Супертест: Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo

Говорят, LaFerrari появилась из ниоткуда, ничто не связывает ее с прошлыми Ferrari. Это ложь. И вот почему…

Представьте воссоединение битлов: Джона, Пола, Джорджа и Ринго.

Этот саммит проходил у нас под кодовым названием “родная кровь”, но “континуум” подходит лучше. Наблюдая, как четыре священных автомобиля выкатывают из трейлера, мы воочию увидели: LaFerrari – часть непрерывно развивающейся мифологии, самой лучшей и правильной в автопроме. Porsche близко, но, если уж на то пошло, сладкозвучные итальянцы теснят тевтонских технократов.

Скелет LaFerrari – из разных сортов карбона. Некоторые сорта исключительно редки: один используется лишь на самых современных истребителях, другим армируют центрифуги, в которых обогащается уран. Но не меньшим новый гиперкар Ferrari обязан и наследию четырех предков. Так что вернемся-ка на 30 лет назад в прошлое, в 1984 год, когда был выпущен 288 GTO.

Супертест: Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo

Из чего получился 288 – вполне очевидно. Но гены 308 портят его не больше, чем GTO 1962-го портили гены 250GT. 288 предназначался для “Группы Б”: каркас из высокопрочной стали, кевлар, волокно и алюминий. 32-клапанный V8 в 400 л.с. и 2855 кубиков стоял продольно, что позволяло эффективнее расположить коробку и две турбины IHI. Хотя боссу ателье Pininfarina Леонардо Фьораванти пришлось на 11 см вытянуть колесную базу и расширить колею.

В 1984-м не было ABS, трекшн-контроля и полного привода. Но в 1986-м возник Porsche 959 с его супертехнологиями. Через три года появился F40 – последний Ferrari, созданный под личным руководством Коммендаторе. В нем использовались современные формульные фишки: стальная трубчатая рама с кевларовыми и карбоновыми панелями. 2936-кубовый V8 с двумя турбинами развивал 478 л.с., разгоняя F40 до сотни за 4,1 с. Но разила всех наповал максималка – 323 км/м. В 1987 году это было нечто! Соперники пали.

Супертест: Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo

По часовой: 288 GTO, F40, Enzo, F50

F50 и Enzo стали продуктом стремительно взрослеющей культуры суперкаров. Enzo уже 12 лет – даже не верится! И все же его кузов, вдохновленный болидами F1, и сейчас кажется гостем из будущего. Это по-прежнему одна из самых эпатажных работ Pininfarina – и наименее чувственный Ferrari. В 2002-м мир всерьез оплакивал конец “прекрасных Ferrari”, но исключительный драматизм Enzo стал достойной заменой эстетике. 6-литровый V12, 660 л.с., ультралегкий и жесткий монокок – это невероятно эффективный дорожный снаряд, над которым в расцвете карьеры поработал Шумахер. Безупречное происхождение.

F50 почти 20 лет, всю жизнь он был в тени. F50 – Ринго, без которого нет “Битлз”. Он пришел в мир, перевернутый виртуозным F1 Гордона Марри, и стоил примерно вполовину дешевле McLaren (£329 000 против £540 000). 323 км/ч были его потолком, тогда как F1 мог показать 386 км/ч. V12 – родня потрясному 641/2 (мотору болида Алена Проста 1990 года) – был частью несущей конструкции. Но гений Гордона Марри затмил этот Ferrari.

Супертест: Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo
На F50 я посреди трека поймал себя на том, что матерюсь во всю силу легких

За этот тест мы должны благодарить Карима Саида, знатока и любителя Ferrari. По его словам, на планете всего полсотни людей могут похвастать тем, что собрали все четыре машины. За много лет в его руках побывало множество Ferrari (308 GT4, 308 GTB и 512 TR). F40 живет у него дольше прочих. Карим говорит, что объездил на нем всю Европу. В 2011 году в Германии нашелся F50. “Полгода мы искали на него шины Pirelli”, – говорит Карим. В прошлом году коллекция пополнилась Enzo и 288 GTO. Я редко встречал владельца суперкара, который бы так страстно любил, уважал и знал свои машины.

“Ferrari неповторимы, – говорит Карим. – Мне не нравится дизайн McLaren F1 и то, что у него мотор BMW. А у Pagani – AMG. Ferrari же все делает сама”.

F40 манит меня сильнее всего. Все крылья, ребра и воздухозаборники – на своих местах, силуэт ладный, не карикатурный. Двери очень легкие, сиденья и ремни гоночные, а передняя панель полна издевки над современной страстью коннектить все со всем.

У звука F40 потрясающий объем. У тебя учащается пульс, напрягаются мышцы и жилы. Но физически автомобиль требует от тебя не больше, чем любая дорожная машина: будь внимателен или пеняй на себя.

