Принц Датский Zenvo ST1

1100-сильный Zenvo ST1. И родом он из Дании. Top Gear везет Стига на встречу с его новым любимцем

Принц Датский Zenvo ST1

Нельзя просто прыгнуть за руль 1100-сильной машины и тут же рвануть с места. Я не настолько нахален, а сопровождающие из Zenvo не настолько глупы. Или наоборот. Как бы там ни было, а необходимо хоть какое-то предполетное знакомство, небольшая репетиция, что ли.

Как выясняется, ничего сложного нет. Zenvo ST1 непристойно мощный, но он создан быть послушным. Это одно из самых классных его качеств.

За рулем сидит дядька по имени Трёльс – образец типичного скандинавского спокойствия. Семилитровый V8 скромно и миролюбиво держит холостые на отметке 800. Вдруг Трёльс слегка подгазовывает, и обороты взлетают и падают так рьяно, что пульс тут же пытается разорвать вены. Под смачную стрельбу выхлопа... В тот же день – чуть позже – он выпалит метровым языком пламени. Zenvo похож на машины NASCAR: так же громогласен и мгновенно впадает в ярость. Но гораздо изящнее одет и лучше воспитан.

Принц Датский Zenvo ST1

Едем. Трёльс комментирует: “Видите, все легко. Сцеплением работать легко, легко переключать передачи. Заметьте, он вполне комфортен и тих, на 130-150 км/ч мы вполне можем разговаривать. То, к чему мы стремились, – к суперкару, годному на каждый день”.

Действительно, и поговорить можно. Автомобиль удивительно цивильный. Да, дорога прямая и гладкая, но не слышно ни единого “сверчка”, которые обычно выдают малосерийность суперкара. И ничто не наводит на мысль, что они сняли с себя последние штаны, чтобы сделать этот звездолет. На шестой передаче он тихо ворчит, на 110 км/ч оставаясь на 1300 оборотах. В самый раз для межгалактических путешествий.

Но вот Трёльс притапливает газ, и происходит нечто… непонятное. Нет, он не просто супербыстрый автомобиль. Это, натурально, машина времени! Когда Трёльс пришпоривает Zenvo, я хохочу во весь голос, как ребенок. Или как человек, впервые полетевший на реактивном истребителе. Честно говоря, поначалу испытываешь шок.

Разгон до сотни – меньше 3 секунд, а максималка ограничена – ха! – 375 км/ч… По ощущениям, он прет намного резвее. Срывается с места и превращается в луч, пронизывающий пространство и время. На 4500 оборотах мотор Zenvo и его турбослуги всасывают и нагнетают с какой-то прямо-таки промышленной силой. Понятия не имею, какая скорость сейчас, но кажется, что разгон не прекратится, пока мы не прорвемся сквозь горизонт...

Принц Датский Zenvo ST1

Переборщил с эмоциями, знаю. Но Zenvo – он такой. Кто-то перекурил травы или неавтомобильная Дания решила одним мощным ударом прорваться в элиту суперкаров? В датском происхождении Zenvo есть нечто более интригующее. А что вообще вы знаете о Дании? Бекон и Копенгаген? Гамлет, принц Датский? В 2008 году в мировом рейтинге коррупции Дания числилась наименее коррумпированной страной. А недавно заняла второе место в рейтинге миролюбия. Как и другие скандинавские страны, она – образец социальной справедливости. Процветающее государство с беспримерной государственной медициной. Но датчане платят за это увесистым 65%-ым подоходным налогом, и какой-нибудь несчастный BMW 3-Series стоит там заоблачных денег. Самая известная датская автокомпания – тюнинговое ателье Kleeman, работающее с Mercedes. А Том Кристенсен, восьмикратный чемпион Ле-Мана – самый известный датчанин в автоспорте.

