Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

Нечто большее, чем рекордсмен Нюрбургринга? Понять это можно лишь на практике...

Вопят клаксоны. Я буквально чую, как мечутся молекулы воздуха в волнах визга, рева и кряканья. Шум давит все больше, хочется сбежать. Но до конца туннеля еще далеко.

От звуков окружающий воздух становится вязким. И я решаю прорвать акустическую пелену туннеля коротким оглушительным аккордом. Какофонию часа пик перекрывает пронзительная нота. Когда она обрывается, воздух на секунду пустеет, становится тихо. А затем снова накатывает гул.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

Гибридный привод и электромотор дают на ходу совершенно новые, неведомые ощущения

Тесный туннель, куда сливается вечерний поток, слушается моей правой ноги. Как и самый потрясный атмосферный мотор, когда-либо молотивший поршнями в серийной машине.

Porsche – мастер по таким штукам. Возможно, гибриды, электричество и технологический гений и способны оттеснить за кулисы старый добрый ДВС. Но только не сейчас. Сейчас Porsche 918 Spyder – первородное значение слова “гиперкар”: скорость, звук и страстное желание быть замеченным. Я бы мог повернуть шероховатую вертушку на руле на “Е” и перейти в электрорежим. Но не хочу.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder
Weissach Pack
Наша машина с этим опционным пакетом была легче на 41 кг (магниевые диски, керамические подшипники, тощая шумоизоляция и прочие прелести вроде карбонового прута вместо гидравлической стойки капота). Стоит все это €72 000, или €1756 за килограмм

Ранее тем же днем. Вайсах, КБ Porsche под Штутгартом. Здесь они делают все – от первых набросков до готовых прототипов. И здесь всего за три года они вдохнули жизнь в 918 Spyder.

Нас ведут в дальний конец, вдоль дверей без -табличек, прямо на гоночный трек. Не думаю, что местные жители сетуют на то, что утреннюю тишь разрывает своим ревом новейший прототип LMP1. Ведь Porsche правит этим городом, на нем – вся местная экономика и рынок труда.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder
Мы хотели поднять на новый уровень буквально все, а не только время круга

В обычном помещении одного из безымянных зданий нас встречает доктор Франк-Штеффан Валлизер. Имея огромный опыт в Porsche (электроника и автоспорт), он стал идеальной кандидатурой на должность шефа программы 918. Он ведет нас на экскурсию. На улице полно 918-х. Он показывает первый прототип, поставивший рекорд на Ринге, и еще один, в монохромной ливрее Martini. Было построено двадцать пять прототипов и еще столько же – для тестов. Ну и масштабы! Около дюжины машин стоят здесь, в том числе чистенькая, почти готовая, цвета Chrome Blue. Это наша. Но мы идем дальше, в светлые мастерские с высокими потолками.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

Здесь снова 918-е, разной степени собранности. Валлизер показывает мне детали мотора на застланном тканью столе, разрешает взять их и повертеть в руках. Титановые шатуны удивительно легкие. Не могу налюбоваться на рельефную ковку. “Я считаю, – говорит Франк с большим пиететом, – что это лучший мотор из тех, что я делал”.

Что поражает меня больше всего, так это то, как плотно упакован 918, как тесно уложены его механизмы. Нет ощущения, что кузов распирает и агрегаты готовы прорвать карбоновые панели. Но если их снять, Spyder станет инсталляцией в духе Гюнтера фон Хагенса: кожи нет, но внутренности сохраняют форму организма. Двигатель? Он, как у Boxster, спрятан за карбоновой сеткой под изгибами выходящих наверх вороненых выхлопных труб.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

Валлизер подводит меня к машине и вручает ключи. Я слегка разочарован тем, что вижу тот же профиль Panamera, что и на остальных ключах от Porsche. Я ждал как минимум кусок “карботана”. Не меньше я удивлен тем, что он не дал мне никаких инструкций. Лишь указал, куда положить телефон, и огорчил отсутствием регулировки руля по высоте (только дальше–ближе). Разбираться во всем мне пришлось самому. И я разобрался за... 10 секунд.

