Европа vs Америка: "Формула-1" vs NASCAR

Космические технологии против грубой силы. Миллионы фанатов по всему миру. И все же – какой из этих чемпионатов круче?

Когда заходит спор, что луч ше: “Формула-1” или NASCAR, цензура замол­кает. Выражений, как правило, не выбирают. Ну, вы са­ми знаете, что обычно говорят…

“Формула-1” – скукота. Никаких обгонов, каждый уик-энд побеждает один и тот же человек. Спорт жутко дорогой, машины уродливы. Правила? Сам черт ногу сломит! И все же каждый год тысячи зрителей едут смотреть на машинки, гоняющие среди дорогих яхт или грязных полей. Годовой оборот “Формулы-1” – $1,5 млрд. И почти полмиллиарда человек по всему миру уделяют просмотру Ф-1 хотя бы 15 минут в сезон.

NASCAR – отстой, там всего один поворот, и тот левый. Жирные зрители, жирные пилоты. Автомобили собраны из чугунных чушек и мусора. И все же гонку транслируют в 150 странах. McDonald’s, Budweiser и прочие марки, от чьей продукции толстеют, вклады­вают в спорт по $3 млрд ежегодно. Около 75 миллионов взрослых американцев считают себя фанатами NASCAR. Около 3,5 млн каждый год заполняют трибуны спидвеев и жарятся под палящим солнцем.

Европа vs Америка: \

Ромен Грожан идет на взлет. Берегите головы!

Но если отбросить стереотипы, можно найти резон любить и тот, и другой спорт. Да, машины Ф-1 создает без умная профессура в сияюще-белых лабораториях. NASCAR куют в средневековых кузнях верзилы с кувалдами. Но если болид “Формулы-1” – космический модуль, то автомобиль NASCAR – его ракетный двигатель.

Обе гонки появились в одно время, но шли разными путями. Одну начали бутлегеры, гонявшие кругами на грунтовых овалах, другую – богатые плейбои на извилистых уличных трассах. Дешевое против дорогого. Хот-доги против тарталеток.

Европа vs Америка: \

Это не просто куча-мала. Это – гоночная стратегия

В NASCAR без драки нет гонки. Пило­ты с боем пробиваются сквозь толпу соперников, и даже из последнего ряда можно прорваться в лидеры. Попробуй-ка так в “Формуле”! В NASCAR телемет­рия запрещена, и если “Формула-1” вооружена компьютерами, то NASCAR – ключами и монтировками. Формуль­ный пилот может настраивать болид на ходу. Единственное, что ты можешь изменить в NASCAR, – это свой стиль пилотажа. Но не думай, что тут все легко и просто: попробуй-ка настроить автомобиль под крутой бэнкинг овала и 320 км/ч. В гонке скелет машины буквально гнется от центробежных сил.

Европа vs Америка: \

Инженеры “Формулы-1” ведут бесконечную войну с атмосферой, придумывая хитрые ребра и нецензурные носы. За болидом – область яростной турбулентности, которая мешает машинам позади. Грубо обтесанный автомобиль NASCAR оставляет за собой более чистый след, которым пользуется пилот сзади, чтобы набрать темп (при этом впереди идущая машина тоже разго­няется, поскольку и ее толкает вперед чужой вакуум). Если ты присел кому-то на хвост, то и тебе кто-то сядет. Поэтому в NASCAR так часто перестраиваются. В 2011 году пилоты “Форму­лы-1” совершили 80 обгонов за сезон. В том же году лидеры NASCAR обгоняли друг друга 88 раз… за гонку.

Европа vs Америка: \

Когда пилот Ф-1 тормозит в конце прямой, на его тело действует перегрузка в 5 g. Тормозные диски, созданные с применением карбона и искусственного шелка, стоят небольшое состояние. В NASCAR обходятся чугунным литьем, но там меньше пользуются тормозами. Наоборот, пилоты должны поддерживать высокую скорость, работая газом и нащупывая оптимальный эллипс круг за кругом, сотню раз. И хотя диета у пилотов NASCAR не спортивная, нельзя не оценить их выносливость. Вдобавок им нужно выжимать сцепление, а пилотам “Формулы-1” – нет.

Европа vs Америка: \

Лучший вираж в автоспорте. Сухие штаны герою!

Мало кто испытал на собственном опыте эту разницу, только один человек добился успеха и в NASCAR, и в “Форму­ле-1”. Это Хуан Пабло Монтойя. “Гонка NASCAR идет долго, – рассказывает он нам. – Важно терпение и понимание, как изменяется овал. Но вообще эти гонки – два полюса. Я помню, как после зимнего перерыва впервые сел в болид Ф-1 и впервые затормозил. Это было – ух! В NASCAR автомобили очень тяжелые и непредсказуемые, но именно поэтому гонка такая клас сная…”

По традиции, автомобили NASCAR должны напоминать дорожных товарищей. И команды должны выбрать одну из базовых марок: Chevrolet, Ford или Toyota. Идея все та же: в воскресенье побеждаешь – в понедельник продаешь.

Европа vs Америка: \

Автодром в Бристоле. Нет, в Бристоле, штат Теннеси

Но не будем об экономике. Усевшись перед телевизором воскресным днем, вы хотите зрелищ. NASCAR готовит свое из дыма, грохота и потасовок. Но, как в любом хорошем шоу, на первый взгляд тут все просто и легко. “Формула-1” не так выразительна и менее понятна неискушенному зрителю. Конечно, ведь по телевизору не видно, сколько мыслей и сил ушло на создание любой крошечной детальки. Это – урок по физике элементарных частиц. NASCAR же – теория большого взрыва. Что выбрать – решайте сами.

Что скажете?

Комментировать 0