Первый Local Motors сделан всем миром

Это раллийный боец… Rally Fighter - автомобиль, который появился после игры в камень-ножницы-бумага

Рядом со мной прямо оживший Экшн Мэн: безупречная улыбка и прическа, зеленый комбинезон десантника – Джон Би Роджерс-младший, бывший снайпер ВМФ США, а до того управляющий хедж-фонда, а теперь глава совета директоров Local Motors. Когда мы в самодельном багги подъезжаем к первому трамплину на скорости 80 км/ч, он спокойно и как будто небрежно говорит: "Прижимай голову к подголовнику. Мы взлетим на четыре с половиной метра и пролетим метров двадцать". Потом выжимает до отказа газ, и Local Motors Rally Fighter, сконструированный и построенный сообществом обычных людей, таких как я и вы, летит все выше и выше в теплый аризонский вечер. Это его первое плавание.

Мы летим в воздухе, и это очень хочется назвать прыжком с завязанными глазами, потому что автомобиль еще далеко не закончен. В салоне такое творится – думаешь, что увитый проводами салон DeLorean из "Назад в будущее" был в идеальном порядке. Поэтому сразу ждать благополучного приземления, верить, что автомобиль не превратится в огненный шар, коснувшись земли, кажется неразумным. Но я не очень волнуюсь, потому что сел в Rally Fighter на его первый заезд, после того как целый день рассматривал его и изучал уникальную модель бизнеса, благодаря которой он существует. Джей, как называют Джона друзья и коллеги, отлично поработал и на испытаниях, и в кабинете директоров. Все будет хорошо…

Первый Local Motors сделан всем миром

Три года назад, с бюджетом, которого не хватило бы и на дизайн гаек на колеса нового джипа Ford, возникла идея создания Local Motors, блестяще простая. Позволить людям самим создавать и строить автомобили своей мечты. Инновация тут не в том, что весь процесс конструирования происходит онлайн и открыт для комментариев, хотя это ключевая часть всего предприятия. Инновация в том, что Local Motors отыскал лазейки в законодательстве, чтобы такой автомобиль можно было построить и ездить на нем по дорогам.

Вкратце: если владельцы построят свой автомобиль сами из деталей, одобренных правительством, они имеют законное право ездить на нем по дорогам, как на любой другой машине. Получается, Local Motors только создали завод, где клиенты могут строить свои Rally Fighter под надзором их специалистов.

Первый Local Motors сделан всем миром

Чтобы все это заработало в будущем, с точки зрения логистики и финансов, для начала они построят на заводе в Фениксе только Rally Fighter. Но Джей считает, что на этом заводе можно одновременно строить до четырех моделей из тех, что заказали будущие клиенты на сайте LM. И, кроме того, сейчас есть только один микрозавод, но запланировано открыть в США еще несколько.

Как будут выбирать следующие машины для марки LM? Да так же, как и этот Rally Fighter. Многие присылают свои проекты, сообщество голосует, выбирая лучшие, и один, который больше всего нравится LM, идет в производство. Заранее продуманы алгоритмы, чтобы люди не хитрили, организуя группы поддержки своих проектов на Facebook и чтобы идиоты, помешанные на том, чтобы оставить первый комментарий, не тратили ничье время. К тому же люди, которые постоянно делают полезные критические комментарии, получают высокую оценку. "Когда речь заходит о том, чтобы построить машину, - говорит Джей, - нет единодушного хора. Можно быть за, и можно - против, но нужно это обосновать". То есть, говоря прямо, "если не врубаешься, лучше молчи".

Первый Local Motors сделан всем миром

Rally Fighter, сконструированный Саньхо Ким (недавно его взяли дизайнером в GM), выбрали построить первым. Он вошел в семь дизайнов, выбранных на сайте из 7000. "Мы рассмотрели все проекты, и в некоторых предлагалось построить лучшую версию существующего типа автомобиля, - говорит Джей. –-Мы не этим занимаемся. Если представить, что все современные автомобили - камни в банке, то между ними есть свободное место. Мы хотим построить нишевые машины для тех, кто живет поблизости, и они как раз войдут в эти промежутки. Автомобили, каких сейчас не делают. Если строить минивэны или пикапы лучше, чем есть, в этом деле будет сложно конкурировать с истеблишментом".