Памятуя о сложности механизмов, я приготовился к лекции. Но ездить на 918 удивительно просто. Справа под костяшками пальцев – рычажок с насечкой, который меняет передачи. Такая же насечка “ромбиком” и на маленьком тумблере внизу руля – это селектор режима привода. На ощупь все приятно алюминиевое и очень четкое.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

Без крыши, в пустом туннеле... Было бы невежливо не поддать газку

Потяни толстенький рычаг в D и поверни вертушку, чтобы выбрать режим: E – электричество, H – гибрид, S – спорт и R – гонка. Все ясно? На электричестве можно протянуть 30 км, разогнаться до сотни за 6,2 с и выйти на 146 км/ч. Гибрид тасует электротягу и внутреннее сгорание. А в спортивном и гоночном режимах солирует V8. Подвеска настраивается отдельно. Точнее, ее лучше не трогать. “Когда Марк устанавливал время круга , он выбрал автоматический режим для коробки и мягкий – для подвески, – говорит мне Валлизер. – Жесткий – только для гладких треков”.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

Мы выползаем из Вайсаха на электричестве. Очень непривычно. Так тихо, что слышна щекотка дисков суппортами. Непонятно, нравится мне это или нет. Когда в гиперкаре поворачиваешь ключ зажигания (все еще приходится это делать), в ответ – тишина, лишь вспыхивает надпись “Ready” на панели приборов. Но в этом весь 918. Он совершенно не стыдится желания быть и экономичным, и супербыстрым одновременно. За первые несколько километров он ест в среднем 8,8 л/100 км. Но когда подключается V8, я каждый раз вздрагиваю. Это происходит внезапно. Эффекта маховика почти нет, мотор мгновенно заводится и глохнет, низко бурчит на малых оборотах. В результате знакомства самым поразительным оказывается центральная консоль. Это один сплошной тачскрин, как у смартфона, – растягиваешь пальцами, листаешь, кликаешь. Лучшая бортовая система, которая мне только встречалась.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder
Машина подана, мистер Стиг. Обуть новую резину или предпочтете уничтожить старую?

Что касается миссии самой машины, то у 918 за €991 300 она не так прямолинейна, как у McLaren P1 (быть лучшей драйверской машиной в мире). Вот что говорит Валлизер: “Мы хотели поднять на новый уровень буквально все: материалы, волокно, аккумуляторы, гибридную схему. И, конечно, салон: функциональность руля, управление мультимедиа, телефоном, навигацией... Нас занимает не только время круга”. Но есть и вопрос: не превратится ли 918 с таким всеобъемлющим фокусом в мастера на все руки, который толком ничего не умеет?

На специальном скользком участке трека я обнаруживаю, что хотя 918 и способен мирно катить по дороге, его характер суров. Ход устойчивый, но жесткий. Зацеп хорош, пока я, как в центрифуге, нарезаю круги. Бросишь газ – и 918 агрессивно срывает заднюю ось. Выровнять его сложно и, как подчеркивает Валлизер, нельзя предсказать, куда пойдет электротяга, – это диктует система. Не уверен, что мне это нравится, но я потрясен тем, как 918 маневрирует. Тем, как точен руль – совсем как у GT3. Тем, как гибок баланс шасси.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

918 на площадке для срыва в занос на полигоне в Вайсахе – мозговом центре Porsche. И здесь он как дома

По другую сторону стены вдруг раздается визг тормозов. Это что, LMP1? Внезапно, из-за, казалось бы, сплошного забора он выскакивает на трек. Это Стиг, и он явно учуял лакомый кусок. Свежезаряженный аккумулятор, видимо. Стиг в курсе, что электричество рождает скорость, он отлично понимает 918 и расстается с ним лишь тогда, когда заряд батарей на исходе. Спасибо, что вообще вернулся.

Но нам нужно кое-куда заскочить. В Бад-Вильдбад. Спутниковая навигация программируется восхитительно легко. И второй раз за утро я выезжаю на 918 из Вайсаха и вливаюсь в поток. И замедляю его. Все стараются подъехать поближе. Очевидно, что 918 Spyder здесь необычное явление, и да, местные от него в восторге. Лично мне нравится драматизм форм задней части, хотя нос с утопленными фарами несколько слабоват. Как, кстати, и у McLaren P1. Уверен: тому есть убедительное объяснение с точки зрения аэродинамики. Но посмотрите на Aventador. Уж до него им обоим далеко.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

1. Крутилки

Алюминий с насечкой – тема салона. Эти маленькие ролики управляют меню тачскрина

2. Кнопки

Две верхние кнопки в ряду управляют круиз-контролем и механикой. А нижняя конфигурируется

