Супертест: MQB

Фольксвагеновская платформа MQB – жутко умная и очень сложная штука. Это будущее автомобильного производства. И его нужно изучить детально

Пять миллионов – это много. Все равно чего. Из пяти миллионов спичек можно построить модель здания парламента, даже в натуральную величину, и еще останется. Пять миллионов средних хэтчбеков, если поставить их плотно друг за другом, протянутся от норвежского Нордкапа до африканского Кейптауна. И обратно. И еще до Лондона.
К 2018 году VW Group собирается собирать столько автомобилей в год из компонентов MQB. Но сейчас эта система используется в производстве всего четырех моделей: А3, Golf, Leon и Octavia. На заре “платформенной стратегии” их предшественники были близнецами. Но если VW хочет построить пять миллионов автомобилей на базе MQB, ему стоит поработать над разнообразием, иначе мы помрем со скуки.

MQB в какой-то мере стандартизирует автомобили в целях экономии, тем не менее они достаточно разнообразны. Вскоре из “конструктора” MQB будут собирать почти все из каталога VW: Polo, Golf, Passat, четыре кроссовера, по крайней мере два MPV, одно-два купе и Beetle. Плюс Audi A1, A3, Q3, Q1, ТТ и другие. Skoda (от Fabia до Superb) и Seat, у которого модельный ряд все шире.

Супертест: MQB

Автомобили совсем разные, вот почему инженеры VW Group выходят из себя, когда слышат слово “платформа”. Самый крупный автомобиль MQB будет кроссовером с тремя рядами сидений и размером с Land Rover Discovery. Самый маленький – супермини. Моторы от трехцилиндровых до VR6 твин-турбо. И два вари анта полного привода: с карданом или с электромоторами на задней оси. А в будущем нас ждет потряс­ный ассортимент трансмиссий и видов топлива.

Но, несмотря на охват, единообразие неизбежно. Определенные величины неизменны – например, расстояние между блоком педалей и передней осью. Это число фиксирует и другие величины в моторном отсеке: точки крепления двигателя, опор и балок. Разработка этой части авто – самая дорогостоящая, да и конвейер строится под нее. Стандартизация экономит кучу денег: заводы могут собирать любую модель, на которую в данный момент есть спрос. Стальной модуль можно производить под несколько вариантов колесных баз, уровней подвески, разные комплекты вспомогательных систем и систем развлечения и навигации. Важно, что места креплений и архитектура электрики единообразны.

Супертест: MQB

Все это можно обсуждать только умозрительно, ведь глазами мы этого не видим. Зато интересно наблюдать на примере этих четырех машин, как каждая команда дизайнеров, инженеров и маркетологов предпочла скомпоновать, оформить и технически оснастить машину под характер марки.

Но не ждите резких отличий. Сдерживающий фактор единого формата вносит свои коррективы. Пятидверный хэтч гольф-класса – один из самых строгих шаблонов в автопроме. Вот поэтому и наши ЭмКьюБированные близнецы не шибко отличаются друг от друга. Или от Ford Focus, Peugeot 308 или Mazda3. Вообще, возьмите что угодно, от Alfa Giulietta до Mercedes A-Class или Hyundai i30, и все они идут той же проторенной дорожкой.

Глядя на них, сложно запутаться

У всех четырех MQB-машин исключительно тихий и приемистый 184-сильный 2,0-литровый турбодизель, передний привод, 6-ступенчатая механика и пять дверей. VW, Skoda и Seat – дизельные псевдо-хотхэтчи со спортивными колесами и подвеской. Но поскольку в конфигураторе Audi больше мест для галочек, чем в анкете на американскую визу, мы не удержались и умыкнули из Ингольштадта А3, спортивный вариант со стандартной подвеской. Будь это S line, он был бы больше похож на остальных.

