Первый раз: Nissan ZEOD

Сначала экспериментальный DeltaWing, а теперь еще более невероятный гоночный автомобиль для Ле-Мана. Инженеры Nissan время даром не теряют. Знакомьтесь, ZEOD. На батарейках

После преждевременной кончины экспериментального DeltaWing, который пал жертвой Toyota в битве при Ле-Мане 2012 года, у Nissan остался должок перед 24-ми гонками. И Nissan собирается отомстить, у него уже есть оружие — ZEOD Racecar. Новое творение гениального автора DeltaWing Бена Боулби по форме напоминает предыдущее. Но не встречайте болид по одежке. Физически у ZEOD ничего общего с DeltaWing нет. Под карбоновым кузовом радикально иная конструкция, потому что этому автомобилю придется доказать не только то, что он умеет закладывать виражи.

ZEOD или "Zero Emission On Demand" - первый в истории автомобиль, который будет проходить круг за кругом 13-километровой трассы на одном лишь рекуперированном электричестве (по крайней мере, на это надеются японцы). "Кажется, что тут сложного, - говорит Боулби, - но мы просто все наши головы уже сломали".

Изобретя эту конструкцию, Nissan вступил на неизведанную территорию. Вместо того чтобы кружить по гоночной трассе на огромном ДВС, он будет использовать 50-килограммовый 320-сильный трехцилиндровый бензиновый двигатель и 120-килограммовые литиево-ионные аккумуляторы, питающие два мощных электромотора. Теоретически это гибрид. Но в отличие от лемановских прототипов Audi и Toyota, бензиновый мотор не будет работать вместе с аккумуляторами и даже не будет их заряжать. Вместо этого хитрая трансмиссия и рекуперативные тормоза помогут ZEOD собрать уходящую впустую кинетическую энергию, которая обычно теряется с теплом от тормозов. Эту энергию потом превратят в электричество, и она зарядит аккумуляторы, которые потом будут питать машину. Это открывает новую главу в книге гоночных стратегий.

Первый раз: Nissan ZEOD

План действия такой: смену из 11 кругов ведет экономичный бензиновый двигатель (без помощи электричества). В это время, каждый раз, когда машина тормозит, рекуперированная энергия заряжает огромный крутой аккумулятор. Когда у ДВС заканчивается топливо, задние колеса крутят электромоторы, и машина делает еще один круг, когда все уже ушли на пит-стопы.

И скорость она при этом не сбрасывает. Общая мощность электромоторов даже чуть больше, чем у ДВС: 326 л.с., если точно. И на электротяге ZEOD разгоняется до сотни за три секунды и развивает на прямой Мюльсанн 298 км/ч. Боулби надеется, что средняя скорость у болида на электричестве будет 217 км/ч, то есть круг за 3:40 с небольшим. Резвость как у LMP2. Но поскольку ZEOD — проект в классе “Гараж 56”, у него нет конкурентов. И, кроме безопасности, у него нет никаких технических норм. То есть Nissan волен делать что хочет, чтобы получить круг без выброса.

Первый раз: Nissan ZEOD

"Гоночная трасса - очень дешевый испытательный полигон для новых технологий, делай что хочешь, не волнуясь о клиентах", - говорит Боулби. И ZEOD предложил радикальные ответы на вечные гоночные вопросы. Он весит 600 кг, на 300 легче, чем лучшие гоночные автомобили. Ему не нужен стартер и генератор, рекуперированная энергия питает всю электрику: помпы, фары и так далее. ZEOD не нужна задняя передача, он просто крутит моторчики вспять, если нужно.

ZEOD открывает новую главу в большой энциклопедии гоночных стратегий

Пользуясь свободой на полную катушку, Nissan убрал антикрыло и зеркала заднего вида, впервые на болиде! Только одна эта маленькая модификация дает огромное преимущество в лобовом сопротивлении, улучшает расход энергии из аккумулятора и увеличивает экономичность ДВС. Но Nissan не оставит пилотов без глаз, здесь есть камеры и сенсоры от серийных моделей, которые подскажут гонщику, что у него кто-то повис на хвосте. Все это делает ZEOD на 40% экономичнее DeltaWing, который и сам ел немного.

