Тест-драйв: Subaru BRZ vs шины

Что такое сцепление с дорогой, и откуда оно берется? Почему автомобиль не делает “уши” в первом же повороте? TopGear поможет вам ухватить суть проблемы

Итак, это не просто тест шин. Мы не собираемся читать нудные лекции о физике сцепления, резиновых смесях и о том, как конкретный протектор ведет себя на мокром асфальте. Вам нужно знать лишь основное: для сцепления важно все. Размер, вес, центр тяжести и все такое прочее, а также способна ли подвеска держать шины в контакте с дорогой. Ведь шины, которые то и дело подскакивают в воздух, никакого сцепления дать не могут. (Да-да, Mini JCW!)

И еще вам надо бы помнить, что шина должна уметь помимо сцепления с дорогой. Очень хорошо, когда шины едут тихо, ровно и прямо, не взрываются и гасят неровности, не горбясь под весом машины. Короче говоря, эти четыре маленьких пятна контакта всегда очень-очень заняты.

Тест-драйв: Subaru BRZ vs шины
Стиг, BRZ и много шин – этот микс может выстрелить непредсказуемо

А сегодня у них особенно много забот. Наша идея проста: берем машину и ставим на нее четыре шины, ездим, ждем кое-каких подсчетов, затем ездим на следующем комплекте и даем субъективную оценку тому, чем они отличаются. Считать – моя работа. А носиться по Дансфолду, собирая информацию, будет наш младший научный сотрудник, никогда не снимающий белых одежд. Может получиться очень интересно. Давай, Стиги!

Есть у нас и другие цели. Мы хотим узнать, влияют ли шины на динамику машины. Для этого мы замерили и время разгона до 60 миль/ч, и тормозной путь с 60 миль/ч. А еще интересно знать, есть ли разница в шуме и какие боковые перегрузки можно развить с каждым комплектом.

Итак, шины. Размер одинаковый: 215/45 R17. Это стандартная размерность для нашей Subaru BRZ, которую на заводе обувают в те же шины, что и Prius, – “экологически чистый” Michelin Primacy. Нет, они не из натурального каучука. Но сделаны так, чтобы был меньше расход и выброс CO2. Это не так сложно – просто надо, чтобы резина и каркас были жесткие, тогда и сопротивление будет меньше. Но и цеп­ляются за асфальт они хуже.

Тест-драйв: Subaru BRZ vs шины

В нашем тесте Michelin – этакая золотая середина. Но что если поставить на Subaru спортивные шины? Шаг вперед, Continental ContiSportContact 5! А потом мы обнаглели и решили, что должны испытать и шины для трек-дней: Yokohama Advan AO48. Выглядят они дико, но на дороге, тем не менее, легальны. И последний комплект – бюджетные Arrowspeed N1000. Поставить и отбалансировать все четыре таких покрышки можно по цене одной “Йоки”. Но тут мы не ждем великих свершений.

Тест-драйв: Subaru BRZ vs шины

Arrowspeed N1000

Время круга: 47,8 с
Шум на 70 миль/ч: 83,3 Дб
Тормозной путь с 60 миль/ч: 37,0 м
Разгон до 60 миль/ч: 6,9 с
Боковая перегрузка: 0,97 G

Michelin Primacy

Время круга: 46,1 с
Шум на 70 миль/ч: 81,4 Дб
Тормозной путь с 60 миль/ч: 35,4 м
Разгон до 60 миль/ч: 6,8 с
Боковая перегрузка: 1,02 G

Continental CSC 5

Время круга: 45,2 с
Шум на 70 миль/ч: 81,8 Дб
Тормозной путь с 60 миль/ч: 34,4 м
Разгон до 60 миль/ч: 6,6 с
Боковая перегрузка: 1,05 G

Yokohama Advan AO48

Время круга: 43,8 с
Шум на 70 миль/ч: 85,6 Дб
Тормозной путь с 60 миль/ч: 32,2 м
Разгон до 60 миль/ч: 6,6 с
Боковая перегрузка: 1,14 G

Пока эти шины новенькие, они ведут себя как остальные: не слишком гудят и вполне прилично цепляются. Проблемы появляются после пары быстрых кругов. Протектор разогревается, потом перегре­вается и просто отслаивается. Спасибо, Стиг, за науку! За одинаковое количество кругов Arrowspeed сносился вдвое, втрое сильнее, чем Michelin или Continental. В обычных условиях на это потребовались бы тысячи километров пробега. В пределе N1000 изгибались и портили чистоту маневра BRZ, которую нам дарит даже “­гражданский” Michelin.

Тест-драйв: Subaru BRZ vs шины

Стиг развил 1,14 G, а за артистичность получил 8,4

Шины Primacy должны бы иметь ­преимущество в тесте, потому что BRZ настраивали именно под них. И результат бодрит. Сцепление в повороте превосходно: в руках Стига машина была способна развить хорошую боковую перегрузку. Но самое приятное тут то, что когда ты достиг предела, шины ослабляют хватку не враз – успеваешь заметить. Кроме того, Michelin оказался самым тихим, и Subaru вел себя естественно и дружелюбно.

Тест-драйв: Subaru BRZ vs шины
Первое, что нужно понять: почему шины начинают скользить при разгоне, торможении или в повороте. Максимальное сцепление, которое может обеспечить каждая шина, пропорционально весу, приходящемуся на колесо, и коэффициенту трения между резиной и дорогой. В движении этот максимум распределяется между поперечными и продольными нагрузками. В повороте, например, возникает боковая сила, из-за которой снижаются возможности торможения. И наоборот, при максимально интенсивном разгоне шины плохо держат машину на траектории. Этот баланс сил хорошо демонстрирует круг трения, который описывает их суммарный вектор.

Как и с шинами Continental. Сначала мы подумали, что полноценные спортивные катки – это чересчур для 200-сильной BRZ. Излишняя цепкость испортит приятный баланс мощности и сцепления, который дает Michelin… но мы ошиб­лись! Да, порой сорвать машину в занос было трудно, но какое это имеет значение в реальном мире? А держит Continental несравнимо лучше, и рулится Subaru острее. И на выходе из крутых поворотов можно почувствовать, как работает дифференциал. Отличная работа.

Осталась Yokohama. Но только мы вынули из фургона эти без пяти минут слики, нас спрыснуло дождичком. М-да, в дождик без протектора худо... Однако Advan стал настоящим откры­тием – к мокрому асфальту шины липли так же крепко, как Continental. А вот на лужах картина иная – полуслики, что ожидаемо, очень не любят воду.

Тест-драйв: Subaru BRZ vs шины

Они вообще очень специфичны. На обычной дороге Subaru с тем же успехом можно было обуть в зубастую внедорожную резину – так они гремели вне гладкого Данфолда. А на треке, где их сцепление почти шокировало, не меньшим шоком стал момент, когда Advan в повороте держать перестал. Вдруг, без предупреждения. С шинами Yokohama BRZ стала просто другой машиной – сложной в управлении. Эти шины вполне можно использовать для трек-дней, они не только хорошо держат дорогу и долго не изнашиваются, но и дадут машине новый, увлекательный характер. А еще срежут четыре секунды с круга. Спросите Стига!

ТЕКСТ: ОЛИВЕР МЭРРИДЖ / ФОТО: ДЖОН УИЧЕРЛИ

Что скажете?

Комментировать 0