, клокочет и плюется на перегазовке. Ему всегда мало оборотов, он постоянно подначивает. Кончиками пальцев можно почувствовать, какой он легкий и коммуникабельный, инстинктивный и страстный. Истинный Ferrari, короче говоря. Подрулевые переключатели передач – огромные карбоновые серпы на рулевой колонке, обзор слегка ограничен, но для суперкара совсем неплох. А когда он разгоняется, трудно представить себе что-либо быстрее, не считая Veyron.

Но McLaren еще быстрее. Можно сколько угодно рассуждать, спорить и перетирать, но MP4-12C на дороге сразу кажется более быстрым. Лавина энергии, которая прет из турбин на средних оборотах, помогает маленькому Маку опередить 458-й на несколько корпусов. А как только поймешь, что при торможении и в повороте он непоколебимо монументален, позволяешь себе пулять быстрее и чаще. Обзор – без него по-настоящему быстро не поедешь – исключительный, посадка идеальна, маленькие подрулевые рычажки нужно жать уверенно. А подвеска… Думаете, это Ferrari достиг поразительного компромисса между плавным ходом и стремительностью? Прохватите от души на MP4-12C по плохой дороге и убедитесь: он лучше, он более цельный. Более того, о компромиссах тут и речи не идет!

Один Ferrari на один McLaren

Значит, все? Game over? Нет. Ведь “суперкар” – это не просто мастурбация на цифры или доли секунды в разгоне до сотни. В том смысле, что иногда лучше проиграть, чем выиграть некрасиво... Но об этом позже. Сейчас мне интересно, сможет ли современный суперкар угнаться за супербайком. И увидев кучу черных кожаных бактерий, усеявших паб “Крег-Не-Ба”, мы поняли, что место выбрали правильно.

Вот почему мы стоим на мини-трассе на взлетном поле Джерби и наблюдаем, как один из крутых байкеров со смехом дымит шиной прямо в нос McLaren MP4-12C. Его дорожный Honda Fireblade – стандартная модель мощностью 180 коней и с ABS – типичный представитель байков, которые гоняют сейчас по Турист-Трофи. А вот дядька в шлеме далеко не типичен. Дядя в шлеме – 15-кратный чемпион ТТ Джон МакГиннес по прозвищу “Царь Горы”. До тренировки осталась еще пара часов, и Джон приехал помочь Top Gear разобраться. Такое бывает нечасто. В “Формуле-1”, например, – вообще никогда...

Один Ferrari на один McLaren

Через пару часов общения мы понимаем три вещи: во-первых, Джон МакГиннес – один из самых искренних, добродушных и веселых людей, каких только можно встретить в высшем эшелоне автоспорта; во-вторых, на байке он просто ас; а в-третьих – ему понравились обе машины, особенно McLaren.

“Я разогнался от души, а потом оборачиваюсь и – опа! Он у меня на хвосте. У него же четыре колеса, это невероятно… а как он проходит поворот на скорости! На байке в том повороте такая скорость невозможна. В поворотах большего радиуса и на прямиках благодаря лучшему отношению мощности к весу байк его догонит, но такой цепкой дорожной машины я еще не видал”. И это говорит человек, который прошел Турист-Трофи со средней скоростью свыше 209 км/ч. Но удивительное дело: МакГиннес искренне запал. И его поражает траектория машин на Джерби.

Один Ferrari на один McLaren

“Траектории у автомобиля и мотоцикла совершенно разные. Если бы я поворачивал там, где эти машины, я бы никогда не вписался: мотоцикл огибает апекс на трейлбрейкинге, что позволяет проезжать повороты быстрее. Автомобиль может тормозить и на прямой, и в апексе, и открывать газ раньше”.

Но кто быстрее? Есть только один способ узнать – дать ему попробовать. Вот почему я сижу пассажиром с Джоном МакГиннесом. Он снимает шлем и сапоги – поедет в носках – и садится за руль. Складывается, потому что на нем комбинезон, а на хребте там нечто вроде аэродинамической торпеды. И оказывается, что и на машине Джон МакГиннес едет очень быстро. Большинству пилотов требуется круг или три, чтобы привыкнуть к суперкарам. МакГиннесу понадобилось 20 метров.