"Он ни на что не похож, - говорит пилот-испытатель Михаэль Крумм. - В кокпите кнопки, которых я в жизни не видел. И меня предупредили, чтобы я был поосторожнее, а то током ударит".

Знаменитые предки

Первый раз: Nissan ZEOD

1986: Nissan R85V

Nissan имеет неслабую историю выступлений в Ле-Мане. Встречайте славное прошлое.
Первый выход в Ле-Ман. Даже с 680-сильным V6 он финишировал только 16-м.
Первый раз: Nissan ZEOD

1990: Nissan R90CK

Nissan имеет неслабую историю выступлений в Ле-Мане. Встречайте славное прошлое.
Семь таких чуловищ с 800-сильными V8 носились по Ле-Ману 90 года с максималкой в 365 км/ч
Первый раз: Nissan ZEOD

1995: Nissan Nismo GT-R LM

После 5-летнего перерыва, "Ниссан" возвращается со знаменитым Skyline. Тот борется против McLaren F1, но финиширует только 10-м
Первый раз: Nissan ZEOD

1998: Nissan R390 GT1

Сконструирован лишь с одной целью: выиграть Ле-Ман. В 1998 финишировавшие машины пришли 3-й, 5-й, 6-й и 10-й. Не сложилось...

При таких технологиях не слишком ли скромная цель — один электрический круг на 11 бензиновых? Оказывается, нет. “Мы используем самые продвинутые аккумуляторы в мире, - объясняет Боулби. - И нам нужно 11 кругов или 605 торможений, чтобы зарядить их на один целый круг. Если бы мы хотели сделать два круга на электричестве, нужен был бы аккумулятор вдвое больше. Или даже втрое, потому что автомобиль стал бы тяжелее, и нужно было бы больше прижимной силы, другие шины. То есть дальше мы уже начинаем терять”.

"24 часа Ле-Мана" славится как полигон для новых технологий. Дворники, дисковые тормоза и турбины — все они появились в этой гонке и потом перешли на гражданские машины. Энди Палмер, исполнительный вице-президент считает, что так случится и с технологией ZEOD.

Первый раз: Nissan ZEOD

"Проще всего перенести на дорогу отсутствие зеркал. Но технологию ZEOD тоже можно использовать в легковых автомобилях. Водители смогут переключаться с бензина или дизеля на электричество. То есть когда вы въезжаете в центр Лондона, просто переключитесь и не платите налог на выброс".

ZEOD на 40% эффективней, чем DeltaWing

Но еще интереснее, Палмер говорит, что стреловидная форма тоже может пригодиться. "DeltaWing доказал, что концепция работает, а ZEOD заставляет задуматься, не окажутся ли разнесенные передние и задние колеса (когда машина юрче поворачивает, меньше снос передней оси и прижимная сила больше) полезны для дороги. С точки зрения концепции получился бы прекрасный спорткар".

Первый раз: Nissan ZEOD

Но прежде чем вы начнете мечтать о GT-R в форме ZEOD, вспомните, что болид еще долго будет готовиться к Ле-Ману. "Весь этот проект — путешествие в неизвестное, и поэтому несколько пугает, - признается Боулби с нервным смешком. - Многое из того, что мы делаем, никто раньше не делал. А сделать так, чтобы автомобиль мчал по треку целые сутки, - самая сложная задача для автомобильного инженера". Работа над двигателем еще не окончена, а с аккумулятором уже начались проблемы. "Большой трудностью было собрать аккумулятор, чтобы он не расплавился", - говорит Боулби с тревогой в голосе. Но если все пойдет по плану и найдется достаточно длинная прямая, считает Боулби, этот электромобиль легко станет самым быстрым в мире.

Что скажете?

Комментировать 0