Так что Zenvo запросто мог бы оказаться полным фуфлом. Но благодаря гениальности соучредителей – Йеспера Йенсена, Трёльса Воллертсена и Лассе Стенкильде – случилось иначе. Воллертсен – инженерный мозг всего дела. В его послужном списке – кузовные гонки, ралли и ралли-кросс. Он тюнингует машины, у него прочная репутация и серьезная клиентская база на Ближнем Востоке. Йенсен – гений IT и предпринимательства. Он изловчился продать свою компанию в удачный момент и здорово навариться. А Воллертсен выжал из AMG Mercedes CLS 55 Йенсена 640 л.с. и стал уговаривать его вместе поработать над своим спорткаром. Проект Zenvo – “название понимайте, как угодно”, говорит Йенсен – был запущен в 2005 году. В 2008-м в сети появились изображения машины.

Принц Датский Zenvo ST1

“Все ради нее. Мы не для себя это делаем. Понятно, в Дании нет сильной автодизайнерской и конструкторской базы. И мы решили, что пока не закончим, ничего не расскажем. Сначала даже наши поставщики и партнеры были настроены скептически. Но, начиная проект, мы были при деньгах и заплатили им вперед. А когда они увидели законченный автомобиль, то сказали: «Теперь мы вам верим, да, мы с вами однозначно!»”

Шасси ST1 и компоновка были утверждены раньше, чем в голове Йенсена зародились сногсшибательные обводы. Гордон Мюррей делал свой McLaren F1 так же. Хотя этот автомобиль подчеркнуто не трековый, большая часть его “железа” сродни гоночному болиду. Кузов – стальная пространственная рама с карбоновыми панелями. Трансмиссия – 6-ступенчатая механика от Ricardo. Подвеска – двойные V-образные рычаги спереди и сзади, с регулируемыми газогидравлическими амортизаторами Ohlins. Тормоза – перфорированные стальные диски с шестицилиндровыми суппортами от Brembo, 380-миллиметровые спереди и 280-миллиметровые сзади. Огромные шины Michelin Sport Pilot, сзади 335/30 на 20-дюймовых, а спереди – 265/35 на 19-дюймовых легкосплавных дисках. Прототип, на котором мы катались, весит 1426 кг. Воллертсен обещает, что вес первой конвейерной машины снизится до 1376 кг. Пресс-релиз заявляет о 802 л.с. на тонну. По сравнению с 446 л.с. на тонну у Veyron – неслабая заявка.

Больше всего интригует мотор. Здесь стоит 16-клапанный 7-литровый V8. Велик соблазн подумать, что он состоит в родственных отношениях с мотором Corvette Z06. И это верно. Но при этом он достаточно уникален, чтобы на Zenvo смогли заявить, что сделали мотор сами. “У GM есть вещь, которая называется блок LSX, – говорит Воллертсен, – но он стальной и слишком тяжел. Мы сняли размеры и сделали собственную версию из алюминия”.

Принц Датский Zenvo ST1

Затем они воткнули туда нагнетатель Eaton и турбину Garrett. Компрессор улучшает эластичность мотора на низах, создавая постоянное давление в 0,4 бар. Турбина поднимает мощность на высоких оборотах, развивая 1,4 бар при максимальной нагрузке. Все это вместе создает удивительно ровную полку крутящего момента. Да, а на 4500 оборотах он прямо-таки сейсмический – 1430 Нм! И чумовые 1100 коней на 6900 об/мин... Однако датчане сохраняют ледяное спокойствие.

“Нас не волнует максимальная скорость, – с непроницаемым выражением лица говорит Йенсен. – Мы никогда не зарубались на цифрах. Начали с 1500 л.с., затем снизили мощность до нынешнего уровня. Гонки мощностей и максималок – не наше. Это просто понты. Для нас же важны дизайн и управляемость”.

Да уж, 1100 л.с. и управляемость поженить нелегко. Но когда мы направляемся на встречу с одним чуваком в белом комбезе, пилотом от Бога (такой жары не боятся только бешеные собаки и мы со Стигом), покладистость звездолета поражает. Здесь стоит двухдисковое сцепление от AP Racing. Взвинчивать обороты до предела на старте не приходится. Алюминиевому рычагу коробки нужна твердая рука, но особых усилий не требуется. В самих переключениях ничего особенного, но им чуток не хватает той самой интимности, присущей супреркарам. Однако если подумать, какая мощь там гуляет, то воспринимается это нормально. Хотя сейчас фирма Xtrac разрабатывает “ушастую” систему – необходимая уступка более озабоченным имиджем целевым рынкам.