Один Ferrari на один McLaren

“Ferrari близок к McLaren и звучит отлично, но передок начинает немного скакать, когда выходишь на полную скорость, – говорит Джон, блестя глазами. – Но этот McLaren, это... нечто! Я серьезно думаю, что дорожный мотоцикл с ним не потягается, на дорожных-то шинах. Правда, мой гоночный байк его все равно сделает, но не с таким отрывом, как можно подумать. Я в нем даже вспотел. Какой автомобиль! Класс высочайшей пробы!”

Вот так. Этот человек знает, что говорит, и он сказал: есть автомобили, которые могут соперничать с мотоциклами. Проблема только одна: чтобы обогнать спортивный байк “прет-а-порте” вроде Fireblade Джона, который стоит €13 500, придется потратить около €200 000 на McLaren MP4-12C. Как ни крути, а по деньгам байк побеждает вчистую. Вот черт подери...

Один Ferrari на один McLaren

И все-таки так дело не пойдет. Вопрос – кто лучше, Ferrari или McLaren – пока остается открытым. Вернемся на горный маршрут ТТ, чтобы решить дело между стремительными, как байк, суперкарами и послушать, что скажет народ на предмет кто круче.

Их уже можно четко дифференцировать по дизайну. Некоторым нравятся тонкие чистые линии McLaren, целеустремленность и решительность низко скошенного капота и щелястых задних крыльев. Ferrari более чувственный. Даже, можно сказать, органический: в нем больше насекомого, чем графики. Впрочем, это дело вкуса. Объективности тут быть не может. Хотя стоит отметить, что 458 Italia стоит €197 870 в базе и аж €241 860 в версии, как у нас (ядовито-желтая краска Giallo Tristrata – без малого €15 000, гоночные сиденья и остальное – еще почти €6000), а MP4-12C стоит €192 000, а именно этот, белый – €256 875. У него карбон-керамика за €11 500, спортивная выхлопная система за €4500, карбон в моторном отсеке и на зеркалах – еще около пятерки евро, почти шесть с гаком – за карбоновый диффузор и сплиттер, тысячи три с половиной за колеса, плюс около €13 000 за фенечки в салоне… Могу перечислять и дальше, но, боюсь, количество опций вас просто вгонит в шок.

Один Ferrari на один McLaren

За пару проведенных на острове дней мы склонялись то к одному, то к другому. McLaren более эргономичен и комфортен, салон красив и классно сделан, но... в Ferrari есть ощущение события, которого нет у McLaren. Автомобиль из Уокинга, может быть, внушительнее разгоняется. Но Ferrari так обалденно поет – прибавляя еще воображаемых километров 15, наверное – и у него такая восхитительно естественная приемистость... То, что McLaren на самом деле быстрее, – плюс небольшой. Хотя двести тысяч ты платишь не за то, чтобы тебя обгоняли. Даже если шансы встретиться на дороге у этих двоих меньше микроба...

Один Ferrari на один McLaren

Но все же надо решить. Я бы с радостью плюнул на все и сказал, что эти машины предлагают каждая свое, и что если вы достаточно богаты, чтобы купить одну, то, может, раскошелитесь и на другую. Но для меня главное в том, как выдается энергия. И я хочу, чтобы McLaren получил чувственность и порывистость 458-го. Я не хочу быть “владельцем Ferrari”, и очевидное внимание McLaren к деталям и ореол загадочности ему зачтутся. Но по мне турбонатура MP4-12C не катит. Он немного напоминает – и не спорьте! – Nissan GT-R ценой около €70 000. Изумительный агрегат! Но всегда чувствуется, что это – агрегат. Не поет. И не будоражит, как Ferrari. Или как McLaren, раз уж на то пошло. Будь MP4-12C атмосферной дивой с оперным голосом, это была бы другая песня. Но он никогда не работает с таким упоением, как Ferrari, который дарит эмоций и больше, и чаще. Чтобы прочувствовать магию MP4-12C, надо уйти в него с головой. А на Ferrari сияешь от счастья, не разогнавшись и до сотни.

Один Ferrari на один McLaren

Поэтому мы отставим эмпирически лучший автомобиль и назовем победителем тот, который берет за душу, – Ferrari 458 Italia. Потому что нередко победа – это не только скорость.

Текст Том Форд Фото Пол Баршон
Top Gear

Что скажете?

Комментировать 0