Поэтому, добавив в дизайн своих тараканов – в том числе сделав автомобиль достаточно большим, чтобы он был безопасен, и убедившись, что проектом заинтересовались люди, в тех местах, где не так ненавидят автопром, как в помешанной на экологической чистоте Калифорнии, – Джей просмотрел финалистов и выбрал Rally Fighter. Однако никто не воспринимал его всерьез. "Сначала люди просто игнорировали меня. Мы не могли убедить покупателей, что действительно построим машину".

Разница между тогда и сейчас в том, что у Local Motors теперь в 10 раз больше проектов, из которых можно выбирать – 60 000, и 7000 участников вместо 600. Кроме того, они полностью включили в дело не совсем святую троицу: Twitter, Facebook и YouTube. Общий результат всего этого и таких статей, как наша, в том, что сейчас 108 человек выложили удивительно малюсенький начальный взнос: $99, чтобы забронировать место в списке на машину.

Первый Local Motors сделан всем миром

За $50 000 эти люди, что живут в четырех часах езды от микрозавода, сами построят за пару длинных выходных автомобиль для гонок по пустыне “Баха 1000”. Rally Fighter похож на внука концепта Fiat Enduro 1996 года, у него переднемоторная компоновка, задний привод, стальная пространственная рама, одетая в армированный пластик. Девяносто пять процентов деталей взяты из современной корзины с запчастями (много Ford, немного Mercedes, чуть-чуть Mazda и Honda), а Local Motors строят раму, кузов и стекла. Автомобиль весит всего 1497 кг или примерно как 3-Series BMW, и размеры шасси у него как у суперкара: колесная база 2921 и ширина 2057 мм.

Подвеска, которая, похоже, может и мост через речку поддерживать, та же мега-сложная система Fox, как и у бешеного пикапа Ford Raptor, с 46-сантиметровым ходом спереди и 51 см хода сзади. Или как у большинства джипов Trophy, примерно. Высоту подвески можно регулировать. На этом прототипе стоит дизельная рядная "шестерка" BMW, взятая из 335d, но первые серийные экземпляры будут оснащаться 430-сильным бензиновым мотором GM LS3 V8 E-Rod, который ставят хот-роддеры по всей Америке. Как бы мне ни нравилась идея дизеля – она маловероятна. Позже будет еще один мотор BMW, говорит Джей. Это автомобиль для людей с горячей кровью, ищущих бензинового кайфа, если вообще такой возможен.

Сейчас автомобиль напоминает двухместное купе-внедорожник, но когда он будет закончен, Fighter сможет напугать своими прыжками четырех взрослых. Кузов не покрашен: так экологичнее и дешевле, он обклеен пленкой - получилось очень круто. На пленке может быть любой рисунок - все, что пожелает владелец. Но Джей говорит, что возможности не безграничны. Он не позволит лепить на Rally Fighter неудачные отпускные фотки, пока тот не выйдет из стен завода. "Но потом я не смогу их остановить…" - говорит он с грустью.

Первый Local Motors сделан всем миром
Первый Local Motors сделан всем миром

Тем временем, в воздухе, в 4,5 метрах над полигоном Local Motors мы прицеливаемся к месту первого приземления. Глядя, как на меня стремительно летят земля и асфальт, я готовлюсь к жесткой посадке, но зря. Когда передние амортизаторы мягко впитывают 46 см хода, ощущение такое, как будто мы ныряем в большую яму с перьями, единственная неприятность – незакрепленные приборы болтаются в собранной на скорую руку передней панели.

С облегчением, что мы закончили этот испытательный полет, который был очень похож на первую попытку братьев Райт, я расслабляю шею настолько, что могу взглянуть на Джея. "Ну как?" - спрашивает он, улыбаясь. "Думаю, надо еще разок", - я повышаю голос, салон ведь без шумоизоляции. "Да нет, я о Rally Fighter", - он сверлит меня испытующим взглядом. "А! Фантастика!" - отвечаю я, и мой голос присоединяется к хору голосов, который будет эхом звучать в США и по всему миру каждый раз, когда кто-нибудь поедет в первый раз на Local Motors, который он сам сможет сконструировать и построить.

ТЕКСТ: ПЭТ ДЕВЕРО. ФОТО: ДЭНИЕЛ БЕРН

Что скажете?

Комментировать 0