Четыре Головы, Одна Идея

Супертест: MQB

Александр Пеш

Инженеры VW Group трудятся единым ульем. А вот и пчелы, которые разработали MQB
Менеджер технических проектов, Audi A3
“Эскизное проектирование велось всеми четырьмя марками вместе, – говорит Пеш. – Но в рутинной работе мы разделились”. Audi делала 1,8 TFSI и премиум-инфотейнмент. VW делал бюджетные системы. “Audi – премиальная марка, потому MQB нам нужна гибкой. Остальным нужна экономичность”. И они получают ее благодаря большим объемам. Гибкость Audi означает широкий выбор опций и возможность использовать в конструкциях алюминий. “И еще мы смогли вписать пятицилиндровый мотор в RS3”.
Супертест: MQB

Ульрих Хакенберг

Инженеры VW Group трудятся единым ульем. А вот и пчелы, которые разработали MQB
Глава технических разработок VW Group
Хакенберг разрабатывал MLB (А4, А8, Q5) в Audi. Там он понял, как важна строгость точек крепления основных систем, и увидел, как можно использовать алюминий вместе со сталью. MQB гораздо сложнее. “Golf был моим шедевром, это точно”. Поскольку у Golf уже пошло седьмое поколение, команда “отлично знает”, каким его хочет видеть аудитория. “Нужно уметь видеть правильное русло и создать автомобиль премиум-класса. Разрабатывать Golf – большая честь”.
Супертест: MQB

Матиас Рабе

Исполнительный вице- президент R&D, Seat
“В прошлом баланс маневренности и комфорта в Leon FR был 70:30. Теперь он 50:50. Но эти 50% теперь лучше, чем те 70%, – говорит Рабе. – MQB улучшила все”. Он убежден, что балка на задней оси лучше, чем многорычажка на большинстве Leon: “Каждая марка вольна выбирать, какой комплект использовать”. Он уверен, что “инновации нужно видеть, ощущать и друзьям показывать. Вот почему мы поставили светодиодные фары и отличную аудиосистему”.
Супертест: MQB

Мартин Хрдличка

Главный инженер по шасси, Skoda
“Раньше, – говорит Хрдличка, – Skoda собиралась из деталей VW как придется. Но с MQB она работала с самого начала”. “Наши покупатели возят детей в школу, медленно. Но на обратном пути они не прочь прокатиться с ветерком. Подвеску мы настроили иначе, потому что наша машина длиннее и тяжелее. Задняя балка в большинстве моделей Octavia дешевле и помогает удержать массу наравне с Golf, который меньше. Наш ручник дешевле, но все клиенты говорят, что он надежен”.

Увидев четверку на треке TopGear, мы не запутались. MQB дает красивые пропорции передка и короткий передний свес. У Skoda длиннее колесная база и зад, который напоминает рюкзак, потому что для Skoda главное – пространство. У Audi, VW и Seat база короче. Каждый бренд вправе решать, как он будет разбираться с пространством, дизайном и массой.
Формовка панелей стоит одинаково, поэтому разные кузова не будут отличаться по цене. Skoda, Seat и VW у нас в самой дорогой комплектации, все со светодиодными огнями и фонарями. У Audi те же опциональные штуки. А что же в салонах?

Внутри Skoda все просто и по делу: много места, большие дверные ручки. Материалы хороши, хотя в багажнике-пещере дешевая отделка. На версии RS будут плотные ковши Recaro.

Салон Seat неуютен на глаз: много углов, острые края смотрятся грубо. Но такая уж у Seat тема, снаружи тот же стиль воспринимается отлично. Ведь Leon был сконструирован автором Lamborghini Gallardo. Сиденья в Seat не такие пухлые, как в Skoda.

Супертест: MQB

Skoda

Прочно, практично, удобно пользоваться в перчатках
Супертест: MQB

VW

Клеточка на сиденьях – отличный отсыл к прошлому...
Супертест: MQB

Audi

Алюминиевые детали повышают ценность
Супертест: MQB

Seat

Навигация в стандарте. Хорошая музыка – доступная опция

VW лучше. Еще приятнее на ощупь. Еще взрослее, еще дороже. Клетчатая ткань на сиденьях – не просто тряпочка, а какой-то хитрый материал. Рядом с ним даже опционная кожа в Seat может показаться дешевой. Однако салоны VW, Seat и Skoda объединяет одна черта: цветные тачскрины (в стандарте нет навигации, в опциях – два варианта, с разными дисплеями) и регуляторы климата.

