Тайное искусство шикономии

“Красивый”, “увлекательный” и “дешевый в содержании”, “практичный” раньше были взаимоисключающими понятиями. Но все меняется…

Банальная истина №1: каждому не угодишь. С одной стороны, есть ты, который хочет восхитительно непрактичное купе, желательно с V8 и встроенным хьюмидором. А есть семья, которой нужно что-то, куда можно забраться без интенсивных тренировок по йоге. И наконец, есть банк, который хочет нечто, что ездит на воде и не выбрасывает в атмосферу ничего, кроме налоговых деклараций в трех экземплярах. На всех не угодишь. И потому банальная истина №2 гласит: в жизни приходится идти на компромисс.

В случае с автомобилями большинство разумных реалистов выбирает по следующим критериям: симпатичный автомобиль, способный несколько развлечь в долгом пути по извилистым дорожкам, но при этом достаточно практичный. Да, и чтобы дешевые страховка и обслуживание, и низкий налог. Ну, по крайней мере до сих пор было так.

Тайное искусство шикономии

Однако Mini только что выпустил Cooper SD, VW – Scirocco Bluemotion TDI, а Citroen – DS3 1.6 HDi DSport. Все трое – довольно шустрые хэтчбеки с интересной управляемостью, безусловно стильные и, разумеется, дизельные – с заявленным расходом в смешанном цикле меньше пяти литров. Пять литров на сто километров?

Такое заставляет Top Gear немедленно и цинично-подозрительно вскинуть бровь. Горький опыт гласит: после наслаждения интересной управляемостью вас ждет похмелье от несоответствия заявленных цифр реальному аппетиту. Да и вообще: широта и разносторонность талантов означают, что они размазаны тонким слоем. На все руки мастер, как правило, оказывается обычным халтурщиком с творческим подходом к саморекламе. Все, кто сейчас врет о расходе топлива, поднимите руки...

Mini Cooper SD – самый новый автомобиль, нахально сверкающий шильдиком “Cooper S”, который прежде украшал только самые зажигательные Mini-версии. А это дизель. То есть он скорее экономичен, чем увлекателен: бережливость тут важнее динамики. Но опять же двухлитровый примус от материнской корпорации BMW развивает 145 л.с. и 305 Нм. Этого достаточно, чтобы по определению кайфовый Mini разгонялся до сотни чуть дольше восьми секунд и выжимал 215 км/ч. До бензинового Cooper рукой подать! Но при этом – 4,3 л/100 км в смешанном цикле.

Тайное искусство шикономии

Конечно, этот Mini больше напоминает Mini Среднего Возраста и уже давно перестал быть любопытной редкостью, но это совершенно внеклассовая, стильная маленькая машинка примерно за €23 000. Заметьте, в меню у Mini есть опции на любой вкус, и если разгуляться, то можно набрать больше, чем сумеешь съесть. И Cooper SD в такой шикарной комплектации, как на наших фото (все в шашечку), – серьезная угроза кошельку: €28 700.

Новый VW Scirocco Bluemotion, с другой стороны, тоже недешев в базе (€22 100), зато у него приличная стандартная комплектация. Хотя именно этот с парой опций стоит €23 500 и вылезает Mini почти под его лупоглазый нос. Он чуть более изысканный и менее заводной, чем Mini. Но учитывая, что Scirocco похож на изящное купе и отлично управляется, мы больше заинтересованы в 140 л.с. и 320 Нм, чуть менее бойком разгоне до сотни (за 9,3 с) и максималке 210 км/ч. Итак, он помедленнее Mini, но большей частью из-за веса: дизельный Scirocco весит 1379 кг, а Mini – однозначно более разумные 1225 кг.