Супертест: Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo

Да, сцепление зловредное, синхронизаторы непокорные, а коробка ужасает, если ты вырос на подрулевом переключении. Турбины раскручиваются со старомодной драмой: с оглушительным свистом и ударом в спину. Но когда сработаешься с ним, он позволит тебе стать ключевым звеном в цепной реакции, которая восхитила бы Эйнштейна или Оппенгеймера. Руль бьется в руках, шины изворачиваются, цепляясь за асфальт. Автомобиль пульсирует жизнью. Разгон в F40 напоминает эпизод из “Криминального чтива”, когда Траволта всаживает шприц с адреналином в грудь Умы Турман.

Если F40 – из 80-х с прицелом на 90-е, то 288 GTO не может скрыть нутро 70-х. Так что для начала он прекрасен. Неоспоримое очарование. На холостом ходу он звучит так, будто у него четыре цилиндра, что характерно для Ferrari c V8 и плоским коленвалом. Он гудит и вибрирует. Водить его легче, чем F40, и хотя турбин тоже две, он не телепортируется к горизонту в пугающей истерике. Из четырех машин он самый мягкий, самый GT-шный.

Супертест: Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo
Турбины вступают с оглушительным свистом и сильным ударом в спину

Enzo и F50 разделить труднее. Оба не так красивы, как 288 или F40, но после двух автомобилей из 80-х от этой парочки просто слетает крыша. Во-первых, сразу чувствуется связь с F1. Во-вторых, у них по 12 цилиндров. И в-третьих, у них по 12 цилиндров.

Но у Enzo есть изъян: полуавтомат мусолит переключения вверх в совершенно допотопном стиле. Ты приноровишься к нему, но все-таки появится мысль: механика лучше. Руль Enzo, подвеска и маневренность – лучше не бывает, и настроенная Шумахером электроника не позволит слажать, но в то же время не стреноживает чудовищную динамику.

Остается F50. Жизнь полосатая, и F50, недавно бывший немодным Ferrari, переживает момент славы. Может быть, клише 90-х снова входят в моду (LaFerrari даже повторяет эту черную линию, которая делит профиль надвое) и коллекционерам сразу понадобился весь набор? Как бы то ни было, редкий автомобиль поднялся в цене.

Супертест: Ferrari 288 GTO, F40, F50, Enzo

288 GTO

Двигатель: 2885 см3, V8 твин-турбо, 400 л.с., 496 Нм
Динамика: 0-100 км/ч за 4,9 с, 304 км/ч
Трансмиссия: 5-ступ. механика, задний привод
Масса: 1160 кг
Выпущено всего: 272

F40

Двигатель: 2936 см3, V8 твин-турбо, 478 л.с., 576 Нм
Динамика: 0-100 км/ч за 3,8 с, 324 км/ч
Трансмиссия: 5-ступ. механика, задний привод
Масса: 1100 кг
Выпущено всего: 1315

F50

Двигатель: 4698 см3, V12, 520 л.с., 576 Нм
Динамика: 0-100 км/ч за 3,7 с, 325 км/ч
Трансмиссия: 6-ступ. механика, задний привод
Масса: 1230 кг
Выпущено всего: 349

Enzo

Двигатель: 5998 см3, V12, 660 л.с., 657 Нм
Динамика: 0-100 км/ч за 3,7 с, 350 км/ч
Трансмиссия: 6-ступ. роботизированная механика F1, задний привод
Масса: 1365 кг
Выпущено всего: 400

Я вообще не понимаю, как о F50 можно было забыть. Автомобиль Карима оснащен очень крутым, очень громким уникальным выхлопом – звук сверхъестественно похож на болид F1. Двигатель – 60-клапанный, 4,7-литровый V12 с четырьмя распредвалами. Мощность выше, чем у главного противника, McLaren F1: на 8000 об/мин мотор развивает 520 л.с. Это сильно.

Но именно подвеска и трансмиссия хватают тебя за причиндалы. Сцепление с двумя дисками, поэтому шестиступенчатая механика не требует усилий. Рычаг скользит в открытой металлической кулисе с потрясающей точностью. Руль без усилителя, трекшн-контроля нет – только ты и машина. По управляемости он где-то между F40 и Enzo. Не такой бешеный, как первый, не такой внезапный, как второй.

На F50 где-то посередине трека TopGear я поймал себя на том, что матерюсь во всю силу легких. V12 воет в ответ, шугая птиц с окрестных деревьев. Да, Ринго всегда был моим любимым битлом.

ТЕКСТ: ДЖЕЙСОН БАРЛОУ / ФОТО: ДЖЕЙМИ ЛИПМАН

Что скажете?

Комментировать 0