Но если хочется шика, берите Audi. Пластик лучше. Циферблаты и кнопки другие. Ручки и регуляторы в оправе из алюминия с насечкой, решетки дают рассеянный или направленный поток. Регулировка сидений шире. На нашей машине вокруг подстаканников и колонок загорались красивые круги, но это часть опции, включающей светодиодную подсветку и ксенон. Навигация у Audi вдвое дороже, есть отличный дисплей и элегантный контр оллер MMI.

Golf на виражах самый кайфовый

В стандартной спецификации отражено, какими марки представляют своих покупателей. Seat – предложение для новичков: в стандарте светодиодные фары и навигация, а отличная музыка – недорогая опция. Такие фишки видны сразу, а молодежи важно пустить пыль в глаза. Стандартная комплектация Audi не очень щедра, поэтому, когда начинаешь сравнивать версии, разница в цене между VW и Audi становится шириной с Гибралтар. Но опции у Audi (например, навигация) более качественные.

На дороге A3 тоже хорош, а это ценнее всяких денег. Audi выбрала алюминий для литого подрамника передней подвески, капота и передних крыльев. Поэтому A3 едет шустрее, особенно в крутых поворотах. Единственная проблема – когда едешь на Audi как на GTI, подвеска кажется мягковатой. Может быть, спортивная ходовая будет более разумным выбором.

Супертест: MQB

Skoda Octavia

Резон: Если нужен большой багажник или много места на задних сиденьях. Хотя почему бы тогда сразу не выбрать универсал?

Volkswagen Golf

Резон: Да, это хэтч по умолчанию. Но неспроста. Главная причина покупки – в нем мастерски объединено лучшее, что есть в остальных

Audi A3

Резон: Нужен имидж? Базовый автомобиль несколько аскетичен, а опции дороги. Но они безупречного качества

Seat Leon

Резон: Автомобиль для того, кому нужны фишки и хорошая цена. Нужен стильный дизайн и удовольствие от машины. И плевать на салон

В виражах Golf самый классный. Его несложно отправить в занос или снос, просто шевельнув ногой на педали или тупо сбросив газ. Руль более тугой и информативный, чем у A3, может быть, от того, что колеса больше. Но в целом Golf остр. Его подвеска кажется лучше, чем у А3, хотя ход жестче. Leon очень похож на Golf и так же хорошо косит под хот-хэтч. Но заметно, что на шумоизоляции сэкономили. Двигатель у всех одинаковый. Но в А3 он звучит тише, а в Leon заметно грубее, хотя и шум дороги тут сильнее. Но разница заметна, только когда пересажи­ваешься из одной машины в другую.

А вот в Octavia разница заметна сразу. На плохой дороге она более тряская и нервная. На амортизаторах сэкономили, что ли? Задняя подвеска – та же многорычажка, что и у остальных (задняя балка ставится на “Гольф” и А3 мощностью менее 110 сил, а на “Сеаты” и “Шкоды” – при мощности менее 160 сил). Руль тяже лее, чем у остального трио, но информативности это не добавляет. И на обычных скоростях он задумчив при маневрах, а если разогнаться, то начнет лажать там, где остальные и ухом не ведут. В салоне шумнее. Неудивительно, ведь багажник – настоящая эхо- каме ра.

Супертест: MQB

Мы все знаем иерархию цен VW Group. Но здесь не так. В Европе самый дешевый – Seat, а не Skoda (хотя в России все наоборот). Seat и едет лучше, ­поэтому выбор очевиден.
VW в базе дороже, чем Audi (опять же, в РФ все иначе). S Line, с обвесом, большими колесами и ксеноном в стандарте, был бы дороже Golf. Но даже A3 S Line интересен, только если вы сдадитесь и наберете себе всякой всячины и технических штучек из бесконечного списка платных опций. Для большинства из нас Golf укомплектован наиболее продуманно...

В общем, не удивительно, что они продают столько машин. Да, MQB – это групповой проект. Но остальные марки признают главенство VW.

ТЕКСТ: ПОЛ ХОРРЕЛ / ФОТО: ДЖЕЙМС ЛИПМАН / ИЛЛЮСТРАЦИИ: ДЖЕЙМС КЭРИ

Что скажете?

Комментировать 0