Если же искать легкий, красивый и эффективный автомобиль, то невозможно пройти мимо Citroen DS3 1.6 HDi DSport. Маленький Citroen уступает в мощности соперникам: не настолько продвинутый мотор развивает всего 110 л.с. и 270 Нм. Он медленнее разгоняется до сотни, почти за 10 с, и обладает максималкой в 190 км/ч. Но и вес у него невелик – 1050 кг. То есть он кажется гораздо более быстрым и живым, чем можно судить по этим цифрам. И еще он – самый естественно современный из трио и самый выгодный. Базовый DSport с этим движком стоит всего €18 500. Наш автомобиль слегка наворочен и тянет на €20 500: немалая доза легкого городского шика за разумные деньги. Недешево, но неплохо.

Тайное искусство шикономии

Ну а как они в деле? Первым делом заправимся под завязку. Реальные способности измеряются в литрах на сто километров – какой смысл в скромном расходе, если бак так мал, что придется то и дело сворачивать на заправку? Mini насыщается быстрее всех. Всего 40 литров под горло, и борткомпьютер пишет, что топлива хватит на 690 км. Хорошо, но не так чтобы очень. DS3 следующий, с более разумным 48-литровым баком и 820 км до заправки. А своим относительно объемистым 55-литровым баком Scirocco побил всех: он предсказывает 860 км, приблизительно основываясь на расходе за несколько уже пройденных километров.

В вялотекущем трафике на главных шоссе с ограничением скорости и на крейсерском ходу на автострадах с разделительной три машины существенно повышают свой предполагаемый километраж до заправки. При этом все три дружно показывают 3,7 л на сотню – благодаря длинным передачам коробок и тяговитым дизелям. Скучновато, но если ехать правильно, то вся троица цедит топливо через соломинку, а не глотает взахлеб. DS3 кажется легче и субтильнее по сравнению с Mini, но обоим далеко до Scirocco с его мастерским умением плыть по транспортным артериям с мягким комфортом большого автомобиля.

VW очень похож на своего донора – Golf пятого поколения: спокойный, комфортный и способный, особенно с подвеской Adaptive Dynamics, настроенной на Comfort. А Mini и Citroen на автостраде как-то не очень в своей тарелке: порывисты и менее уверенны, ход немного дерганый. Однако имейте в виду, что всем троим щедрый момент турбодизеля обеспечивает приятные ощущения на крейсерской скорости. В DS3 надо сбросить на передачу вниз, а Mini и VW охотно тянут на шестой, но вообще в долгой дороге тишина и увлекательность очень приветствуются. Все три машины замечательны.

Тайное искусство шикономии

Итак, сотня километров беспечного и экономичного плавания позади, пора в улей Бирмингема. На первом светофоре и Scirocco, и Mini немедленно вырубили моторы. Обе машины оснащены опционной системой “стоп/старт” и рекуперационными тормозами. Двигатель заводится, как только выжмешь сцепление, чтобы включить передачу, – на обоих это работает замечательно. Вскоре глохнуть и заводиться в трафике кажется совершенно естественным. Спустя два часа в городе Mini и Scirocco показывают соответственно 5,1 и 5,5 литра – впечатляет! Нежно-голубой DS3 не оснащен ни системой “стоп/старт”, ни этой самой рекуперацией, хотя не так уж это и важно. Маленький Citroen не только привлекает больше всего внимания, но и за тот же путь показывает 4,6 л/100 км. Хотя на светофорных стартах он кажется шустрее и резвее. И это тоже впечатляет...

Mini в городе тоже блеснул. Смачный момент с самых низов и удивительно звучный дизель: гонять на нем – удовольствие ни с чем не сравнимое. Добавьте невероятно точный руль и жестковатую подвеску, и Mini становится городским автомобилем по умолчанию. Scirocco? Ничего себе так. Но он кажется не таким легким и острым, как два других. В нем больше достоинства. Все бы хорошо, но слепые купешные зоны в большом городе словно вырастают, и из-за этого VW производит впечатление менее маневренного.