3. Режимы

Выбери Electric, Hybrid, Sport или Race. Красная кнопка? Это “быстрый круг”, и она высасывает аккумулятор

2. Тачскрин

Изогнутая стеклянная панель с функцией “мультитач” управляет и вторым дисплеем

Салон – другое дело. Он прекрасен. Пожалуюсь разве что на спинку сиденья. Она стоит отвесно и не регулируется. Обзор превосходен, а всеми кнопками приятно пользоваться. Правда, тормоза стоят особняком: слишком слабые в начале и слишком резкие в середине хода. Прозвучит как фраза из “Стар трека”, но у системы рекуперации явно недоработан алгоритм.

День промозглый, на дороге листва, а у меня 887 лошадей и 800 Нм, начиная с 800 оборотов. Да-да, восьмисот. В 918 электромотор мощнее, чем у P1. На 100 л.с. И приходится это учитывать. Представьте себе идеальную турбину с мгновенным подхватом.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder
Переход от наката к пушечному ускорению шоковый. Это нечто нереальное

Удивляет и то, как 918 разгоняется на высоких передачах с низких оборотов. Можно начинать разгон с пятой передачи. Вообразить себе это невозможно, ничего подобного вы никогда не чувствовали. Ничто не снимается с места, как он, с 1000 оборотов, выкручивая позвоночник. Переход от наката к ускорению – шок. И дальше, когда стрелка проходит отметку 3000, ты ощущаешь процесс передачи полномочий – электромотор постепенно уступает атмосферному двигателю. Разгон при этом не ослабевает, и невероятная тяга идеально слушается правой ноги. А как сам V8? Давайте вытащим на свет показатели и сравним их с цифрами изумительного 4,5-литрового мотора в корме Ferrari 458 Speciale. Разницы почти нет. И поет 918 так же мелодично вплоть до 9150 оборотов. А какого еще звука вы ждали?

Летя через Шварцвальд, 918 ревет и визжит. И хотя причудливый Бад-Вильдбад вполне мог бы иметь название получше, дороги здесь адские. Но Spyder не теряется. Он так устойчив, надежен и уверен в себе, так похож на GT3, что любой может ездить на нем быстро по любой дороге. Эти 887 лошадей вполне управляемые. Чтобы такое сотворить, нужно быть гением.

Тест-драйв: Porsche 918 Spyder

Я не ездил на P1, но, по словам Джереми и Тома Форда, он опасен. Porsche из другого теста, это – всепогодный гиперкар. И он не претендует на рафинированную нишу, занятую P1 и LaFerrari. Да, он не такой мачо и не так коварен, как McLaren (и Ferrari, как мы думаем).

Я раздумывал об этом вечером по дороге в Штутгарт, как раз после того, как окатил звуком тот туннель. 918 Spyder способен есть 8 л/100 км, может быть острым, как бритва, на треке, и умеет привлечь внимание, бесшумно скользя по городу и громко рыча на трассе. Сегодня, впервые сняв крышу, я пожалел, что не сделал этого раньше. Звук стал еще чище и ярче!

Кажется, что каждая его грань отполирована в отдельности. Это потрясающий автомобиль. Он больше, чем гиперкар на каждый день. И больше, чем доказательство жизнеспособности гибридного привода в эру ПП (после “Приуса”). Это – шаг в будущее. И сегодня, возможно, это самый полноценный гиперкар.


PORSCHE 918 SPYDER
Цена: €1 082 300 (€991 300 без Weissach Pack)
Двигатель: 4593 см3, V8, 608 л.с. при 8700 об/мин
Электромоторы: 285 л.с.
Аккумулятор: 6,8 кВт/ч
Суммарно: 887 л.с., 1280 Нм
Динамика: 0-100 км/ч за 2,5 с, 0-200 км/ч за 7,2 с, 0-300 км/ч за 19,9 с, 344 км/ч
Расход: 3 л/100 км
Трансмиссия: 7-ступ. PDK с двумя сцеплениями, полный привод
Тормоза: керамика, 410 мм спереди, 390 мм сзади
Багажник: 110 л
Топливный бак: 70 л
Масса: 1634 кг, 535 л.с./тонну
Габариты (мм): 4643x1940x1167



ТЕКСТ: ОЛИВЕР МЭРРИДЖ / ФОТО: ДЖОН УИЧЕРЛИ

Что скажете?

Комментировать 0