Принц Датский Zenvo ST1

При всей гипермощи ST1 демонстрирует свои динамические способности удивительно толерантно. Воллертсен говорит, что машина “органична” и у нее нет желания нагадить драйверу. “Мы стремились избежать «эффекта кетчупа»: ничего, ничего, ничего, а потом плюх! – и вся бутылка в тарелке”, – говорит он.

Все 1100 единиц своего горячего “кетчупа” Zenvo подает очень равномерно. Но когда педаль газа уходит в пол, момент переполняется драматизмом. Стремление вперед фантастически, почти космически беспредельно и сопровождается гипертрофированно брутальным звуком. Внутри он – как электрогенератор. А если слушать его снаружи, он ревет и рявкает так, словно выкачивает первородную силу из центра Земли. Любовь накрывает тебя сразу и целиком.

Есть три режима: “мокрая дорога”, “спорт” и “гонка”. Мощность последовательно увеличивается путем изменения схем работы нагнетателей и выхлопной системы. В обычном режиме задействованы всего 650 коней, но сразу становится ясно, что под тобой автомобиль особенный. В режиме же “спорт” Zenvo рвет к горизонту с такой яростью, что глаза лезут на лоб. В “гонке” тебя просто пришпиливает к сиденью, а уши и другие мягкие части физиономии сползают к затылку, как у бассета в аэродинамической трубе.

Принц Датский Zenvo ST1

Поворотов здесь мало, но руль и вход в поворот у ST1 сверхточные: от упора до упора у руля всего полтора оборота. Сцепление с дорогой тоже хорошее, несмотря на колоссальную мощность. Испытаний в аэродинамической трубе еще не было (и это немного пугает), но полный анализ в CFD говорит, что прижимная сила на высокой скорости – не проблема.

Стиг немедленно это выясняет. Как обычно, он внезапно материализуется из самого сердца пустыни и требует остановиться. Отбирает ключи и уносится. Перед тем как исчезнуть за холмом в километре от нас, он делает пару переставок. Возвращается минут через 20. Выйдя из машины, он поворачивается и смотрит на ST1. Мне кажется, я вижу, как его передергивает. Машина остается остывать, потрескивая и излучая жар, а он удаляется в направлении промзоны.

Честно говоря, выжимать мегамощность из старых V8 большого объема не так уж и сложно. Этим сейчас занимается куча мелких фирм, удовлетворяя жадный спрос подсевших на количество л.с. клиентов в Германии, на Ближнем Востоке и в США. Но Zenvo отличает качество исполнения. И внешность.

Для маленькой компании это отличная профессиональная работа. Лучшая с тех пор, как в мир в 2003 году ворвался Pagani. Йенсен признает, что у него был миллион идей, но он решил доверить форму Zenvo рукам бывшего дизайнера Alfa Romeo, выпускника Королевского Колледжа Искусств Кристиана Брандта. Брандт описывает нордический дизайн как “последовательный”. И признает, что на таком уровне просто немыслимо экономить на качестве. Сиденья великолепны, посадка водителя и компоновка салона удивительно удобны (Йенсен – мужик крупный). Качество отделки салона тоже особой критики не вызывает. И клеем он не воняет, как многие ему подобные.

Как и стилистика экстерьера. Чем дольше на него смотришь, тем больше он нравится. Угла, под которым он был бы некрасив, просто не найти. В длину автомобиль размером с Porsche Carrera GT или Lamborghini Murcielago. Можно считать, что они показали “фак” взрослым пацанам. В его сложном, но взаимосвязанном рельефе я вижу что-то от 458 Italia, Maserati MC12 и Audi R8. Но никакой критики, наоборот. Лассе Стенкильде, самому скромному из трех владельцев Zenvo, который руководил постройкой ST1, – респект и уважуха!

Zenvo жив-здоров. После долгого дня в пустыне ничего не расплавилось и не отвалилось. “Мы предложили денег и пива нескольким нашим испытателям, чтобы они поиздевались над карданом и сцеплением по полной, – сказал Дженсен, – но до сих пор ничего не сломалось”.

Текст Джейсон Барлоу Фото Джо Виндзор-Вильямс

Что скажете?

Комментировать 0