Тайное искусство шикономии

С городом покончено, теперь – в Уэльс. В конце концов, если гнать их по извилистой дорожке не более интересно, чем отару овец, тогда они не пройдут по одному из главных параметров нашего теста. Поэтому мы поворачиваем на запад и – газ в пол!

Главная новость – все три машины увлекательны. Конечно, деваться некуда и приходится ехать в дизельном стиле: брать передачей выше и разгоняться на моменте низов, а не на мощности верхов. Но все равно рот весело растягивает щеки. И это не деревянный адреналиновый оскал, как в реально горячем хэтче или быстром седане, но определенно кайф. Да и риск убраться в дизельном хэтче меньше.

Тайное искусство шикономии

Scirocco весь день ведет себя безупречно, даже в спортивном режиме он недурно фильтрует ухабы. Резвый, а не быстрый, он все равно предлагает приличную порцию чуть более трезвого удовольствия. DS3 никогда не отстает и кажется искристым и жизнерадостным, хоть и высоковатым. Звук у него характернее, чем у остальных, он чуть менее приемист, и его надо кочегарить, но ходовая просто великолепна в основе. И на лице появляется улыбка – хотя были опасения, что нарисуется ироническая гримаса.

А Mini сделал обоих… да, он реально заслуживает шильдика Cooper S. Жмешь кнопку Sport, руль и сиденья становятся конкретно информативными, мотор издает бодрое жужжание. SD ярко напоминает, почему Mini так любят до сих пор. Да потому, что он крут! Мы провели полдня в переключениях на полном газу и вообще вытряхивали из машин душу ради одного лишь кайфа. Никто не ожидал, но в конце этого трэша Mini SD зарегистрировал достойные 6,2 литра, Scirocco Bluemotion – близкие 6,1, а DS3 – просто поразительные 5,3! В среднем у Mini и VW вышло пять литров на сотню, у DS3 – четыре.

Тайное искусство шикономии

Но мы бы взяли Mini. Комбинация кайфа на шоссе, удобства в городе и настоящего духа Cooper означает, что этот автомобиль примирит с дизелем людей, которые водить машину любят не меньше, чем считать деньги. Рискую изречь банальную истину №3, но плохишей здесь нет. Больше не нужно жертвовать тем, чего тебе хочется, в угоду тому, что тебе надо. Эх, жаль, ни один из этих дизелей в России пока не доступен...

Компромисс, говорите? Да какой, к черту, компромисс!

Текст Том Форд Фото Барри Хейден
Top Gear

Тайное искусство шикономии

ЦИФРЫ/ФАКТЫ
VW Scirocco Bluemotion

Цена (Германия) €22 100 (+ опции на €2400)
Двигатель 1968 см3, 4 цил., турбодизель, 140 л.с., 320 Нм
Динамика 0-100 км/ч за 9,3 с
Максималка 210 км/ч
Трансмиссия 6-ступ. механика, передний привод
Масса 1485 кг
Расход 4,5 л
Бак 55 л

ЦИФРЫ/ФАКТЫ
Citroen DS3 1.6HDI DSport

Цена (Германия) €18 500 (+ опции на €2000)
Двигатель 1560 см3, 4 цил., турбодизель, 110 л.с., 270 Нм
Динамика 0-100 км/ч за 9,8 с
Максималка 190 км/ч
Трансмиссия 6-ступ. механика, передний привод
Масса 1050 кг
Расход 4,5 л
Бак 48 л

ЦИФРЫ/ФАКТЫ
Mini Cooper SD

Цена (Германия) €22 200 (+ опции на €6500)
Двигатель 1995 см3, 4 цил., турбодизель, 145 л.с., 305 Нм
Динамика 0-100 км/ч за 8,1 с
Максималка 215 км/ч
Трансмиссия 6-ступ. механика, передний привод
Масса 1485 кг
Расход 4,3 л
Бак 40 л

Что скажете?

Комментировать 0